Кто входит в состав комиссии по проведению соут? — юридические советы

Срок подписания отчета комиссией

Кто входит в состав комиссии по проведению СОУТ? - юридические советы

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В какие сроки комиссия должна подписать отчет?

1. Срок подписания отчета комиссией не установлен.

После окончания СОУТ проводившая ее организация составляет отчет о ее проведении. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет о проведении СОУТ утверждает председатель и подписывают все члены комиссии.

Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

2. Срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом.

Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования п. 5.1 ст.

15 Закона № 426-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда».

Рекомендация: Как организовать и провести специальную оценку условий труда

«Комиссия по проведению СОУТ

За организацию и проведение спецоценки отвечает комиссия. Число ее членов должно быть нечетным. Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом работодателя. Эксперты организации, проводящей СОУТ, в комиссию не входят.

Комиссию формируют из представителей работодателя, в ее состав должны входить:

 специалист по охране труда;

 представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Комиссию возглавляет непосредственно сам работодатель или его представитель, наделенный правом подписи. Подписать заключительный акт может уполномоченный представитель организации, если такое право закреплено за ним в доверенности.*

Особые правила действуют для малых предприятий. Они должны включать в состав комиссии:

 работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);

 других полномочных представителей работодателя;

 специалиста по охране труда либо другое лицо, исполняющее его функции;

 представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

График проведения спецоценки

Жестких требований к графику спецоценки нет – документ составляют в свободной форме. Сроки проведения СОУТ также не установлены. Все зависит от количества рабочих мест в организации и условий труда на них.

График можно составить отдельным приказом, включить в текст приказа о СОУТ или оформить в качестве приложения к нему. В графике проведения спецоценки указывают ее сроки и этапы.

Все члены комиссии по проведению СОУТ должны ознакомиться с графиком под подпись.*

Список рабочих мест, которые надо оценить

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых надо провести спецоценку. Для этого составляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места. Они должны отвечать следующим требованиям (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

 располагаться в одном или нескольких однотипных производственных помещениях;

 оборудоваться однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

 на них должны работать люди одинаковой профессии, должности, специальности;

 на них должны вестись однотипные технологические процессы и выполняться одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме работы;

 на них должны пользоваться одинаковыми инструментами, приспособлениями, оборудованием, материалами, сырьем и СИЗ.

Если выявлены аналогичные рабочие места, СОУТ достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Об этом говорится в статье 16 Закона № 426-ФЗ».

< >

«Отчет по результатам спецоценки

После окончания СОУТ проводившая ее организация составляет отчет о ее проведении. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении СОУТ утверждает председатель и подписывают все члены комиссии.*

Ситуация: могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ

Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).*

Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.

Работодатель вправе (ст. 4 Закона № 426-ФЗ):

 требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;

 проводить внеплановую СОУТ;

 требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;

 обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Отчет о проведении СОУТ содержит:

 данные об организации, которая провела спецоценку;

 перечень рабочих мест с указанием вредных и опасных производственных факторов;

 карты СОУТ;

 протоколы проведения исследований и испытаний;

 протоколы оценки эффективности СИЗ;

 протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований и испытаний (при его наличии);

 сводную ведомость СОУТ;

 перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

 заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

Внимание: срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом.

Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.

1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ».*

13.11.2017

Источник: https://www.law.ru/question/77510-srok-podpisaniya-otcheta-komissiey

Комиссия по специальной оценке условий труда

Комиссия по специальной оценке условий труда (Комиссия, – ред.) назначается работодателем до начала проведения процедуры (СОУТ – Спецоценка, – ред.).

Основные функции, которые она несет, это организация и проведение спецоценки совместно с независимой аккредитованной организацией по СОУТ.

Но ее участие ограничивается только лишь организаторской и наблюдательской функцией, так как основную оценочную работу осуществляет организация по СОУТ. В перечень обязанностей комиссии входит:

  • Формирование всего необходимого комплекта локальной нормативной документации в области охраны труда (ОТ, – ред.);
  • Утверждение графика проведения работ;
  • Приведение наименований профессий и должностей в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Классификатор, – ред.);
  • Подготовка и утверждение перечня рабочих мест (Перечень, – ред.);
  • Разработка по результатам СОУТ мероприятий по улучшению условий труда;
  • Подготовка сведений о компенсациях работникам, занятых на работах с вредными условиями труда.

Состав комиссии определен ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2014 г., иерархия по которому включает председателя и членов комиссии.

Председателем, как правило, назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии – представители работодателя, в том числе, специалист по ОТ, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. При этом число членов, включая председателя, должно быть нечетным.

Как правило, большинство организаций в стране относятся к предприятиям малого бизнеса и в целях экономии штатная единица специалиста по ОТ не вводится, как и не формируется профсоюз.

В таком случае порядком предусмотрено, что основные функции берут на себя работодатель или же привлекаются представители сторонних аккредитованных организаций на основании гражданско-правового договора.

В области охраны труда сегодня данная услуга стала называться «аутсорсинг охраны труда» или осуществление функций служб охраны труда.

Стоит отметить, что услуга с одной стороны позволяет значительно сэкономить работодателю за счет того, что ежемесячное обслуживание привлеченного отдела ОТ, к примеру, может обходиться в 20-25 000 рублей, в то время как средняя заработная плата специалиста по ОТ в Москве и МО составляет порядка 45-50 000 рублей. С другой стороны, даже такие суммы выделять малому бизнесу на поддержание системы охраны труда в организации бывает крайне сложно.

Несмотря на отсутствие данных категорий специалистов, организации по СОУТ допускают включение в состав комиссии только представителей руководителя. Это, как правило, управляющий состав предприятия. По рекомендации специалиста по охране труда ООО «Электростандарт» А. К. Харченко,

Работодателям важно учесть, что для выбора состава комиссии должно проводиться заседание, по итогам которого необходимо составлять протокол общего собрания трудового коллектива о назначении членов комиссии. Несомненным преимуществом для каждого члена будет наличие свидетельства о проверке знаний по общим вопросам охраны труда и спецоценки в частности.

Состав комиссии утверждается внутренним приказом работодателя. Строгой формы по его заполнению и оформлению не существует. Важно, чтобы в документе отражалось направление, по которому должны реализовываться требования приказа, данные об ответственных лицах (ФИО, наименование должности), их обязанностях и сроках проведения каждого этапа работ в организации.

Источник: https://1cert.ru/stati/komissiya-po-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda

Алгоритм проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда все еще остается мало-апробированной процедурой, методические руководства которой находятся в стадии утверждения. Но она затрагивает каждого работодателя, поскольку ее осуществление является обязательным для всех. Пошаговое описание необходимых действий позволит работодателю соблюсти алгоритм СОУТ с наименьшими потерями.

Формирование комиссии

Кто должен быть задействован в комиссии? В первую очередь специалист по охране труда и представитель профсоюзной или другой организации, отстаивающей интересы персонала. При отсутствии таковых назначаются любые сотрудники. Руководитель или его зам — возглавляет комиссию в качестве председателя. Представитель экспертной организации не может входить в состав комиссии.

Читайте также:  Должностная инструкция педагога-психолога - образец - юридические советы

А как быть субъектам малого предпринимательства? ИП придется самому возглавить комиссию, в которую также войдут два других работника. Количественный состав должен быть нечетным и включать не менее 3 человек. ИП с одним наемным работником формальное требование выполнить не могут. Как им поступать, все еще неизвестно.

Создание приказа

Приказ, не обладающий унифицированной формой, создается для утверждения состава комиссии, регламента ее работы и графика проведения СОУТ. Поскольку примеры оформления данного документа отсутствуют, можно временно ориентироваться на аналогичный приказ по аттестации рабочих мест (АРМ).

Утверждение списка рабочих мест, требующих спец.оценки

Формирование списка начинается с выявления аналогичных рабочих мест потому, что можно ограничиться проведением спец.оценки только 20% из них (но не менее двух), чтобы результаты распространились на остальные 80%. Для многих работодателей – это шанс сэкономить временные и денежные ресурсы.

Чтобы определить наличие в вашей компании аналогичных рабочих мест, необходимо дать ответы на несколько вопросов:

  • Рабочие места размещены в одном или в нескольких однотипных помещениях?
  • Рабочие места оснащены идентичными инженерными системами (вентиляция, освещение и прочие)?
  • Рабочие места предусмотрены для работников одинаковой профессии (должности), одинакового рабочего режима, оборудования, технологического процесса, сырья и материалов?

Если ответ на все вопросы положительный, значит, рабочие места будут признаны аналогичными.

Например, на складе задействовано 10 работников, выполняющих должностные обязанности в одном помещении, в одинаковом рабочем режиме, с одинаковым оборудованием и товаром. Все ответы положительные, значит, все эти 10 рабочих мест – аналогичные. Это дает возможность ограничиться проведением спецоценки двух из них и тем самым, сэкономить 80% денежных ресурсов.

Выбор аккредитованной экспертной организации

Закон о СОУТ устанавливает ключевые требования, которым должна соответствовать экспертная организация:

  1. Проведение спецоценки должно быть одним из основных видов деятельности, подтвержденным уставными документами.
  2. На основании трудового договора должно быть задействовано не менее пяти сертифицированных экспертов, специализирующихся на проведении СОУТ. Один из них обязательно должен обладать дипломом врача по одной из специальностей «санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «общая гигиена» или «гигиена труда».
  3. Аккредитованная испытательная лаборатория должна являться структурным подразделением экспертной организации, обеспечивающим проведение измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

На данный момент очень сложно найти экспертную организацию, отвечающую всем вышеуказанным требованиям. Оперативно провести спецоценку и сократить время поиска поможет организация с аккредитацией Минсоцразвития и Минтруда на деятельность, связанную с АРМ.

Вам может помочь наша статья с обзором аккредитованных лидеров рынка СОУТ

Они могут осуществлять СОУТ на протяжении переходного периода до завершения срока действия их аккредитации. После выбора экспертной организации с ней заключают гражданско-правовой договор и приступают к работе, соблюдая алгоритм проведения соут.

Источник: http://1sout.ru/info/articles/algoritm-provedeniya-sout/

Комиссия по проведению СОУТ

15-12-2016

СОУТ – это специальная оценка условий труда, которая проводится независимой лицензированной организацией. Конечно же основные функции спецпроверки несет проверяющая организация, но работодатель перед СОУТ формирует свою комиссию.

Для чего нужна комиссия по проведению СОУТ?

Основными функции данной комиссии является наблюдательская и организационная деятельность во время прохождения оценки условий труда, но так же эта комиссия выполняет ряд других обязанностей, например: подготовка всей документации, которая касается охраны труда, так же составление и утверждение графика проверок, подготовка и предоставление списка наименований рабочих мест (соответственно Общеросиийским классификатором профессий и должностей). Одной из подфункций комиссии является подготовка документации о компенсациях для  рабочих с вредными или опасными условиями труда. Комиссия обязана в соответствии результатам экспертизы СОУТ разработать план мероприятий по улучшению условий работы.

В состав комиссии входит нечетное количество участников, в лице представителей от предпринимателя:

  • председатель – высокопоставленного должностного сотрудника фирмы;
  • специалист по охране труда;
  • представители органа работников

ИНСПЕКТОР СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В КОМИССИЮ

Для экономии ресурсов, многие мелкие компании не водят специалистов по охране труда и не организовывают профсоюзный коллектив. Следует, что основные обязанности комиссии по СОУТу берет на себя предприниматель.

Возможен вариант, когда эти функции выполняет специальная организация, которая должна иметь аккредитацию и гражданско-правовой договор  с предприятием – аутсорсинг.

Для больших предприятий это отличный способ сэкономить на охране труда, поскольку намного выгоднее привлечь один раз специалиста, чем регулярно выплачивать заработную плату. 

СОУТ допускает в комиссию только управляющий состав компании. Так как он  осведомлен в юридический тонкостях предприятия и сможен нести ответственность за правовой чистотой проведения экспертизы и расчета льготных выплат. Также, приветствуется привлечение штатных медработников, если таковые имеются на предприятии.

Процесс выбора состава комиссии начинается с проведения заседания и составления трудового протокола о назначении членов комиссии. Процесс отбора в состав комиссии заканчивается внутренним приказом предпринимателя. В котором должно отражаться суть документа, данные об ответственных и сроки реализации.

Источник: http://sotarm.ru/articles/komissiya-po-provedeniyu-sout/

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Обязанность работодателя по проведению СОУТ указана в 212 статье ТК РФ. От того, как будет организована спецоценка, зависят результаты, а, следовательно, и дальнейшие расходы работодателя на ближайшие пять лет. Как работодателю правильно обеспечить проведение СОУТ – читайте в данной статье.

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Следовательно, СОУТ проводится почти каждым работодателем в РФ.

Специальная оценка условий труда проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Для этих целей в организации создается комиссия по проведению СОУТ. Возглавляет комиссию один из руководящих работников организации, как правило – сам руководитель или его первый заместитель.

Целью проведения спецоценки для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2.

Государство разделило социальную нагрузку по досрочному пенсионному обеспечению с работодателями.

Для назначения страховой пенсии должно быть правовое обоснование, согласно статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, и этим обоснованием является специальная оценка условий труда.

Поэтому работодатель обязан доказать при проведении СОУТ необходимость или отсутствие необходимости в уплате дополнительного тарифа по взносам в Пенсионный Фонд России.

Декларирование – абсолютно новая процедура в проведении оценки условий труда. В аттестации рабочих мест для нее не было места. Теперь же Митрудом ведется государственный реестр деклараций о соответствии рабочих мест условиям труда.

Данные о количестве рабочих мест, где условия труда соответствуют требованиям безопасности, передаются в органы статистики для формирования бюджета на содержание инспекций, для планирования риск-ориентированных проверок по охране труда. Организация, обязана проинформировать как ФСС, так и Рострудинспекцию о результатах проведенной рабочей СОУТ, а также разместить открытую информацию согласно ведомости рабочих мест на своем корпоративном сайте.

Обязанностью работодателя, а в его лице – специалиста по охране труда и членов комиссии по проведению СОУТ, является также обоснованное декларирование рабочих мест.

Декларированные рабочие места в данном случае являются признаком того, что десять лет можно не возвращаться к вопросу оценки условий труда для работников и обратить все остальное сэкономленное внимание на вредные и опасные условия труда.

Обязанность работодателя по проведению СОУТ (ТК РФ, 426-ФЗ)

К обязанностям работодателя относится, помимо организации процедуры СОУТ и издания приказов о создании комиссии по проведению, еще и оказание содействия организации, проводящей СОУТ, обеспечение лабораторных исследований со стороны аккредитованной лаборатории, допуск экспертов и лаборантов к замерам факторов производственной среды, составление перечня рабочих мест, где будет проводиться СОУТ.

Как это должно быть реализовано на месте?

Во-первых, именно работодатель должен обосновать аналогичные рабочие места. Это не только серьезно удешевляет спецоценку, но и структурирует мероприятия по улучшению условий труда. И эти две причины – очень веские для работодателя.

важно

Вы должны помнить, что обязательным условием для аналогичности рабочих мест является идентичность оборудования. При этом в учет берутся только те показатели, которые отвечают за безопасность эксплуатации.

К примеру, многие работодатели возмущаются, почему эксперт СОУТ запрашивает копии техпаспорта на машину, или «синьку».

Все дело в том, что для целей отнесения РМ к аналогичным должны совпадать не только марка, модификация, навесное оборудование, вид эксплуатируемого топлива, вид кондиционирования и вид системы выпуска газов, объем двигателя и все остальные ТТХ, кроме госномера, но и модельный год, а также год выпуска ТС.

Модельный год и год выпуска ТС у аналогичных РМ по управлению транспортными средствами должен быть одинаковым. При этом помните, что модельный год отстает от года выпуска на полгода. Если автомобиль выпущен автозаводом в июне 2017 года, то годом выпуска будет 2017 год соответственно. Если же машина выпущена заводом в ноябре 2017 года, то ее модельным годом будет 2018 год.

Например: автомобиль выпущен в ноябре 2017 года, год выпуска 2017, модельный год – 2018. У аналогичных рабочих мест должны быть одинаковыми как модельный год, так и год выпуска. Поэтому подготовьте заранее копии технических паспортов как на машину, так и на дополнительное оборудование. То же самое касается и станков.

Если Вы не подготовите для эксперта результаты измерений затрат труда на работу с компьютером, выраженные в фотографиях рабочего дня или в других формах хронометража затрат рабочего времени, всем работникам насчитают необходимость проведения медосмотра по пункту 3.2.2.4 приложения 1 к приказу № 302н. А это – медосмотр для всех офисных работников, без разницы, первый у них или второй класс условий труда.

Читайте также:  Потребовать у продавца книгу отзывов и предложений сможет каждый желающий - юридические советы

важно

Если после проведения СОУТ вы пересадите водителя на другое транспортное средство, не указанное в карте, то возникает необходимость проведения внеплановой СОУТ в течение 12 месяцев с момента фактической работы на данном ТС.

Если работодатель поменяет монитор на монитор другой марки или другой модификации, то это также является основанием для проведения внеплановой СОУТ. Если вместо одного сварочного аппарата вы поставите другой, с другими, отличными от тех характеристик, которые были заявлены в карте СОУТ, то это тоже является основанием для проведения внеплановой СОУТ по 17 статье ТК РФ.

Если инспектор Рострудинспекции выявит безосновательное отнесение рабочих мест к аналогичным, придется проводить внеплановую СОУТ на всех таких рабочих местах.

Если декларация будет составлена вразрез с требованиями 326-ФЗ, то вся декларация будет отменена, и вам придется проводить СОУТ заново.

А вот если вы правильно оформите декларацию, то вы десять лет сможете не проводить СОУТ для рабочих мест работников, перечисленных в этой декларации.

Также по завершении СОУТ работодатель должен провести:

  • ознакомление работников с результатами проведенной оценки факторов производственной среды;
  • опубликование результатов СОУТ на корпоративном портале компании;
  • направление декларации в государственный реестр или в ГИТ по месту нахождения организации.

Еще одной немаловажной обязанностью работодателя является назначение гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда.

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

В Центральном Федеральном округе в 2017 году в одной из организаций были аннулированы декларации о соответствии условий труда и назначена внеплановая СОУТ по инициативе государственного инспектора по труду.

Деятельность компании была непроизводственной, в штате из рабочего персонала был водитель директора, дворник и две уборщицы.

Количество рабочих мест, которые могут быть указаны в декларации, не ограничено, и  организация задекларировала все сто процентов рабочих мест, состоящих в штатном расписании. Половина рабочих мест была признана безопасными, а вторая половина – условно безопасными, то есть 2 класс УТ.

За проведение СОУТ компания заплатила 300 тысяч рублей, отправила декларацию письмом с почтовым уведомлением в одну из инспекций Центрального федерального округа. Через некоторое время в организацию пришла плановая выездная проверка Рострудинспекции.

Инспектор поинтересовался, на каком основании были задекларированы рабочие места дворника, водителя и кладовщика, если по данным ранее проведенной аттестации рабочих мест по этим местам были установлены классы 3.1.- 3.2 по нескольким опасным и вредным производственным факторам.

На доводы работодателя, что в настоящее время процедура аттестации рабочих мест отменена, государственный инспектор указал, что согласно статье 11 и в части 6 статьи 10 закона РФ № 426-ФЗ на рабочих местах, где раньше был установлен вредный класс условий труда, декларацию соответствия условий труда оформлять запрещено. Аргумент, что экспертная организация не запросила у работодателя материалы по прошедшей аттестации рабочих мест, не убедил надзорный орган.

Во-первых, проведение СОУТ в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, это – ответственность и задача работодателя,  а экспертная организация должна принимать во внимание все материалы, которые были предоставлены работодателем во время проведения СОУТ и при подготовительных мероприятиях.

Если подтверждающий документ не предоставлен, эксперт не может сделать вывод о том, была ли раньше проведена АРМ на этих местах, или нет. Декларацию составить легче, чем карту, а стоимость по условиям конкретно данного договора высчитывается по суммарному количеству рабочих мест, а не отдельно по картам, отдельно по декларациям.

Это работодатель должен быть заинтересован в своих расходах, это – его задача, его обязанность, его ответственность, и его расходы. Декларацию отменили, и инспектор выписал предписание о проведении внеплановой СОУТ согласно 17 статье 426-ФЗ.

В следующий раз работодатель уже знал, что не нужно указывать все рабочие места в одной декларации. Из-за трех рабочих мест пришлось снова оплачивать СОУТ по всем рабочим местам в организации, а также оплатить штрафы. Вот так можно понести серьезный финансовый урон при проведении специальной оценки условий труда из-за недолжного исполнения работодателем своих обязанностей.

Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях

Обеспечивает проведение СОУТ комиссия, назначенная приказом руководителя. Комиссия по проведению СОУТ должна определить, кто проводит специальную оценку условий труда в организации, и создается до заключения договора с экспертной организацией. Делается это в целях обеспечения независимости выбора экспертной организации.

внимание

Члены комиссии по проведению СОУТ должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды.

Оптимально, и мы рекомендуем это, чтобы члены комиссии прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.

Стоимость такого обучения не высока, но знания, полученные во время этого краткосрочного курса, окупятся правильным подбором организации, проводящей СОУТ, ее экспертов.

В ходе курсов члены комиссии обновят свои знания по классификации условий труда, по признакам отнесения рабочих мест к аналогичным, что не позволит экспертной организации злоупотреблять своими полномочиями и неоправданно повышать стоимость оценки на одно рабочее место.

Полномочия, обязанности и порядок действий ответственного лица по проведению СОУТ

Ответственными за проведение СОУТ в организации является специалист по охране труда (при наличии службы охраны труда – ее руководитель), а также председатель и члены комиссии по проведению СОУТ.

В комиссию должны быть включены специалисты по охране труда, специалисты отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда.

На этом этапе важно объяснить этим работникам, что раздору и недомолвкам не должно быть места.

СОУТ проводится один раз в пять лет, а ее результаты могут быть действительными десять лет для декларированных рабочих мест, поэтому работать нужно целенаправленно, согласно плану работы и алгоритму проведения СОУТ.

Проведение СОУТ является совместной задачей службы управления персоналом и службы охраны труда, поэтому работать им придется плотно. При этом не должно быть места для перекладывания своих обязанностей на коллег.

Формирование базы для проведения СОУТ происходит из штатного расписания, которое находится в поле зрения кадровиков.

Служба охраны труда, в свою очередь, должна оказать всемерную методическую поддержку комиссии по проведению СОУТ в составлении перечня рабочих мест, подлежащих оценке, исключив из этого списка вакантные рабочие места, дистанционные и надомные должности.

внимание

Обязательно проведите собрание трудового коллектива. Разъясните на этом собрании, для чего проводится спецоценка, какую пользу она несет, и какой вред может быть нанесен организации, если эксперт будет пользоваться недостоверными данными, в том числе – и от работников. Расскажите, какие вопросы могут задать эксперты во время своей работы на территории заказчика.

Если эксперт будет инициировать замеры рабочего времени, нужно организовать труд так, как он происходит на самом деле, без «стахановского движения». А для этого необходимо, чтобы еще до СОУТ был проведен анализ затрат времени на выполнение технологических операций по потенциальным вредным и опасным рабочим местам.

Специалист по ОТ всегда должен знать, где наиболее опасные участки работы. Поэтому еще до того, как эксперт придет на вашу территорию, проведите анализ трудозатрат в виде хронометража рабочего времени, и не за одну смену, а за семь смен в обычном, не авральном режиме по следующим профессиям:

  • газорезчик;
  • электрогазосварщик;
  • машинист экскаватора;
  • грузчик;
  • водитель погрузчика;
  • электромеханик, электрик;
  • кладовщик;
  • оператор 1С;
  • фрезеровщик, токарь;
  • стропальщик;
  • кабельщик-спайщик.

Будьте готовы к тому, что ваш штатный фельдшер по предрейсовому медосмотру будет признана вредником, хоть и работает двадцать минут в день.

Есть такое понятие – биологический фактор, и все лица, занимающиеся медицинской деятельностью, подлежат воздействию этого фактора без проведения каких-либо измерений.

Это заслуга отраслевого профсоюза медицинских организаций, а работодателю придется выдавать медицинскому работнику и молоко, и доплачивать к окладу медика за  вредные условия труда минимум 4% к окладу.

Обязательно постройте конструктивный диалог с экспертом СОУТ. Это очень полезно для каждого специалиста по охране труда.

Во-первых, нужно отдать должное профессионализму эксперта и построить полезное общение с ним. Эксперт СОУТ – это, прежде всего, практик, который может оказать вам неоценимую помощь и уже после проведения спецоценки.

Вы пробовали когда-нибудь вручную сделать список контингентов? Вы выбирали акролеины и ацетатные кислоты из первого приложения? Эксперт может предоставить вам не только перечень оснований для медосмотра в карте СОУТ, но и сформировать для вас файл с указанием пунктов из приказа №302н почти по каждому рабочему месту. Многие об этом не знают. Многие конфликтуют с экспертом, и иногда необоснованно.

Чтобы вступить в спор с экспертом, нужно понять предмет обсуждения. Для этого надо изучить методику, сам 426-ФЗ досконально, прочитать много статей. Ошибаются и эксперты, но реже, чем работодатели. А ответственность за проведение СОУТ лежит на работодателе.

Эксперт отвечает за качество своего труда. При этом по всем вопросам, на которые не были даны ответы эксперту, будет выставляться максимальный балл по вредности УТ. Это нужно помнить. Есть основания для разногласий – разрешайте этот вопрос в ходе проведения государственной экспертизы УТ.

Порядок действий ответственного лица (пошаговый алгоритм)

Нужно составить предварительный календарный план проведения СОУТ.

В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих право на досрочную пенсию, числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.

Читайте также:  Жалоба в прокуратуру на бездействие полиции - образец - юридические советы

Подготовьте всю технико-технологическую документацию на все машины и оборудование, на котором трудятся работники.

Сделайте копии должностных инструкций работников, графики их сменности, подготовьте для работы экспертной комиссии доступ к рабочим местам. Если эксперт не сможет попасть на рабочее место, он может установить опасный класс условий труда.

Проведите хронометраж рабочего времени. Об этом мы писали выше.

Обязательно подготовьте оборудование и машины к работе эксперта – например, организуйте мытье лобовых и боковых оконных стекол у экскаватора, поскольку будет проводиться анализ световой среды.

Проведите вовремя техническое обслуживание агрегатов, чтобы повышенный шум, стуки под капотом или копоть от подтеков моторного масла не портили микроклимат на рабочем месте водителей, механиков, и т.п.

Отрегулируйте всю контрольно-измерительную аппаратуру.

Проведите генеральную уборку в помещениях, не забудьте приобрести и постелить виброгасящие покрытия на полу, демпфирующие стеновые панели в цехах.

Все затраты на улучшение условий труда учтите при планировании предупредительных мер по охране труда для дальнейшего возмещения через ФСС.

внимание

Если эксперт установит класс 2 там, где раньше был класс 3.1 и выше, и при этом работодатель не провел мероприятия по охране труда, работник имеет право обратиться в ГИТ или в суд с иском о необоснованной отмене льгот и гарантий, так как фактические условия его труда остались неизменными.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103425-qqq-17-m10-kto-doljen-provodit-spetsialnuyu-otsenku-usloviy-truda-v-organizatsii

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет , имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Ссылка на основную публикацию