Каков порядок обжалования акта налоговой проверки? — юридические советы

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Каков порядок обжалования акта налоговой проверки? - юридические советы

Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.

И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.

Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании.

Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса.

Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.

Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:

  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Процедура обжалования решения ИФНС осуществляется с учетом индивидуальных особенностей дела. Например, если налоговая вынесла решение меньше месяца назад, и оно еще не вступило в силу, то хозяйствующий субъект вправе подать апелляционную жалобу в ВНО.

В то же время, если с даты вынесения решения прошел месяц, и оно уже вступило в силу, можно пожать жалобу, подготовив всю необходимую документацию по делу и направив ее для рассмотрения. Сделать это можно не позже, чем через год с даты вступления акта в силу.

Как нужно действовать налогоплательщику?

  • Для начала составить жалобу и направить ее в вышестоящую инспекцию через территориальное отделение налоговой, которое приняло решение, затронувшее интересы заявителя.
  • Далее необходимо подождать ответ. Срок ожидания равен 1-2 месяцам.
  • Если налогоплательщика не устраивает ответ, он вправе обратиться в суд или настоять на том, чтобы дело рассмотрела вышестоящая инстанция.

Налогоплательщикам лучше не ждать, пока решение вступит в силу, а начать процесс обжалования в досудебном порядке. ВНО рассматривает подобные обращения в течение 1-2 месяцев.

Способы подачи обжалования

Обжаловать решение инспекторов по итогам аудита налогоплательщик разрешается несколькими способами. Вот они:

  • Руководитель или представитель хозяйствующего субъекта может лично прийти в отделение ИФНС. Если налоговый орган посещает представитель, то у данного лица в распоряжении должна быть нотариальная доверенность, чтобы подтвердить свои полномочия.
  • Жалобу можно отправить по почте, как ценное письмо. Жалоба и документация должны сопровождаться описью вложения, а также уведомлением о вручении.
  • Третий вариант — электронная подача жалобы на сайте ФНС.

На период рассмотрения жалобы исполнение вынесенного ИФНС решения могут приостановить. Но для этого налогоплательщику следует подать такое ходатайство в ВНО или суд.

Обжалование в судебном порядке.

Если досудебное урегулирование вопроса не принесло желаемых результатов, хозяйствующий субъект вправе обратиться в суд.

Здесь нужно учитывать, что сделать это НК РФ разрешает лишь в том случае, если жалоба уже была подана в вышестоящую налоговую инспекцию по всем законодательным правилам.

Если же вышестоящая инспекция не вынесла решение по жалобе в законодательно отведенный период, допускается обращение в суд.

Иски на акты налоговой инспекции судебный орган рассматривает в соответствии с АПК РФ и НК РФ.

Фнс о преимуществах досудебного обжалования

Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:

  • Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
  • Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
  • Налоговые органы смогут работать более эффективно.

Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.

Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.

Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.

Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.

Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:

  • Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
  • Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
  • При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.

По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.

Как оформить жалобу?

В НК РФ сказано, как нужно оформлять заявление на обжалование. Следует помнить, что подавать документ необходимо исключительно в письменной форме. На ней обязательно должен расписаться заявитель или его доверенное лицо. Если жалобу подает представитель, ее сопровождают документацией, которая подтверждает, что данное лицо наделено соответствующими правами.

В жалобе непременно прописывают следующую информацию:

  • Название предприятия, по какому адресу оно расположено/ФИО и адрес физлица.
  • Какой акт налоговой инспекции заявитель хочет обжаловать.
  • Название отделения ИФНС, принявшего решение, с которым не согласен налогоплательщик.
  • На каких основаниях заявитель считает, что его интересы ущемлены.
  • С какими требованиями он обращается в вышестоящий налоговый орган, чего хочет добиться.

В законодательстве РФ о форме данного документа ничего не сказано, а потому составлять ее можно произвольно, но с обязательным включением вышеуказанной информации.

В документе можно отразить и иные данные, например, номера телефонов, факсы, e-mail, которые позволят своевременно рассмотреть его.

Также заявитель по желанию может сопроводить жалобу документами, подтверждающими его позицию и требования.

Как рассматривается жалоба?

В данный момент рассмотрение жалоб производится в особом порядке, и некоторые моменты нельзя назвать выгодными и удобными для налогоплательщика. На основании НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривает заявление без участия истца.

Раньше инспекторы в некоторых ситуациях могли разрешить лично налогоплательщику или его представителям участвовать в рассмотрении жалобы, однако обязательным правилом это не являлось. У судов на этот счет была аналогичная точка зрения. Подход налоговиков к данному вопросу они считали разумным.

Еще одно нововведение заключается в том, что истец имеет право предъявить документацию, которая подтверждает его правоту как одновременно с жалобой, так и после ее предоставления. НК РФ разрешает подать эти документы до того, как вышестоящая налоговая инспекция вынесет решение по делу.

Но ВНО рассмотрит и учтет эти бумаги при принятии решения по жалобе только если налогоплательщик пояснит, по какой причине ранее не предоставил их в территориальное отделение ИФНС, вынесшее оспариваемое решение.

Также согласно новым правилам, вышестоящий налоговый орган теперь вправе устранять нарушения, которые в ходе изучения результатов налогового аудита и формирования актов по нему допустили нижестоящие ИФНС.

При выявлении нарушений в ходе изучения заявления ВНО вполне может отметить решение ИФНС и рассмотреть дело по новой, приняв, соответственно, новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы

После изучения жалобы ИФНС выносит соответствующее решение. Варианты развития событий следующие:

  • Налоговый орган отказывает в обжаловании акта. Но налогоплательщик в этом случае может обжаловать акт в суде и привлечь к данному делу профессиональных юристов.
  • ИФНС отменяет результаты проверки и назначает дополнительный аудит. То есть, проводится повторная проверка, но уже более углубленная.
  • Налоговая отменяет результаты проверки и одновременно останавливает правонарушительное производство. Это наиболее благоприятный исход развития событий, при котором инстанция признает, что компания права, защищая свои интересы, а значит, не обязана исполнять требования, описанные в незаконном акте налогового аудита.
  • Налоговый орган по итогам рассмотрения вопроса принимает какое-либо другое решение.

Подведем итоги. Если налогоплательщика не устраивает решение, вынесенное ИНФС, он вправе подать жалобу в ВНО или обратиться в Арбитраж. При этом обжаловать решение в судебном порядке разрешается только в том случае, если было соблюдено досудебное урегулирование. Такое правило, вступившее в силу с 2014 года, было введено из-за сильной нагрузки на арбитражные суды.

Подать жалобу и иск в суд заявитель может в течение 3 месяцев после того, как получил решение налоговой. Если этот период субъект пропускает по уважительным причинам, его могут восстановить. Это, конечно, удобно для налогоплательщика.

Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен помнить, что всегда может обжаловать итоги налогового аудита, если он с ними не согласен. Таким правом его наделяет НК РФ. Налогоплательщикам, безусловно, стоит отстаивать свои интересы и действовать активно, защищая свой бизнес.

Как показывает статистика, чаще всего плательщики стремятся обжаловать итоги ВНП, реже — камерального расследования. Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на благоприятный исход в свою пользу, лучше довериться опытным специалистам — юристам и бухгалтерам. Их квалифицированная помощь в любом случае окажется кстати.

Читайте также:  Сколько стоит оформить завещание у нотариуса? - юридические советы

Источник: http://nalog-blog.ru/nalog-plan/obzhalovanie-rezultatov-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Обжалование актов налоговой проверки

Минимизируйте риски с КСК групп

  • Подготовка к налоговой проверке.
  • Сопровождение – когда налоговики уже у Вас.
  • Оспаривание результатов налоговой проверки.

Обжалование актов налоговой

Акты проверки предприятия, составленные представителями налоговой инспекции, можно (а в некоторых случаях даже нужно) обжаловать, если руководство компании не согласно с выводами проверяющих лиц.

Для этого в законодательстве предусмотрен соответствующий порядок, по которому ненормативные правовые акты, незаконные решения и действия представителей фискальных служб отменяют через суд или вышестоящие инстанции.

А с 2014 года вступила в силу норма, согласно которой вышеперечисленные решения налоговиков необходимо рассмотреть в рамках досудебного обжалования в административном порядке.

Досудебное обжалование актов налоговой службы не имеет столь четкой правовой базы, как рассмотрение таких вопросов в суде, поэтому результат процедуры во многом зависит от компетентности юридического отдела предприятия.

Часто компании не располагают штатом опытных специалистов в области налогового права, которые смогли бы отстоять свою правоту и защититься от незаконных решений контролирующих органов.

В такой ситуации лучшим вариантом будет приглашение юристов КСК групп, знающих все тонкости процессов обжалования актов налоговой службы.

Аудиторско-консалтинговая компания КСК групп предоставляет свои услуги сотням российских предприятий, нуждающихся в помощи при обжаловании актов налоговой службы.

В нашем распоряжении – десятки юристов с многолетним опытом в области решения любых проблем с фискальными органами.

Для своих клиентов мы реализуем весь спектр оперативных мероприятий, направленных на восстановление справедливости и отмену незаконных решений инспекций любого уровня.

Как мы можем помочь Вашему бизнесу?

Специалисты КСК групп приступают к процедуре обжалования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В частности, такие действия необходимы, когда:

  • наличествуют явные доказательства незаконности принятых решений и нарушение прав юридических лиц;
  • представители проверяющих органов отказываются рассматривать обращения с просьбой отмены принятых актов;
  • бездействие работников фискальных служб привело к убыткам предприятия или репутационному ущербу;
  • привлекли налогоплательщика к ответственности без проведенных должным образом проверок и составления необходимой документации;
  • есть необоснованный отказ в возмещении или зачете (возврате) НДС.

Стратегия, по которой юристы КСК групп начинают решение проблем, зависит от конкретной ситуации и пожеланий клиента.

Если с момента вынесения решения инспекции не прошел месяц, и оно не вступило в силу, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу.

Такую жалобу на неправомерные (с точки зрения клиента КСК групп) решения о привлечении юрлица к ответственности после проверки или отказ в возврате НДС должен рассмотреть вышестоящий налоговый орган.

Обращение с жалобой потребуется в том случае, если спорное решение уже вступило в силу (прошел месяц с момента его принятия). При этом юристы должны подготовить все документы по делу и направить их на рассмотрение не позднее, чем через год с момента вступления акта в силу.

Правильно заполненную форму обжалования отправляют в вышестоящий налоговый орган через территориальное отделение, принявшее спорное решение. Срок на получение ответа по жалобе составляет от месяца до двух.

В случае несогласия с принятым решением налогоплательщик может отправить материалы на разбирательство в суде либо настаивать на рассмотрении дела в вышестоящей инстанции.

Специалисты КСК групп не рекомендуют компаниям дожидаться вступления в силу незаконного решения, а как можно скорее начать процедуру досудебного обжалования акта.

Оно также рассматривается в срок от одного до двух месяцев вышестоящим налоговым органом за одним исключением: отсутствие необходимости выполнения мер, которые указаны в акте проверки. То есть компания в течение месяца или двух может не выплачивать доначисленные суммы сборов, штрафов и пеней на вполне законных основаниях.

При этом юристы КСК групп могут параллельно готовить документы для обращения в суд и у них будет время на разработку эффективной стратегии защиты клиента.

Результаты обжалования

При обращении с жалобой на составление неправомерного акта проверки в вышестоящий налоговый орган компания может рассчитывать на четыре варианта решения.

  • Отказ в обжаловании акта налоговой. В этом случае компании придется принять ответственность, заплатив недоимку, пени и назначенные штрафы или согласившись с отказом в возмещении НДС. Однако такой путь развития событий открывает другую возможность – обжалование акта налоговой в судебном порядке, где юристы КСК групп уже смогут повлиять на результаты дела, используя свой опыт и профессиональные навыки.
  • Отмена результатов проверки и назначение дополнительного анализа деятельности компании. Заключение вышестоящего налогового органа означает проведение повторной проверки, но уже с более детальным анализом специалистами фискальной службы. В этой ситуации помощь юристов компании КСК групп тоже будет не лишней – они помогут тщательно подготовиться к проверке и будут курировать весь процесс общения с представителями налоговой.
  • Отмена результатов проверки с одновременной остановкой правонарушительного производства. Самый лучший вариант решения, при котором признается правомерность выводов компании и ей не придется выполнять требования незаконного акта проверки.
  • Иное решение, принятое по результатам анализа дела.

Нестандартные ситуации

Если компания решилась на обжалование актов налоговой проверки в суде, то ей нужно быть готовой к неожиданным решениям фискальной службы.

Так, очень часто в качестве обеспечительной меры до получения результата по обжалованию незаконных актов проверки налоговики запрещают пользоваться имуществом и денежными активами предприятия.

Иначе говоря – «замораживают» счета без права пользования средствами.

У налоговых юристов КСК групп есть положительный опыт в обжаловании подобных решений, однако, с целью недопущения подобных ситуаций, необходимо своевременно нивелировать риски, привлекая специалистов на самых ранних стадиях проведения налоговых проверок.

Практический опыт юристов КСК групп показывает, что в делах по обжалованию актов налоговых проверок всегда нужно быть готовым к любому развитию событий. С нашей профессиональной помощью Вам не будут страшны неправомерные выводы проверок или аресты имущества, умышленное затягивание принятия решения, незаконные требования внесения штрафов и многое другое.

Юристы КСК групп всегда готовы оказать полный комплекс услуг по защите Вашего бизнеса. Мы помогаем российским компаниям уже более 20 лет и за это время неоднократно нам удавалось отстоять интересы клиента в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Наша помощь будет уместной еще до того, как представители налоговых органов посетят Ваше предприятие с проверкой.

Мы предлагаем комплексную помощь в защите интересов Вашего бизнеса:

  • проведение аудита и выявление неточностей в документации;
  • организация системы внутреннего контроля и проведение консультаций со всеми работниками предприятия до приезда налоговой;
  • юридическая проверка совершаемых и заключенных сделок;
  • проверка благонадежности контрагентов и многое другое.

Свяжитесь с нашими представителями через форму на сайте и получите первичную консультацию бесплатно.

Источник: https://kskgroup.ru/uslugi/nalogi/obzhalovanie-aktov-nalogovoj

Обжалование налоговой проверки

У каждого налогоплательщика есть законное право на обжалование налоговой проверки, вернее, ее результатов согласно ст. 137 НК РФ. При этом следует точно соблюдать все процессуальные правила, иначе обжаловать их станет затруднено, а то и невозможно.

Срок обжалования акта налоговой проверки

Все оформленные заявления в ответ на акты налоговых органов, их действия или бездействия подразделяются в зависимости от срока представления.

  1. Апелляционные жалобы, которые были составлены и официально поданы до вступления решений по камеральным или выездным проверкам в законную силу. Подавать их можно в течение 1 месяца, так как ровно месяц отводится на вступление в силу вынесенного решения по проведенной проверке.
  2. Жалобы, поданные после вступления в силу принятого налоговыми органами решения. Их можно подавать в течение 1 года после даты принятия.

Обжаловать можно полностью решение инспекции или какую-либо его отдельную часть. Обязательно оформление жалобы в письменном виде. Строгих требований к ее оформлению в налоговом законодательстве нет, допускается произвольная форма составления, главное — это правильное и законное обоснование своих требований.

Необходимо указать с какими именно положениями вы не согласны, дополнив свои обоснования ссылками на соответствующие пункты статей НК РФ. Рекомендуется дополнить свое обращение документами, которые подтверждают все пункты жалобы налогоплательщика. Нужно обязательно сформулировать требования о частичной или полной отмене решения налоговой инспекции.

Документ подписать, и, если есть печать, ею заверить.

Процедура подачи жалобы: куда и как обратиться

Обжаловать акт налоговой проверки нужно сначала в досудебном порядке, согласно п. 2 ст. 138 НК РФ. Подавать апелляционную жалобу нужно непосредственно в ту инспекцию, которая провела налоговую проверку.

После получения документа, налоговая инспекция самостоятельно отправляет его в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней вместе со всеми материалами проведенной проверки. Организацию о принятом и утвержденном решении обязательно извещают в письменной форме.

Стоит отметить, что все обжалования органы ФНС рассматривают без участия компании, то есть присутствия представителей налогоплательщика в этом случае не требуется, как при рассмотрении материалов дела налоговой проверки.

Если вышестоящий региональный налоговый орган откажет в удовлетворении требований поданного обжалования, решение считается принятым и вступает в силу после его утверждения вышестоящим органом.

После этого можно обжаловать итоговое решение в административном порядке, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года.

И только после того, как вышестоящая налоговая инспекция откажет в удовлетворении требований налогоплательщика по обжалованию результатов налоговой проверки, можно обращаться с иском от имени компании в арбитражный районный суд по месту нахождения фирмы или регистрационному адресу ИП. Исковое заявление подается в 3-месячный срок с момента утверждения решения органом ФНС. Обратиться в суд можно в следующих случаях:

  • получен отрицательный ответ на жалобу в вышестоящий орган ФНС;
  • для оформления жалобы на принятое органом ФНС решение по итогам ранее поданной жалобы;
  • если вы подали жалобу, но ФНС не приняла ее в положенные сроки.
Читайте также:  Как составить договор безвозмездного пользования имуществом (образец) - юридические советы

Способы подачи обжалования

  1. Личное посещение налоговой инспекции руководителем или представителем налогоплательщика. В случае подачи документа через представителя необходимо подтвердить его полномочия путем предоставления нотариальной доверенности.

  2. Почтой – путем отправления обжалования ценным письмом. К жалобе и документам следует составить опись вложения и дополнительно уведомление о вручении.
  3. Через сайт ФНС в электронном виде. Для этого нужно выбрать пункт «Обратиться в ФНС России».

При этом, пока ваша жалоба будет рассматриваться, исполнение принятого органом ФНС решения может быть приостановлено. Для этого нужно подать соответствующее ходатайство в вышестоящую налоговую инспекцию, которая утверждает решение по проверке.

Или же обратиться с такой же просьбой о приостановлении в суд.

Источник: https://spmag.ru/articles/obzhalovanie-nalogovoy-proverki

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Акт проверочных мероприятий со стороны налоговых служб представляет собой документ, составление которого находится в компетенции налоговых органов. Оформление его производится по завершении проверочных мероприятий. В рамках бумаги проверяющая сторона указывает следующие моменты:

  • документально доказанные факты несоответствий и нарушений, которые были определены в ходе проверочных работ;
  • запись об отсутствии проблем с законодательством, если с документальной точки зрения у компании все «чисто»;
  • общие выводы и рекомендации по устранению выявленных трудностей со ссылками на статьи Налогового кодекса, если подразумевается определенная форма ответственности за данные нарушения.

Составление акта традиционно осуществляется на протяжении двухмесячного периода с момента составления справки о проведенных проверочных мероприятиях.

Если речь идет о камеральной форме наблюдения, составление производится лишь в случаях нарушения законодательства, связанного с уплатой налогов и сборов.

Он должен быть оформлен на протяжении 10 дней с момента окончания проведения работ.

Есть два вида проведения проверок. Первый – камеральная. Второй – выездная. Рассмотрим нюансы составления документации этого вида для каждой формы и разновидности проверочных работ.

Камеральная

Подразумевает проведение наблюдений в пределах помещения Федеральной налоговой службы, т. е. персональный визит налогоплательщику при этом не наносится. Структура осуществляет проверку поданных деклараций, отчетной документации в целях определения того факта, есть ли ошибки и нарушения.

Данное мероприятие может быть осуществлено на протяжении трехмесячного периода с момента сдачи декларационной бумаги. Если будут найдены определенные неточности, финансовая контролирующая организация попросит виновную сторону предоставить объяснения.

Схема проведения меры следующая: плательщик исправно приносит декларацию с расчетными мероприятиями, и программа осуществляет сверку контрольных соотношений. Далее происходит сопоставление отчетности со сведениями прошлого периода и денежными движениями на расчетном счете.

Если ошибки отсутствуют, плательщик, возможно, даже не узнает о том факте, что проходил проверку, т. к. о ней налоговые службы сообщать не будут. Посредством сверки традиционно может быть обнаружено три распространенных группы нарушений:

  • ошибочные материалы в рамках налоговой отчетности;
  • противоречия между данными в предоставленных бумагах;
  • отсутствие соответствий между данными, предоставленными плательщиком, и полученными налоговой из других ресурсов.

Если плательщик сборов в казну государства пользуется льготами, имеется заявленное в декларационной бумаге возмещение НДС, содержатся сведения по операциям, противоречащим прочим бумагам, проводится углубленная проверка на основании тех же норм и принципов.

В случае выявления нарушений в ходе проверок налоговая инспекция занимается составлением акта, а затем вручает его налогоплательщику. У него имеется 30 дней для подачи бумаг на обжалование. Затем руководитель инспекции еще в течение 10 дней знакомится с материалами и принимает решение, стоит ли привлекать его к ответственности.

Форма контролирующих мероприятий осуществляется с выездом на территорию налогоплательщика. В ходе их проведения всегда оформляется акт, даже если нарушения отсутствуют. Иначе решение, вынесенное в рамках отсутствия этого документа, юридической силой не обладает.

С практической точки зрения основные положения этой нормы влекут за собой немало вопросов противоречивого характера.

По сути, составленный акт представляет собой обобщение письменных данных и производной доказательной базы.

Он не выступает в качестве ненормативного акта, способного повлечь за собой какие-либо последствия для налогоплательщика, поскольку лишь фиксирует обстоятельства, обнаруженные со стороны налогового органа.

Что касается окончательного решения, его принятие осуществляется на базе всех материалов, поступивших в налоговую службу.

Нормативная регламентация

Основной документ, под регулированием которого находятся все перечисленные моменты – Налоговый кодекс. В частности, речь идет о статье 100, в которой детально отражены основные моменты касательно проведения проверочных мероприятий – порядков, сроков, решений, обжалований, заключений.

Помимо этого, особого внимания заслуживает Постановление АС УО, принятое 10.03.2016 г. №Ф09-683/16. В его рамках также отражены нормы и порядки проведения мероприятий, их результаты и вероятность обжалования со стороны недобросовестного налогоплательщика.

Если налогоплательщик имеет ряд несогласий и возражений относительно решения налоговой инспекции, он вправе добиться обжалования. А сделать это можно посредством двух способов. Первый заключается в подаче жалобы в вышестоящую инстанцию. Второй состоит в обращении к арбитражному суду.

Способ 1. Вышестоящий орган налоговой инспекции или чиновник, имеющий более высокий ранг, займется рассмотрением жалобной бумаги на акт, составленный налоговой и примет определенные меры:

  • бездействие при отсутствии оснований и доказательств для обжалования, в этом случае решение останется действительным, а жалоба – неудовлетворенной;
  • отмена или изменение решения в полной или частичной мере, принятие нового решения по делу;
  • отмена решения полностью в случае доказательства налогоплательщиком его невиновности.

Рассмотрение жалобы осуществляется в течение временного периода, составляющего полтора месяца.  Результаты будут сообщены представителями налоговых структур в рамках письма, которое они отправят спустя 3 дня с момента принятия соответствующего решения.

Способ 2. Обращение в арбитражный суд также может стать резонным, но лишь в том случае, если была совершена попытка обжалования акта проверки на территории вышестоящей инстанции. На то, чтобы подать иск, обращающееся лицо имеет в распоряжении целых 3 месяца.

Отсчет срока стартует с момента, когда была получена информация о решении по жалобе, или со дня, когда завершился месяц на ответ со стороны вышестоящей инстанции.

Судебная практика в отношении данных споров свидетельствует, что они завершаются в пользу жалующейся стороны. Но при условии, что она предоставит набор необходимых бумаг и документов, выступающих в качестве доказательной базы полной невиновности.

Письменные возражения: куда и по какой форме подавать

Возражения по решениям оформляются в письменной форме и также подлежат подаче в вышестоящие органы и инстанции.

Практическая статистика показывает, что на моменте рассмотрения возражений в рамках районных налоговых инспекций, осуществляющих проверочные мероприятия, процент отмены решений, отраженных в акте, близится к нулевому значению.

Это связано с тем, что львиная доля обжалований не имеет под собой мощной доказательной базы, которая могла бы послужить подтверждением невиновности и спровоцировать отмену «несправедливого» решения.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Акт выездной налоговой проверки

Вот несколько моментов, которые стоит учитывать в процессе подачи жалобных бумаг:

  1. Временной интервал проведения проверочных мероприятий – 30 рабочих дней с даты, когда было получено предписание на проверку. При этом в последний день проверяющая сторона обязуется вручить субъекту акт по мероприятиям либо лично, либо посредством почты.
  2. В ходе подписания бумаги делать формулировку «Акт подписан с возражениями» необязательно, т. к. право на проведение процедуры обжалования предоставляется каждой стороне и установлено в рамках НК РФ.
  3. Изначально обжалование осуществляется в адрес органа, который занимался проведение проверке. То есть обжалование подается даже в адрес тех же должностных лиц. Как бы парадоксально это ни было, данная норма обязательна к соблюдению.
  4. Временной период предоставления возражений составляет порядка пары недель с момента подписания акта проверки. Аналогичным является и срок рассмотрения жалобных бумаг со стороны налоговой инспекции, стартуя с даты их получения.
  5. На протяжении 10 дней налоговая структура сохраняет за собой право на назначение дополнительной проверки, которая связана с вопросами, изложенными в соответствующих возражениях. Если вести речь о факте изучения прочих вопросов, которые не описаны в возражениях, актах, это является незаконным вмешательством в деятельность субъекта, что запрещено действующими нормами и правилами. Такие шаги могут повлечь должностных лиц, работающих в контролирующих инстанциях, к ответственности.

Образец обжалования акта

Унифицированной формы законодательство не предлагает, тем не менее, есть шаблон, которого можно придерживаться в процессе оформления жалобы.

  1. Справа сверху указывается наименование ФНС и имя лица, которому посвящается жалоба. Чаще всего это руководитель организации.
  2. Далее проставляется дата составления документа.
  3. По центру прописывается «возражения по содержанию акта…».
  4. Далее указывается перечень участников проверки. В него могут входить главные инспекторы, старшие сотрудники, государственные деятели.
  5. Затем указывается, что, по их мнению, присутствовали определенные нарушения.
  6. Отмечается факт несогласия с выводами.
  7. Предлагается доказательная база невиновности в виде документов-приложений.
  8. Проставляется подпись и дата составления бумаги.

Таким образом, акт налоговой проверки представляет важный документ, который оформляется при каждой проверке выездного характера и в случае наличия нарушений – при камеральных.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/proverki/obzhalovanie-akta.html

Незаконное решение налоговой — порядок обжалования

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Как грамотно оспорить решение налоговой?

Читайте также:  Как сделать корректировку декларации по косвенным налогам? - юридические советы

 Условно разделим все акты, а также действия/бездействия налоговых органов на две большие группы.

К первой группе отнесём:

— решения налоговых органов о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);

— решения об отказе в возмещении НДС (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10).

Ко второй группе отнесём:

— все иные акты налоговых органов (за исключением актов первой группы), принятые в ходе налоговых проверок (камеральных либо выездных).

Примерами таких актов могут быть:  решение о проведении выездной налоговой проверки или решение о ее приостановлении; требование о представлении документов; решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов; решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и т.д.;

— любые незаконные, по Вашему мнению, действия/бездействие налоговых органов;

— решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенные по результатам иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля. Следует отметить, что некоторые налоговые правонарушения могут быть выявлены и без проведения камеральной или выездной проверки.

Сюда можно отнести такие правонарушения, как: нарушение срока подачи в ИФНС сообщения об открытии обособленного подразделения; об открытии/закрытии счета в банке  и т.д. Решения о привлечении к ответственности за указанные правонарушения можно назвать «безпроверочными» решениями, т.е.

вынесенными по результатам иных (кроме проверок) мероприятий налогового контроля.

С 01.01.2014 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми, любые виды решений/действий налоговых органов перед обращением в суд необходимо обжаловать в досудебном порядке.

Досудебное урегулирование налогового спора по первой группе решений налоговых органов возможно по выбору налогоплательщика:  в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Порядок обжалования ТАКИХ актов налоговых органов (условно назовем их «Проверочные решения») установлен  в ст. ст. 138 — 139.1 НК РФ.

Подача апелляционной жалобы (до вступления первоначального решения налогового органа в силу) Срок

Источник: http://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/nezakonnoe-reshenie-nalogovoi-poriadok-obzalovania.html

Обжалование результатов налоговых проверок — Юридическая консультация

Сроки проведения проверки

В зависимости от вида (камеральная или выездная налоговая проверка) срок проведения проверки может составлять: три месяца (фиксированный срок проведения камеральной проверки) и от двух до шести месяцев (выездная проверка). Кроме этого, выездная проверка может быть приостановлена на срок от шести до девяти месяцев.

По истечении срока, отведенного на проведение проверки, налоговый инспектор обязан составить акт налоговой проверки, в котором будут отражены претензии проверяющих, ссылки на нарушенные положения налогового законодательства и собранные налоговиками доказательства.

Такой акт должен быть составлен в течение 10 рабочих дней с даты окончания трехмесячного срока на проведение камеральной проверки либо в течение двух месяцев с даты составления Справки об окончании выездной налоговой проверки, которая, в свою очередь, составляется после окончания срока на проведение выездной проверки.

Возражения на акт налоговой проверки

В течение пяти рабочих дней с даты составления акта налоговой проверки он должен быть вручен налогоплательщику лично под роспись либо отправлен на юридический адрес компании по почте (в этом случае акт считается врученным на шестой рабочий день с даты отправки).

Вместе с актом налоговой орган должен предоставить проверяемой организации копии документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (например, протоколы опросов свидетелей, данные «встречных» проверок, ответы на запросы и т.д.). Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В случае если проверяющие не предоставили такие документы либо не предоставили всех доказательств, на которые ссылаются в акте, необходимо указать на эти факты в письменном обращении в налоговый орган и запросить возможность ознакомления с этими доказательствами.

Отсутствие возможности ознакомиться с доказательствами не позволит подготовить мотивированные и аргументированные возражения на акт проверки, что, в свою очередь, является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и может стать основанием для отмены ее результатов.

В течение одного месяца с даты получения акта налоговой проверки проверяемая организация вправе представить налоговому органу письменные возражения.

Если в распоряжении организации имеются доказательства и сведения, опровергающие позицию проверяющих, такие доказательства должны быть описаны в тексте возражений и приложены в виде копий документов.

В случае если проверяющие не дали оценки отдельным доказательствам, имеющимся в материалах проверки, либо оценили их выборочно с нужной для себя стороны, на это также необходимо указать в тексте возражений, дав собственную оценку таким доказательствам.

В течение 10 рабочих дней с момента истечения срока на представление возражений налоговый орган обязан рассмотреть материалы проверки вместе с представленными возражениями и вынести решение по итогам такого рассмотрения.

Если у организации имеются объективные причины, по которым в месячный срок подготовка позиции затруднена (например, налоговый орган своевременно не предоставил копии доказательств и не ознакомил с ними налогоплательщика; проверка содержит большое количество эпизодов, большой объем письменных доказательств), необходимо обратиться в налоговый орган с письмом о продлении срока на подготовку возражений. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения материалов проверки проверяющие выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (если нужно провести дополнительную проверку с учетом доводов и аргументов, изложенных в возражениях) либо итоговое решение по результатам проверки.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Фактически являются продолжением налоговой проверки. Срок их проведения ограничен одним месяцем, также Налоговым кодексом РФ установлен конкретный перечень действий, которые могут проводиться в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля:

— истребование документов и информации у самого налогоплательщика;

— истребование документов и информации у третьих лиц, обладающих такой информацией;

— проведение допросов свидетелей;

— назначение и проведение экспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, проверяемая организация вправе представить дополнительные возражения, предварительно ознакомившись с результатами дополнительных мероприятий (полученными письменными доказательствами).

За 10 рабочих дней с даты истечения срока на представление дополнительных возражений налоговый орган будет должен принять итоговое решение по проверке.

Решение по результатам проверки

Является итогом рассмотрения всех материалов проверки, включает в себя оценку всех аргументов и доказательств, изложенных в акте проверки; дополнительных доказательств, полученных при проведении дополнительных мероприятий; аргументов и доказательств, представленных налогоплательщиком в возражениях.

Следует отметить, что итоговое решение не может содержать новых эпизодов и претензий, которые ранее не были изложены в акте. Также не может быть увеличена сумма доначислений по сравнению с актом (за исключением пени).

В момент вынесения решения оно еще не вступает в законную силу — для этого потребуется один месяц с даты его вручения проверяемой организации, а в случае, если в течение этого месяца подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, — решение вступит в силу с даты вынесения решения по поданной жалобе. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу в течение одного месяца плюс три рабочих дня (срок для получения жалобы и документов из инспекции, проводившей проверку). В случае необходимости срок вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Момент вступления в законную силу важен, поскольку именно с этого момента начинается процедура принудительного взыскания задолженности. Сначала организация получит требование, в котором будет предложено добровольно уплатить сумму задолженности.

Если этого не произойдет в течение восьми рабочих дней, инспекция получает право принять решение о принудительном взыскании за счет денежных средств на расчетных счетах компании. Одновременно может быть принято решение о приостановке операций по банковским счетам компании.

Если в течение двух месяцев денежных средств для погашения задолженности на счетах компании так и не появится, налоговый орган принимает решение о взыскании за счет имущества, для чего привлекается служба судебных приставов. Одновременно принимается решение об аресте принадлежащего компании имущества.

Предварительные обеспечительные меры

В отличие от вышеуказанной процедуры принудительного взыскания, не требуют вступления решения в законную силу, и могут быть применены в любой момент начиная с даты вынесения решения по результатам проверки. Применяются в форме запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа либо приостановления операций по счетам в банке.

Существенным отличием является «обратный» порядок действий по сравнению с описанной выше процедурой: сначала накладываются ограничения на имущество компании, и только если его стоимости недостаточно для погашения потенциальной задолженности, происходит приостановка операций по счетам, но исключительно на сумму разницы между стоимостью обремененного имущества компании и размером недоимки по решению.

Фактически такие обеспечительные меры представляют собой гарантию того, что в случае вступления в законную силу решения компания окажется платежеспособной. Принятие обеспечительных мер создает препятствия для умышленного вывода активов с целью избежать обращения взыскания на них в рамках процедуры принудительного взыскания.

Обеспечительные меры могут быть отменены при условии предоставления банковской гарантии, залога ценных бумаг или поручительства третьего лица, гарантирующих уплату налоговой задолженности.

Источник: https://pravo.rg.ru/rubrics/question/5956/

Ссылка на основную публикацию