Минфин уточнил условия применения дополнительных тарифов для взносов в пфр — юридические советы

Страховые взносы по дополнительному тарифу

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) в РФ предполагает назначение и выплату страховой пенсии не только в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста, но и ранее при наличии стажа на соответствующих видах работ.

Для определения величины дополнительного взноса страхователи, имеющие льготные рабочие места, проводят специальную оценку условий работы, что обеспечивает:

  • реальную картину созданных на рабочем месте условий труда;
  • заинтересованность работодателя в улучшении имеющихся условий в связи с введением дополнительных расходов на них.

Размер дополнительного тарифа зависит от нескольких параметров:

  • факта проведения спецоценки;
  • результата заключения экспертной комиссии и присвоения класса опасности существующих условий труда.

Введены доптарифы были относительно недавно с целью финансового обеспечения пенсионных прав «досрочников», то есть будущих пенсионеров, претендующих на досрочную пенсию.

Система обязательного пенсионного страхования

Система ОПС является для граждан гарантом со стороны государства, обеспечивающим им компенсацию утраченного дохода в связи с наступлением страхового случая. Эта система представляет собой целый комплекс мер:

  • правовую поддержку (принятие различных законодательных актов, регулирующих пенсионные отношения);
  • экономическую составляющую (формирование бюджета Пенсионного фонда для выплаты пенсий);
  • организационные меры (учет и контроль за поступлением платежей).

В системе ОПС взаимодействуют три субъекта:

  • страховщик;
  • страхователи;
  • застрахованные лица.

Отношения вышеперечисленных участников этой системы регулируются законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В результате утраты застрахованным лицом источника дохода наступает страховой случай, который может быть связан с:

  • достижением пенсионного возраста;
  • получением инвалидности;
  • потерей кормильца.

Для финансирования таких выплат Пенсионный фонд осуществляет сбор страховых взносов, плательщиками коих являются страхователи. Ими могут быть:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятое население.

Главным же страховщиком в системе ОПС является ПФР. В его задачи входит учет, контроль и управление пенсионными средствами. В роли страховщика могут выступать и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но только в части формирования накопительной выплаты.

Страховые взносы в Пенсионный фонд (в ФНС)

Согласно законодательно установленным нормативам, взносы, перечисленные страхователем за каждого сотрудника, учитываются на их индивидуальных лицевых счетах благодаря введенной системе персонифицированного учета граждан.

Следует отметить, что с 2017 года всеми страховыми взносами занимается Федеральная налоговая служба (ФНС), т.е. отчисления необходимо переводить напрямую в ФНС (глава 34 НК РФ).

Расчет страховых взносов происходит следующим образом:

  1. Устанавливается база для начисления платежей.
  2. Определяется тариф взносов.
  3. Рассчитывается сумма платежа за прошедший месяц.

Существует несколько видов тарифов на обязательное пенсионное страхование:

  • базовый;
  • дополнительный (при наличии льготных рабочих мест в связи с опасными и тяжелыми условиями труда);
  • пониженный (при отнесении работодателя к той или иной льготной категории плательщиков).

Что же касается базы для начисления взносов, то она определяется в отношении каждого застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. В 2018 году предельная величина взносооблагаемой базы составляет 1021 тысяч рублей (в 2017 году — 876 тысяч рублей). При превышении данной суммы работодатель уплачивает дополнительно 10% тарифа страховых взносов.

Кто должен уплачивать взносы?

Многие думают, что суммы, необходимые для уплаты взносов, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

Страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР самостоятельно.

Помимо уплаты взносов по ОПС, в задачи работодателя входит:

  • своевременная регистрация в ПФР в качестве страхователя;
  • представление необходимых документов страховщику для:
    • осуществления им персонифицированного учета граждан;
    • назначения и выплаты пенсионного обеспечения;
  • устранение нарушений при обнаружении таковых территориальными органами ПФР.

В свою очередь страховщик с целью обеспечения бесперебойной работы всей системы безвозмездно и своевременно предоставляет работодателям всю необходимую информацию о применяемых тарифах для расчета платежей и законодательных актах, регулирующих отношения всех участников системы ОПС.

Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование

Основной тариф страховых взносов на ОПС согласно общей системе налогообложения составляет 22%. Ежемесячно работодатели перечисляют рассчитанную с помощью данного норматива сумму в Пенсионный фонд. Далее поступившие денежные средства распределяются на индивидуальные счета граждан согласно выбранного им варианта пенсионного обеспечения.

https://www.youtube.com/watch?v=Rh1T7EeJIns

В зависимости от выбранной альтернативы общий тариф взносов будет распределяться следующим образом:

  • при формировании только страховой выплаты: 6% пойдет на выплату фиксированной суммы действующим получателям пенсий, а остальные 16% — на финансирование будущей страховой выплаты самого гражданина;
  • при формировании страховой и накопительной пенсии: 6% на финансирование базовых сумм нынешним пенсионерам останется без изменения, а остальные 16% будут распределены на формирование будущей выплаты застрахованного лица, а именно 10% — на страховую часть и 6% — на накопительную.

Стоит отметить, что в настоящее время право выбрать тот или иной способ финансирования своей будущей пенсии имеют только граждане, вновь устраивающиеся на работу. Сделать такой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Дополнительный тариф страховых взносов устанавливается в отношении работников, занятых на вредных и опасных работах, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение. К таким категориям застрахованных лиц относятся:

  • занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1

Источник: http://pensiology.ru/ops/budushhim-pensioneram/sistema/strahovye-vznosy/dopolnitelnye/

Страховые взносы в 2018 году изменение ставок

На период 2015 г. — 2022 г.установлены пониженные тарифы страховых взносов, ставки которых изложены ниже.

1 января 2017 года вступают в силу Законы от 03.07.2016 № 244-ФЗ, № 243-ФЗ.

На какие же из этих изменений стоит обратить особое внимание?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

  1. Страховые взносы, установленные на период 2015 — 2021 годы

    • Тарифы страховых взносов для страхователей, производящих выплаты физическим лицам
    • Фиксированные размеры и тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам.
  2. Изменен порядок передачи плательщику решений органов контроля за уплатой страховых взносов

  3. Уточнен перечень плательщиков страховых взносов

  4. На выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы

  5. Выплаты руководителю — единственному учредителю облагаются страховыми взносами

  6. Выводы по Закону от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»

  7. Полезные ссылки по теме

Изменения в законодательстве о страховых взносах в 2017 году

С 2017 года:

    • контролируют полноту и своевременность уплаты страховых взносов;
    • принимают и проверяют отчетность;
    • осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм;
    • взыскивают недоимку, пени и штрафы по страховым взносам, в том числе за 2016 год и предыдущие периоды;

    Информация о страховых взносах объединяется в расчете, который содержит сведения из форм 4 — ФСС, РСВ-1 и РСВ-2.

    Лица, производящие выплаты физлицам, подают расчет в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим годом или отчетным периодом. За I квартал 2017 года такая форма представляется не позже 2 мая.

    Начиная с отчетности за I квартал 2017 года расчет по форме 4 — ФСС подается, но только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Расчеты по формам РСВ-1 и РСВ-2 направлять не нужно.

    Если в едином расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и сумма таких взносов по каждому работнику не равны, то расчет признается непредставленным. Штрафа можно избежать, устранив несоответствие в течение пяти рабочих дней с даты уведомления из налоговой.

    Если размер суточных более 700 рублей за каждый день командировки по России или 2 500 рублей за каждый день загранкомандировки, то с суммы превышения потребуется исчислить страховые взносы.

    Форма СЗВ-М представляется в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го, как предусмотрено в Законе о персонифицированном учете.

    О стаже застрахованных лиц нужно отчитываться в ПФР отдельно, а не в составе формы РСВ-1. Форма подачи таких данных еще не утверждена. Ее требуется направить не позже 1 марта года, следующего за отчетным. Если это правило нарушено, штраф будет равен 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

    Если страхователь должен представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности повлечет штраф 1000 руб.

    Территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет.

Краткий обзор изменений в законодательстве о страховых взносах в 2016 году

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС, ФФОМС

С 1 января 2016 года:

Читайте также:  Отчетность по форме дсв-3 - сроки сдачи в 2018 году - юридические советы

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/zakoni/izmeneniya_strahovyh-vznosov.html

Когда и как применять дополнительные тарифы для вредных работ: советы от ПФР

Пенсионный фонд рассмотрел ряд спорных моментов, касающихся применения дополнительных тарифов для работ с вредными и опасными условиями труда (письмо от 30.12.13 № НП-30-26/20622).

В частности, авторы письма разъяснили, как рассчитать взносы, если часть месяца сотрудник задействован на вредных работах, а часть месяца находится на больничном.

Также даны ответы на вопросы, как применить дополнительные тарифы при совмещении двух видов работ, либо двух должностей, подпадающих под разные значения тарифа. В этой статье мы подробно рассказали обо всех нюансах и проиллюстрировали их примерами.

В 2014 году применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда.

Всего существует четыре класса: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени (подробнее см.

«С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).

Дополнительные тарифы предусмотрены только для работ с вредными и опасными условиями. Что касается допустимых и оптимальных условий, то для них применяются обычные тарифы (далее для простоты допустимые и оптимальные условия труда будем называть обычными).

На практике возникают ситуации, при которых начисление взносов по дополнительному тарифу вызывает сложности у бухгалтера. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.

В работе с вредными и опасными условиями труда были перерывы

Нередко сотрудник занят на вредных и опасных работах только несколько дней месяца. Остальное время он либо находится в отпуске или на больничном, либо задействован на работах с обычными условиями. Нужно ли применять дополнительные тарифы в отношении выплат, приходящихся на дни «перерыва»?

Ответ зависит от того, включается ли данный «перерыв» в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.

Согласно правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии* (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516) в льготный стаж засчитываются периоды болезни и отпуска — как основного, так и дополнительного.

Кроме того, в льготный стаж включаются дни перевода сотрудника на другую работу по производственной необходимости на срок не более месяца, даже если временная работа не дает права на досрочную пенсию.

Также в льготный стаж включается период, когда беременная женщина переведена на работу с обычными условиями и некоторые другие периоды.

Не засчитывается в льготный стаж учебный отпуск, дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами и стажировка. Помимо этого, в льготных стаж не входят отгулы, предоставляемые по коллективному договору в связи со свадьбой, рождением детей, похоронами и проч.

Дополнительные тарифы применяются ко всем начислениям месяца пропорционально числу рабочих дней периода, включаемого в льготный стаж.

Сотрудник совмещает работу с вредными и обычными условиями труда

В комментируемом письме рассмотрена ситуация, когда сотрудник задействован у одного и того же работодателя по основному месту работы и по совместительству.

При этом основная работа связана с вредными условиями труда, а работа по совместительству ведется в обычных условиях.

В описанной ситуации применение дополнительных тарифов зависит от характера договора, в рамках которого происходит совместительство.

Если это трудовой договор, то дополнительный тариф нужно применять ко всем начислениям месяца пропорционально количеству часов, отработанных во вредных условиях.

К аналогичному выводу пришли и специалисты Минтруда России в письме от 23.04.

13 № 17-3/10/2-2309 (подробнее об этом читайте в статье «Минтруд разъяснил особенности начисления дополнительных страховых взносов в отношении отдельных льготных категорий работников»).

Если же «совместительство» происходит в рамках гражданско-правового договора, то дополнительные взносы нужно применять только в отношении выплат по основному месту работы. Вознаграждение, полученное «совместителем» по договору гражданско-правового характера, облагается взносами по обычному тарифу.

Работа, выполняемая сотрудником, одновременно подпадает под разные значения дополнительных тарифов

В некоторых случаях вредная или опасная работа, выполняемая сотрудником в рамках одного трудового договора, относится одновременно к двум разным классам или подклассам.

Авторы комментируемого письма привели пример: врач-рентгенолог работает с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы.

В данном примере должность рентгенолога подразумевает один подкласс, а работа с осужденными — другой подкласс. При этом каждому подклассу соответствует своя ставка дополнительного тарифа.

Специалисты Пенсионного фонда ответили на вопрос, какое значение тарифа нужно применять в данной ситуации. По их мнению, на все выплаты, начисленные в пользу работника, необходимо начислить взносы по максимальной из двух ставок. Если, к примеру, работа одновременно подпадает под тариф 2% и под тариф 4%, то бухгалтер должен применить значение 4%.

* Полное название документа: правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2014/2/8347

Минфин занялся страховыми взносами: что изменится в схемах

С нового года страховые взносы исчисляют, уплачивают и проверяют по новым правилам. Плательщики привыкают к установленному кодексом порядку, ищут сходство и различия по сравнению с прежним.

К июню вышло несколько разъяснений Минфина и ФНС России. Чиновники обратили внимание на выгодные и невыгодные для плательщиков взносов изменения. Необходимость в разъяснениях возникла из-за неясности переходных положений закона и изменений в судебной практике. Мы рассмотрели, в чем заключаются новшества и как они отразятся на способах оптимизации страховых взносов.

Социальная природа и предназначение прежние, а нормы новые

Начинается новая жизнь страховых взносов по  НК РФ с того, что они полностью отделены от начислений до 2017 года. Плательщики взносов, лицевые счета остались те же. Но администрируют «старые» и «новые» взносы по разным правилам. На это обратил внимание Минфин России в . И объяснил причины пяти «нельзя» в зачетах взносов.

Нельзя зачесть прошлую переплату в счет текущих платежей. Налоговые органы не вправе принимать решение о судьбе переплат по взносам, относящимся к периоду до 2017 года. Контролируют исчисление и уплату этих сумм и принимают решение о возврате ПФР и ФСС России (, ч. , ст.

21 Федерального закона от 03.07.16 № 250‑ФЗ). Но фонды не контролируют исчисление и уплату страховых взносов за 2017 год ( ст. 30 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 03.07.16 № 243‑ФЗ).

А значит, прошлые переплаты зачесть в счет текущих платежей не получится, хотя записи проходят по тем же лицевым счетам.

Нельзя зачесть прошлую переплату в счет погашения прошлой недоимки. Федеральные законы  и  не позволяют ПФР и ФСС России принять решение о зачете излишне уплаченных до 2017 года сумм в счет погашения недоимки прошлых лет.

При этом если недоимка есть, то и вернуть излишне уплаченные суммы не получится. В этом случае ПФР и ФСС России не вправе принимать решение о возврате переплаты ().

Таким образом, чтобы вернуть прошлую переплату, сначала надо погасить недоимку.

За просрочку уплаты страховых взносов страховщик заплатит пени. В отношении бюджета и внебюджетных фондов кодекс установил такое же требование (, НК РФ). Но за несвоевременный возврат переплаты, возникшей до 2017 года, проценты фонды и налоговые органы не начислят.  этого не предусматривает.

Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки прошлых периодов. Недоимки по прошлым периодам взыскивают налоговые органы (). Они же проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды с 1 января 2017 года.

Но если у компании возникнет переплата в текущем периоде, то зачесть ее в счет погашения недоимки прошлых лет нельзя. Такое решение налоговые органы принять не вправе, так же как и ПФР или ФСС России.

Переходные положения Федеральных законов  и  не позволяют сделать это.

Нельзя зачесть текущую переплату в счет платежей в другой фонд. Кодекс запретил зачет между разными фондами. Излишне уплаченные взносы можно зачесть только по тому же фонду, в который их перечислили, или вернуть ().

Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки текущего периода по тому же фонду. Минфин России напомнил, что статьи и  НК РФ не позволяют зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки по тем же взносам. Сумму излишне уплаченного взноса можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в тот же фонд ( ст. 8, п. , ст. 78 НК РФ).

Заморозят ли счет за опоздание с расчетом, еще не определились

Основания, по которым налоговики вправе заморозить операции по расчетному счету, перечислены в  НК РФ. Одно из них — несвоевременное представление деклараций (). Плательщики страховых взносов относятся к лицам, на которых нормы о блокировке счета распространяются (). Но вывод, что за несданный расчет по страховым взносам счет заморозят, не очевиден.

По мнению ФНС России (), имеющихся норм достаточно, чтобы обосновать блокировку счета.

Минфин России придерживается иной позиции (). Налоговая декларация и расчет по страховым взносам — разные документы. А значит, буквальное прочтение нормы () не позволяет применить ее к плательщикам страховых взносов.

Какое мнение верно?

В данном случае более обоснована позиция Минфина России. Верховный суд РФ также исходил из буквального прочтения нормы при разрешении спора из-за непредставления квартальных и полугодовых расчетов по налогу на прибыль ().

Суд указал на закрытый перечень документов в норме. И сделал вывод, что норму нельзя применить в случаях, когда не представлены иные документы, предусмотренные кодексом.

Свое решение Судебная коллегия по экономическим спорам приняла с учетом позиции Пленума ВАС РФ ().

Если основываться на выводах Судебной коллегии, то налоговикам можно указать на ограниченность нормы.

Остается риск, что Верховный суд РФ в будущем приравняет налоговые декларации и расчеты по страховым взносам и примет решение в пользу проверяющих. Но такое решение, чтобы не противоречить более раннему, возможно только в отношении годовых расчетов. А промежуточные не должны подпадать под действие нормы.

Нулевые расчеты не нужны, только если нет права платить зарплату

Минфин и ФНС России сходятся во мнении, что нужно представлять расчеты, даже если нет выплат в пользу физических лиц (письма , ). Кодекс не освобождает от обязанности представлять расчет компании, которые не делали выплат физлицам в отчетном периоде. В этом случае нужно представить расчет с нулевыми показателями.

Читайте также:  Должностная инструкция коммерческого директора - юридические советы

Контролеры объяснили, почему это важно самим плательщикам. Расчеты с нулевыми показателями позволяют отделить плательщиков без выплат в пользу физлиц от плательщиков, которые нарушают срок для представления расчетов. Правонарушители заплатят штраф. Его сумма (при нулевом расчете) составляет 1 тыс. рублей ().

На требование о нулевых расчетах стоит обратить внимание компаниям с обособленными подразделениями. По месту их нахождения тоже нужно отчитываться по выплатам в пользу физических лиц ().

Если по какой-либо причине расчеты с работниками филиалов и представительств ведет головная компания, но подразделение имеет право выплачивать зарплату, возможны споры с налоговиками при непредставлении нулевых расчетов.

Предприниматели с расходами стали более выгодными участниками схем

С прошлого года постепенно суды решают вопрос о размере взносов предпринимателей. Конституционный суд РФ в  сделал вывод о том, что страховые взносы предприниматели на общей системе налогообложения должны исчислять с учетом профессиональных вычетов. Это решение суд принял в период действия и в отношении норм  ()*.

На основании выводов Конституционного суда РФ предприниматели на общем режиме налогообложения пытаются снизить исчисленные в ПФР взносы за прошлые периоды. Есть решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в пользу предпринимателя (). Несколько дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения в коллегию (определения , ).

Тема получила развитие. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ошибочными выводы суда кассационной инстанции по делу предпринимателя на упрощенке с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (). Спор также шел о взносах, начисленных в соответствии с .

Суд решил, что принцип определения объекта налогообложения у таких упрощенцев аналогичен плательщикам НДФЛ. А значит, доход в размере 300 тыс. рублей, после которого предприниматель должен уплачивать взносы в размере 1 процента в ПФР, нужно определять с учетом расходов.

При этом коллегия сослалась на выводы Конституционного суда РФ.

Еще несколько аналогичных дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения коллегии ( (объект налогообложения учитывает расходы), (нет информации об объекте налогообложения)).

НК РФ предусматривает расчет страховых взносов с учетом профессиональных вычетов у предпринимателей, уплачивающих НДФЛ ( п. 9 ст. 430, ст. 210 НК РФ). Но в отношении спецрежимников аналогичный порядок закон не установил (). Такие плательщики исчисляют страховые взносы за себя исходя из:

  • денежного выражения всего полученного дохода — при УСН и уплате ЕСХН ( ст. 346.5, НК РФ);
  • вмененного дохода — при уплате ЕНВД ();
  • потенциально возможного годового дохода в расчете на количество месяцев работы — при патентной системе налогообложения (ст. , НК РФ).

Выводы Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в деле об упрощенце () позволяют спорить и о размере взносов по нормам НК РФ. Позиция у упрощенцев, учитывающих расходы при исчислении налога, более сильная, чем у других спецрежимников, включая упрощенцев с объектом налогообложения «доходы».

Но выводы Конституционного суда РФ об экономической обоснованности расчетной базы по страхованию позволяет надеяться на положительное решение по спорам. Иначе баланс публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности нарушится.

Кроме того, социальное страхование будет носить дискриминационный характер в отношении спецрежимников, исчисляющих налоги с вмененного или полного дохода.

Минфин, как и Минтруд, против схем с социальными выплатами

Минфин России выпустил несколько разъяснений об обложении взносами выплат, которые не относятся к оплате труда работников. В частности, несколько таких выплат он рассмотрел в .

Общий смысл таков. НК РФ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Если выплата прямо там не указана, то страховые взносы нужно начислять.

Такие же разъяснения содержат письма , , .

В соответствии с выводами Минфина России в базу для исчисления страховых взносов попадает оплата:

  • дополнительного дородового отпуска и пособия работникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
  • выходных дней за участие в добровольной народной дружине;
  • нерабочих дней по семейным обстоятельствам;
  • стоимости медикаментов и лечения работников (кроме выплат, названных в  НК РФ).

А также компенсации работникам:

  • стоимости санаторно-курортных или туристических путевок;
  • проценты за задержку зарплаты;
  • за расторжение договора до истечения срока предупреждения об увольнении;
  • в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.

Эти разъяснения повторяют выводы Минтруда России по аналогичным вопросам. Например, в вопросе об оплате компенсаций за задержку заработной платы () или стоимости путевок на санаторно-курортное лечение (письма , ).

Но судебная практика часть из данных выплат вообще не относит к объекту страхования или же исключает из базы для начисления страховых взносов.

Например, компенсацию за задержку заработной платы суды считают видом материальной ответственности работодателя, а не выплатой по трудовому договору (, , , округов и др.).

А компенсацию стоимости санаторно-курортных или туристических путевок, оплату медикаментов и лечения, доплаты работникам по уходу за детьми-инвалидами и детьми в возрасте до трех лет относят к выплатам социального характера (, , , , , округов, определения Верховного суда РФ , , ).

Праздничные премии — объект, пока они не стали подарком

Чиновники двух ведомств пришли к согласию и в вопросе о подарках. Если компания передает их по гражданско-правовому договору, то начислять страховые взносы не нужно. В этом случае не возникает объект обложения на основании статьи 420 НК РФ (, (), ).

Минфин предлагает включать в базу по социальному страхованию премии к праздникам, поскольку они также не перечислены в  НК РФ ().

Но суды принимают решение в пользу плательщиков страховых взносов, если такие выплаты не входят в систему оплаты труда (определения Верховного суда РФ , , , округов). Есть еще один довод в пользу такого прочтения.

Если рассматривать премии к праздникам и юбилеям как подарки в денежной форме, то начислять на них взносы не надо.

Закон требует письменную форму договора дарения только для подарков стоимостью выше 3 тыс. рублей ().

Минтруд России разъяснял, что подарки меньшей стоимости можно передавать без заключения договора. Страховые взносы при этом начислять не нужно ().

ФАС Поволжского округа согласился, что форма соблюдена, если работодатель издал приказ, а работник расписался в ведомости о получении подарка ().

Но нельзя допускать, чтобы подарки относились к системе оплаты труда. В этом случае выплаченные средства входят в базу для начисления страховых взносов (, , округов).

На совете директоров сэкономить не получится

В отношении выплат членам совета директоров мнение Минфина России (письма от 27.02.17 , ) расходится с позицией Минтруда России (письма , ). Но разъяснения Минфин России дал с учетом выводов Конституционного суда РФ (определения , ).

Суд оценил правовую природу выплат с учетом конституционного права участников корпоративных отношений на социальное обеспечение. Члены совета директоров, ревизионной комиссии, секретарь совета директоров могут выполнять свои обязанности как в рамках заключенного договора, так и без него. В последнем случае правоотношения определяет решение общего собрания акционеров (участников).

Для исчисления и уплаты страховых взносов формальные основания выплат не имеют значения. Фактически общество оплачивает услуги в рамках гражданско-правовых договоров. О том, что такой договор общество и члены выборных органов заключили, говорит их согласие исполнять функции и получать за это вознаграждение.

Суд дал оценку правовой природе выплат, а не норм . Поэтому выводы имеют значение и в целях применения норм НК РФ.

Согласно прежним правилам проверок, инспекторы могли запросить у плательщиков любые «необходимые для проверки документы». Закон не ограничивал страховщиков, поэтому при камеральных проверках они могли требовать любые документы и сведения. (, ст. 37 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ).

Аналогичная норма есть и в  НК РФ. Но кодекс определил круг документов, которые может запросить инспекция при проведении камеральной проверки (). В него входят лишь сведения и документы, которые подтверждают:

— право не включать начисленные суммы в объект и базу по страховым взносам;

— пониженные тарифы.

Другой спорный вопрос — ответственность за правонарушения.  исключил из состава сведений, которые должны были выявлять фонды при проверках, смягчающие обстоятельства ( ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.

09 № 212‑ФЗ в ред., действующей до 01.01.15). На основании чего проверяющие не учитывали их, когда выносили решения. Положение исправил Конституционный суд РФ, напомнив о требовании соразмерности ответственности ().

Теперь решение об ответственности будут принимать налоговые органы. Они обязаны учитывать смягчающие обстоятельства. Штраф в таких случаях может быть снижен в два раза и более (, ст. 114 НК РФ).

Звезда
за правильный ответ

Тест

Неправильно

Правильно!

Минфин считает, что премии к праздникам в виде подарков…

Источник: https://e.nalogplan.ru/564380

Минфин предложил повысить пенсионные взносы для индивидуальных предпринимателей

Минфин хочет нагрузить предпринимателей дополнительными взносами

А. Астахова / Ведомости

Повысить нагрузку на индивидуальных предпринимателей Минфин предлагал в комментариях к проекту антикризисного плана (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердил федеральный чиновник).

Минфин предлагает установить фиксированный пенсионный страховой взнос для самозанятых в 1–2,2 МРОТ «в зависимости от продолжительности стажа».

Идея обсуждается на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова, знает другой чиновник, и Минфин настаивает на 2 МРОТ. Но нагрузка на предпринимателей может быть увеличена только после 2018 г., говорит он. С 2015 по 2018 г.

условия уплаты страховых взносов должны оставаться неизменными по поручению президента и премьера, пишет Минфин.

Сейчас база для фиксированного взноса – 1 МРОТ. Если годовой доход предпринимателя ниже 300 000 руб., то пенсионные взносы – 19 356 руб. в год (26% от 1 МРОТ, умноженные на 12), если выше – еще 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб. (но не больше 154 852 руб. в 2016 г.).

Система устроена несправедливо, считает Минфин, по словам знакомого с его позицией чиновника. При годовом доходе в 300 000 руб. ежемесячный доход – 25 000 руб., т. е. менее 70% от номинальной зарплаты в 2016 г., пишет Минфин.

ПФР тратит на страховые пенсии индивидуальных предпринимателей больше, чем получает от них, говорится в замечаниях Минфина, поэтому их пенсии финансируются за счет федерального бюджета и взносов наемных работников.

Представитель Минфина отказался комментировать предложения своего министерства. Как и представитель Шувалова.

Другая система

Читайте также:  Больничный во время отпуска без сохранения зарплаты - юридические советы

Выделить индивидуальных предпринимателей, художников, писателей и аграриев в отдельную пенсионную систему предложил на круглом столе Академии труда и социальных отношений председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков, оставив действующую систему пенсионного страхования для наемных работников.

https://www.youtube.com/watch?v=el8rwFKdMW4

Выплат индивидуальных предпринимателей недостаточно, чтобы заработать право на страховую пенсию, которая зависит от стажа (минимум 15 лет) и суммы заработанных коэффициентов (минимум 30), за год стажа такие выплаты дают чуть более одного коэффициента, подсчитал начальник департамента актуарных расчетов ПФР Аркадий Соловьев. Такие граждане зарабатывают только на 6% своей пенсии, рассказывал он ранее.

У Минтруда при обсуждении антикризисного плана было другое предложение – индексировать годовой доход, от которого рассчитывается фиксированный взнос во внебюджетные фонды. Это снизит нагрузку на микропредприятия, считают в министерстве. Минтруд подготовил и законопроект (опубликован на regulation.gov.

ru) о поэтапном повышении фиксированного взноса до тех же 2 МРОТ (повышающий коэффициент в 2017 г. – 1,2, в 2018 г. – 1,4, в 2019 г. – 1,6, в 2020 г. и далее – 2). Но при этом Минтруд предлагает отказаться от дополнительной ставки в 1% от суммы свыше 300 000 руб.

Этот законопроект также обсуждается у Шувалова, знает федеральный чиновник.

Предложения обоих министерств не вошли в утвержденный правительством план. При его подготовке предложение Минфина не рассматривалось, говорит представитель Минэкономразвития. До 2018 г.

действует мораторий на рост страховых платежей, напоминает он, недопустимо в текущей экономической ситуации предлагать повышать нагрузку на микробизнес. Решения об увеличении тарифов страховых пенсионных взносов нет, комментирует представитель ПФР.

Была договоренность не трогать этот вопрос (о повышении взносов. – «Ведомости») в текущих условиях, предложение Минфина нарушает ее, говорит чиновник аппарата правительства.

С 2013 г. уже поднимали базу для расчета взносов с 1 до 2 МРОТ (фиксированный взнос вырос с 14 386 до 32 479 руб.).

, в ответ индивидуальные предприниматели стали массово ликвидироваться, напоминает замруководителя центра экспертизы «Опоры» Олеся Сапа, правительству пришлось отказаться от принятого решения. В 2013 г.

количество ИП сократилось с 3,8 млн до 3,4 млн, ликвидировано из-за прекращения деятельности 914 000, по данным ФНС. К концу 2015 г. было зарегистрировано 3,5 млн предпринимателей.

Удвоение фиксированного взноса в ПФР станет тяжелым ударом, ведь его платят и те, кто не получал никакого дохода, говорит бухгалтер одного из ИП. При выручке в 300 000 руб. отдать на взносы 40 000 руб. и еще заплатить за патент будет трудно, полагает Сапа, а из-за тяжелой экономической ситуации предпринимателям и так сложно, остались самые стойкие.

Странно, когда обещается поддержка малого бизнеса, но при этом предлагается в качестве антикризисной меры увеличить нагрузку на него, говорит Сапа. Можно ждать ухода в полутеневые схемы, прогнозирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Проблем пенсионной системы увеличение взносов с микробизнеса не решит, но убьет желание заниматься им, считает она.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/11/633160-antikrizisnoe-povishenie-vznosov

Предприниматели не смогут сэкономить на страховых взносах :: Экономика :: РБК

Размер страховых взносов для многих предпринимателей в этом году значительно вырастет. ИП на упрощенке вновь обязаны уплачивать взносы исходя из дохода, а не прибыли, следует из разъяснений Минфина

Фото: Toru Hanai / Reuters

Размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), должен исчисляться исходя из доходов, а не из прибыли, следует из письма Минфина, опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Для плательщиков цена такого подхода составит до 200 тыс. руб. в год, предупреждают эксперты.

В 2016–2017 годах два высших суда — Конституционный и Верховный — в спорах о базе для исчисления страховых взносов заняли позицию, выгодную для бизнеса. Решения судов позволили предпринимателям требовать пересчета взносов и таким образом сокращать издержки.

Но с 1 января 2017 года изменился порядок администрирования страховых взносов: они были переданы ФНС, а норма, которую разъяснял Верховный суд, утратила силу. А с начала 2018 года изменился и сам порядок расчета взносов: теперь они не привязаны к МРОТ, а формула определения их размера вписана в Налоговой кодекс.

Суды на стороне предпринимателей

В декабре 2016 года Конституционный суд принял знаковое решение: он разрешил ИП, работающим на общей системе налогообложения, платить страховые взносы в Пенсионный фонд исходя из чистой прибыли, а не из дохода.

Позиция Конституционного суда может применяться и в отношении УСН, посчитал Верховный суд: в апреле 2017 года вышло определение, в котором указывалось, что индивидуальные предприниматели, работающие на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе платить взносы исходя из чистой прибыли.

Решение позволило снизить издержки, позиция Верховного суда особенно актуальна для тех ИП, у которых обороты исчисляются миллионами рублей, а чистая прибыль в разы меньше (это, например, характерно для торговли).

УСН — самая востребованная система налогообложения у индивидуальных предпринимателей, например, в Москве ее используют 84% ИП.

На основании этих судебных решений Минтруд направил в ПФР разъяснения, согласно которым для расчета размера взносов предпринимателей на УСН «необходимо учитывать величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов».

ПФР действительно стал возвращать предпринимателям переплату взносов за 2016 год, а в некоторых случаях и за более ранние годы, рассказывает эксперт «СКБ Контур» Павел Орловский.

Однако разъяснения Минтруда касались только взносов, уплаченных до начала 2017 года.

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов перешли к ФНС.

После решения Верховного суда ФНС поясняла, что определение действует применительно к нормам закона 212-ФЗ, регулирующего порядок уплаты страховых взносов, но этот закон утратил силу с 1 января 2017 года.

Поэтому для плательщиков, применяющих УСН, взносы за 2017 год исчисляются исходя из доходов без вычета расходов вне зависимости от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»), сообщала пресс-служба ФНС.

С начала 2018 года изменился порядок расчета страховых взносов для ИП: теперь их размер не привязан к минимальному размеру труда (МРОТ), но подход к определению базы для ИП на упрощенке остается прежним.

«В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей на УСН величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период . Расходы в этом случае не учитываются», — говорится в письме Минфина в ФНС.

Размер страховых взносов не увязывается с налоговой базой, а формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности — получением прибыли или убытка, подчеркивается в документе.

Для предпринимателей, которые смогли добиться пересчета за 2016 год, издержки на страховые взносы за 2017 год снова вырастут, указывает Орловский.

За 2017 год взносы в ПФР исчисляются по старой формуле (привязанной к размеру МРОТ), и максимальный платеж, который будет начислен ИП на упрощенке с высоким уровнем выручки, составит 187,2 тыс. руб., тогда как минимальный взнос в ПФР равен 23,4 тыс. руб.

«При том что нормы Налогового кодекса, на которые ссылается Минфин, практически в точности повторяют нормы утратившего силу закона №212», — указывает эксперт.

В 2018 году разница будет еще больше: максимальный размер взносов на пенсионное страхование составит 212,4 тыс. руб., а минимальный — 26,4 тыс. руб. Нагрузка на предпринимателей, применяющих УСН, будет расти и в следующие два года: индексация размера фиксированных платежей будет проводиться с опережением инфляции.

При исчислении страховых взносов расходы учитываются, только если предприниматель уплачивает НДФЛ, то есть применяет общую систему налогообложения, говорится в письме Минфина. Для ИП это самый невыгодный режим, с большим объемом отчетности.

«Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит», — подчеркивается в письме.

Пресс-служба Минфина на момент сдачи текста в номер не ответила на вопрос, планируется ли разработка закона, снижающего базу для исчисления страховых взносов ИП, использующих упрощенные налоговые режимы.​

Источник: https://www.rbc.ru/economics/28/02/2018/5a95720a9a79477376e4aa04

Ссылка на основную публикацию