Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете — юридические советы

Почему авиакомпании продают больше билетов, чем может вместить самолёт?

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете - юридические советы

По статистике, 5 % авиапассажиров по тем или иным причинам отказываются от полёта. Чтобы увеличить прибыль, большинство авиакомпаний продаёт больше билетов на один рейс, чем может вместить самолёт. Поэтому может возникнуть ситуация овербукинга, когда кому-то из пассажиров, купивших билет, не хватает места на борту.

В этом случае авиакомпания обязана доставить вас до места назначения первым же рейсом, на котором будут свободные места. Также в ряде случаев вам положена компенсация.

АиФ.ru рассказывает, что делать пассажиру в подобной ситуации.

Что делать, если вас не посадили в самолёт?

Если ваши права нарушили, в первую очередь нужно задокументировать этот факт. На стойке регистрации в посадочном талоне должны поставить печать с отказом в регистрации и указать как причину отсутствие мест в самолёте.

В любом случае, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом в пункт назначения.

Кроме того, вы можете потребовать назад деньги за билет. При рейсе с пересадкой возможно вернуться к месту начала путешествия.

При длительной задержке вам обязаны оплатить:

  • телефонные звонки;
  • талоны на еду;
  • номер в гостинице.

О том, какие права есть у пассажира при задержке авиарейса, читайте в справке >>

Сохраняйте чеки на все расходы, которые вы понесли по вине авиакомпании. Вы можете добиться их компенсации через суд.

Далее нужно договориться с авиаперевозчиком о размере компенсации. Это может быть полёт в бизнес-классе, бесплатный авиабилет в выбранном вами направлении, денежная компенсация.

Если вы летите из России

Каких-либо предусмотренных законом компенсаций не предусмотрено. Попробуйте самостоятельно обговорить возможные варианты с представителями авиакомпании. Также можно добиться выплаты компенсации через суд. Вам могут возместить стоимость авиабилета, услуги адвоката и моральный ущерб.

Если вы летите из Европы

Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в Евросоюзе, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории Европы, компенсации следующие:

  • для полётов на расстояние до 1500 км — 125 евро, если задержка в аэропорту меньше двух часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 25 % стоимости билета;
  • для полётов на расстояние до 1500 км — 250 евро, если задержка в аэропорту больше двух часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 25 % стоимости билета;
  • для полётов на расстояние 1500–3500 км — 200 евро, если задержка в аэропорту меньше трёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 50 % стоимости билета;
  • для полётов на расстояние 1500–3500 км — 400 евро, если задержка в аэропорту больше трёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 50 % стоимости билета;
  • для полётов на расстояние больше 3500 км — 300 евро, если задержка меньше четырёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 75 % стоимости билета;
  • для полётов на расстояние более 3500 км — 600 евро, если задержка больше четырёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 75 % стоимости билета.

Если вы летите из США

  • если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация не полагается;
  • если задержка длится менее двух часов (для международных полётов — до четырёх часов), вам должны выплатить $200;
  • если задержка длится больше двух часов (для международных полётов — больше четырёх часов), вы получаете $400.

Если вы опоздали на пересадку

К примеру, вы летите в Таиланд рейсом Москва – Бангкок с пересадкой в Дубае, но из-за задержки рейса не успеваете на самолёт Дубай – Бангкок. Получите ли вы компенсацию или нет, будет зависеть от типа билета.

Если билет со стыковкой был предложен одной или несколькими авиакомпаниями как один перелёт с пересадкой, то вы улетите из Дубая в Бангкок ближайшим рейсом, на который будут места.

Если вы искали стыковки самостоятельно и покупали два отдельных билета, за вас никто не несёт ответственность и ваш билет пропадёт. Возможно, за неиспользованный билет дадут компенсацию, если это предусмотрено тарифом авиакомпании.

Почему авиакомпании продают лишние билеты на рейс?

Овербукинг придумали в США в 1950-е годы. По статистике, 5 % пассажиров не являются на рейс. Чтобы самолёты не летали с пустыми местами, авиакомпании продают на рейсы чуть больше билетов, чем реально может вместить самолёт.

Бывает и вынужденный овербукинг, например, если по техническим причинам авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолёта другой, менее вместительный.

Как правило, мест в самолёте не хватает пассажирам, которые пришли на регистрацию последними. Поэтому лучше заранее пройти регистрацию на рейс через интернет, либо приезжать в аэропорт пораньше.

Перевозчики предложили продавать два авиабилета на одно место

Российские авиакомпании могут получить право официально продавать больше билетов, чем мест в самолете. С просьбой о легализации так называемого овербукинга (два билета на одно кресло) перевозчики обратились в минтранс. В первую очередь пострадают пассажиры, уверены эксперты «РГ», которые не поддержали эту инициативу.

В России пилотов проверят на совместимость с коллегами

Овербукинг появился в Америке в середине прошлого века, когда авиапассажиры добились права компенсации стоимости билета в случае опоздания на рейс.

Подсчитав убытки, авиакомпании начали продавать больше билетов, чем кресел в салоне. Убытки-то они снизили, но появились проблемы с «лишними» пассажирами.

Тех, кому не хватило места в самолете, задабривали бесплатными обедами, местами в комфортных гостиницах, денежной компенсацией.

Сейчас многие европейские и американские компании перед рейсом просто объявляют, что всем места не хватает, и ищут добровольцев, которые хотят получить солидную компенсацию.

В России, где овербукинг пока применяется неофициально, накладки с «лишними» пассажирами бывают довольно часто.

В нашем законодательстве не прописано, как и каким образом им можно компенсировать затраты, пояснил в беседе с «РГ» главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров.

Сегодня с такими пассажирами особенно не церемонятся — продажу «лишних» билетов списывают на технический сбой в системе бронирования, отметил эксперт.

А узаконив овербукинг, люди получат больше прав, считает эксперт.

С ним не согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, по мнению которого, выиграют лишь перевозчики, увеличив себе прибыль. «То есть пассажир может не улететь, даже если вовремя приехал в аэропорт, но оказался последний в очереди на регистрацию. Правильно ли это? Нет, это нарушение прав потребителя», считает он.

В случае овербукинга, пассажир получит компенсацию, но потерянное время и нервы ему никто уже не вернет, добавил он.

«Пассажир при покупке билета заключает договор, по которому авиакомпания должна предоставить ему место в самолете на определенном рейсе. И время вылета является существенным условием договора.

Деловые люди летят на мероприятие, опоздания на которые весьма трагичны. Те же, кто отправляется в отпуск, тоже не хотят терять время отдыха», — считает он.

В России открылся сезон льготных цен на авиабилеты

Кстати, в союз уже обращались пассажиры, которые не успели зарегистрироваться на рейс за рубежом и попали в программу овербукинга. Компенсацию они получали не сразу. А некоторым пришлось даже судиться с авиакомпаниями, отметил Кирилл Янков. И что делать с пассажирами, которые летят транзитом, пока не понятно.

А вот глава аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что появление в законе такого понятия, как овербукинг, нужно для того, чтобы авиакомпании получили возможность предлагать компенсацию пассажиру. А стандартная ситуация по нехватке мест на борту должна решаться в аэропорту, отметил эксперт.

Он отметил, что одной из проблем двойной перепродажи билетов является отсутствие у авиакомпаний открытой статистики о количестве отказов посадить на борт пассажира из-за дефицита мест. Когда такие цифры появятся, то каждый перевозчик сможет более точно рассчитывать, сколько лишних билетов продавать, считает он.

Пассажиры, купившие билет в бизнес-класс, имеют больше шансов улететь при овербукинге. Компании выгодно продавать дорогие билеты.

И бонусом высокой цены (например, годового тарифа или билета с открытой датой) является возможность улететь на удобном рейсе.

Но когда приходят на рейс несколько таких пассажиров, перевозчик всегда урегулирует вопрос с нехваткой места для такого пассажира. У каждой авиакомпании есть свои внутренние правила на этот счет.

«Я попал в такую ситуацию несколько лет назад, когда летел на Красноярский форум. Приехал за несколько минут до регистрации, а мне сказали, что мест нет. Учитывая, что у меня золотая карта авиакомпании, меня могли пристроить в бизнес-классе.

Но тут подошли несколько человек с такими же билетами. Перевозчик выдал справку, что у меня есть право получить полторы тысячи рублей (тогда это было 50 долларов), предложили бесплатное питание.

Должны были бы предложить гостиницу, но там мест не оказалось», — рассказал свою историю Пантелеев.

Получается, что лучше на рейс регистрироваться из дома. Однако когда продано много билетов, то программа дистанционной регистрации нередко дает сбой. Лучше приехать в аэропорт пораньше и занять очередь на регистрацию первым, советуют эксперты. Официальный отзыв на предложение легализации овербукинга эксперты ждут в ближайшее время.

Между тем

На железной дороге практики продавать два билета на одно место нет, подтвердили «РГ» в РЖД. Там давно введена продажа билетов с закреплением конкретного пассажира (с указанием паспортных данных) на определенное место. И посадка в поезд идет по паспорту или по свидетельству о рождении.

Разрешат ли авиакомпаниям РФ продавать билетов больше, чем мест в салоне — обсуждение инициативы. Новости. Первый канал

Министерство транспорта выступило с предложением — официально разрешить авиакомпаниям продавать билетов больше, чем мест в самолёте. Подобная практика довольно распространена за рубежом. Проект закона пока не внесён в Госдуму — потенциальные пассажиры изучают документ в Интернете.

Новый законопроект, который Министерство транспорта разместило в Интернете для обсуждения, сразу же вызвал бурную реакцию.

«Продажа мест на самолет на 10-15 % более их наличия приведет к потерям физических лиц купивших билеты», — пишет Ольга Карпенко.

«Это вовсе не оптимальный способ решения проблемы. Хотя он и даст некоторый финансовый выигрыш авиакомпаниям, он доставит огромные неудобства пассажирам», — уверен Кирилл Нагаев.

На международном языке это называется  «овербукинг», или перебронирование. Явление для нас новое и совсем непонятное. Хотя за рубежом авиакомпании используют «овербукинг» уже несколько десятилетий.

Поскольку, согласно их статистике, примерно пять процентов пассажиров за несколько дней до полета отказываются от брони или вообще не приходят на рейс.

И чтобы повысить заполняемость самолетов, перевозчики продают билетов больше, чем мест — в среднем на пять-десять процентов, и далеко не на все направления. Главное — чтобы в итоге улететь смогли все зарегистрировавшиеся. Но иногда бывают сбои.

Читайте также:  Когда выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка? - юридические советы

В этом случае в зарубежных законах четко прописано, как решать подобные проблемы. Лишним пассажирам либо предлагают полететь бизнес-классом, если есть места, или отправляют следующим рейсом, с компенсацией.

«Западные компании используют принцип добровольности.

Например, они объявляют, на нашем рейсе пять лишних пассажиров, кто бы хотел улететь следующим рейсом, через два-три часа, получив ещё дополнительно некую денежную компенсацию.

Обычно в этой ситуации желающих задержаться на несколько часов в большом хорошем аэропорту, где есть кафе и дютифри, значительно больше, чем лишних мест», — говорит главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.

В России, согласно данным авиакомпаний, тоже существует недобор. Только он выше — до пятнадцати процентов. И негласно «овербукинг» применяют и у нас. Хотя по закону это расценивается как мошенничество.

Поэтому в случае появления двойных мест ссылаются совсем на другие причины. Например, на смену самолета меньшего по вместимости.

Конечно, в этой ситуации  пассажира не бросят, но и потребовать компенсации на месте не получиться. Только через суд.

Поэтому Минтранс и предложил узаконить «овербукинг», чтобы ввести жесткую ответственность за его применение, по аналогии с зарубежной.

Вот только в опубликованном документе механизм разрешения споров четко не прописан.

Лишь указано, что пассажира должны отправить другим рейсом или вернуть полную стоимость билета, а также предоставить компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

«В данный момент абсолютно непонятно, на что может рассчитывать пассажир, который окажется за бортом. В федеральных авиационных правилах не установлена ответственность за нарушение договора. Это обыкновенный договор перевозки, и есть Гражданский кодекс, в соответствии с которым происходит разрешение», — говорит координатор Союза пассажиров России Сергей Попов.

К обсуждению о необходимости введения этой нормы уже подключились и авиакомпании. Единого мнения нет. Одни — поддерживают, другие — выступают против, как, например, «Трансаэро».

Вот письмо этого авиаперевозчика в адрес нашей телекомпании, где свою позицию он объясняет так: «Овербукинг может серьезно нарушить планы людей.

В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней. Кроме этого, в случае сложных транзитных маршрутов теряются стыковки на другие рейсы».

Впрочем, ряд участников рынка уверены — если четко прописать правила, выиграют все: бонусы получат и пассажиры, и перевозчики, в виде дополнительной прибыли.

«Овербукинг — это тонкий механизм, если авиакомпания начинает им злоупотреблять, она теряет в деньгах. Если авиакомпания действует тонко с помощью этого механизма, то и пассажиры довольны, и авиакомпания остается в прибыли», — заявил директор департамента общественных связей авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Согрин.

Споры о том, каким должен быть закон об овербукинге и нужен ли он вообще, еще только разворачиваются. На сайте, где размещен документ, свое мнение может оставить каждый. В самом Минтрансе законопроект пока никак не комментируют. По крайней мере, до окончания общественного обсуждения, которое завершится седьмого июля.

Ваши права при овербукинге: как не остаться за бортом?

Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.

Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.

Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.

Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.

Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.

Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.

История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет.

Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.

В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке». Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.

Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом.

К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране.

На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.

Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.

  • Поправки в соответствующих законах пока не приняты.
  • На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации. Технические сбои подведены под форс-мажор, а в этом случае авиакомпания никому ничего не должна. Сложность заключается в том, что пассажир может и не подозревать, что является жертвой маркетинга. Его могут попросту не пустить в самолет, уверяя, что, якобы, произошел технический сбой и система «не видит» факта покупки билета.
  • Теоретически, если пассажира снимают с рейса российской авиакомпании, ему положены все те компенсации, которые он бы получил в случае задержки или отмены данного рейса.

Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль. 

Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.

И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.

Результаты тестов
в вашем мобильном

Лучшие продукты, список покупок с удобным интерфейсом, отзывы, рейтинги, гиды покупателей

Скачать приложение

Не оказаться за бортом: Что такое овербукинг и как защитить свои права?

Тем, кто часто путешествует, возможно, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда авиаперевозчик продает билетов больше, чем есть мест в наличии. Такое явление, известное как «овербукинг», может испортить не только настроение, но и всю поездку. Как обезопасить себя от подобных инцидентов? TripMyDream навел справки.

На днях социальные сети потрясло видео, снятое 9 апреля на борту лайнера американской авиакомпании United Airlines, на котором видно, как охрана силой выводит из салона пассажира, не желающего покинуть свое место в переполненном самолете.

По данным СМИ, а также со слов других пассажиров данного рейса, мужчина отказался покинуть самолет после того, как представители компании предложили четверым добровольцам отказаться от своих мест в пользу сотрудников авиакомпании за компенсацию в 800 долларов.

Официальная причина заключалась в переполненности салона.

Овербукинг на United Airlines — Автор фото Time

Когда добровольцев не нашлось, компания сама выбрала тех, кого предстояло снять с рейса, но один из пассажиров – врач из Кентукки – отказался выходить, на что компания отреагировала, вызвав охрану, которая силой вывела сопротивляющегося мужчину из самолета.

К сожалению, подобные ситуации, когда билетов продано больше, чем фактически есть мест в самолете, далеко не редкость.

И хорошо, если разрешить такой казус удается мирным путем, или если компания идет навстречу клиентам и предлагает альтернативные варианты.

А если нет? Именно поэтому каждому туристу стоит знать, что же такое овербукинг и как нужно действовать, если вы окажетесь в подобной ситуации.

Овербукинг. Что это такое и в чем причина?

Овербукинг (от англ. оverbooking – сверхбронирование) – это когда на рейс регистрируется больше пассажиров, чем может вместить самолет.

Чаще всего такое малоприятное явление возникает, если самолет в последний момент заменяют на менее вместительный борт (например, по техническим причинам), а все места уже проданы в расчете на больший салон.

Еще одна причина – компании продают места «с запасом» на случай, если пассажиры, купившие билеты по самому дешевому тарифу, внезапно откажутся от них.

Тут все понятно: сдавать такие билеты нет смысла, а компании просто не выгодны рейсы с полупустыми самолетами, вот и выходят из положения.

Но какая бы ни была причина, пассажир вправе требовать справедливости. Ведь даже если компания предлагает какие-либо бонусы в качестве альтернативы, для многих потеря времени в аэропорту в ожидании следующего вылета может быть существенным неудобством.

Итак, если вас отказываются сажать на борт, мотивируя это переполненностью салона, вы имеете право:

  • Потребовать компенсацию. Ее сумма зависит от длительности ожидания следующего рейса, и от дальности вашего перелета. Так, для МАУ, других украинских авиакомпаний, а также для тех, которые зарегистрированы в ЕС или выполняют рейсы из аэропортов на территории Евросоюза, компенсация такова: для полетов до 1 500 км — 250 евро; от 1 500 до 3 500 км — 400 евро; 600 евро для полетов дальностью более 3 500 км.
  • Авиакомпания также имеет право снизить размер компенсации на 50%, если пассажиру предлагают заменить его рейс на альтернативный. При этом время прибытия нового рейса не должно превышать запланированного на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км, на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км, и на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км.
  • Чуть иначе обстоят дела в Штатах. Там, если вы ждете в аэропорту менее часа, или если новый рейс прибывает с опозданием в 1 час по сравнению с временем прежнего билета, компенсация вообще не предусмотрена. А вот если вы ждете 1-2 часа (и до 4 часов для международных рейсов), то вам должны выплатить компенсацию в размере 200 долларов.
  • Вы вправе требовать у авиакомпании повышение класса обслуживания при замене рейса, талоны на еду и связь и, в случае долгой задержки рейса, бесплатный номер в гостинице.
Читайте также:  Неплательщиков страховых взносов причислили к уголовникам - юридические советы

Обязанности компании:

  • В случае овербукинга, сотрудник авиакомпании на стойке регистрации должен поставить в ваш билет отметку, которая свидетельствует об отказе в регистрации из-за отсутствия мест на борту.
  • Если вы покупали билет на регулярный рейс, компания должна вернуть вам его стоимость или хотя бы предложить альтернативные варианты вылета на другое время/дату.
  • Даже выплатив вам компенсацию, компания все еще обязана доставить вас к месту назначения ближайшим рейсом и/или предоставить льготные услуги (питание, отель и т.д.).
  • Если новый рейс вылетает на следующий день, компания обязана предоставить пассажирам номер в отеле, питание и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт».
  • Компенсация предусмотрена и за понижение класса с бизнеса до эконома при бронировании нового билета в течение 7 дней (30% тарифа для рейса длиной 1500 км, 50% для рейсов на 1500-3500 и 75% для рейсов длиной от 3500 км).
  • Американские авиакомпании обязаны выплатить компенсацию в размере двукратной стоимости полета в один конец (но не более 675 долларов), если пассажир был доставлен к месту назначения с опозданием в 1-2 часа от запланированного. В случае опоздания более 2 часов (более 4х для международных рейсов), вам положена компенсация в размере четырехкратного тарифа в один конец, но не больше 1350 долларов.
  • Если вы летите с авиакомпанией Евросоюза, они обязаны выплатить вам компенсацию в размере не менее 125 евро (максимум 600, зависимо от расстояния), даже если вам нашли рейс на замену.

Зал ожидания в аэропорту — Автор фото Dublinairport

Как защититься?

Есть ли способы избежать такой ситуации, когда вас откажутся сажать на рейс? Стопроцентной гарантии нет, но можно воспользоваться несколькими советами бывалых путешественников, чтобы максимально себя обезопасить.

Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы успеть зарегистрироваться в аэропорту, а лучше всего – регистрируйтесь онлайн. Компания может просто отказаться компенсировать ущерб тем пассажирам, которые опоздали на регистрацию. Если вы боитесь не попасть на рейс, то старайтесь не приобретать «горящие» путевки – именно такие билеты чаще всего оказываются «под ударом».

Поделись этой новостью с друзьями!

Авиакомпании просят разрешения продавать «двойные» билеты

Это может привести к появлению «лишних» пассажиров

Российские авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой разрешить им продавать «двойные» билеты. Дело в том, что практика так называемого овербукинга (продажи двух билетов на одно кресло) широко распространена за рубежом. Таким образом российские авиаперевозчики надеются покрыть убытки, которые они терпят в результате опозданий пассажиров на рейс и их отказов от полета в последний момент.

Европейские и американские компании, как правило, продают больше билетов, чем есть мест в самолете, а перед полетом объявляют: мест на всех не хватает и ищут добровольцев, которые готовы получить солидную компенсацию.

А что будет делать авиаперевозчик, если ни один из пассажиров не захочет ждать следующий рейс? Жребий бросать?

— В нашем законодательстве не прописано, как и каким образом авиакомпания должна компенсировать затраты, если были проданы лишние билеты на рейс, хотя такое случается не так уж редко, — пояснил корреспонденту «ВП» Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России.

— Тем не менее, в законе оговаривается: если задержка вылета произошла по вине перевозчика, то он должен компенсировать пассажиру 3% от стоимости билета за каждый час простоя.

То есть, если билет стоит, к примеру, 3000 рублей, то компенсация двухчасовой задержки составит всего 180 рублей.

За рубежом овербукинг распространен преимущественно на тех маршрутах, где рейсы осуществляются часто, — например, каждый час. Тогда задержка для пассажира не будет так чувствительна. В то же время должен соблюдаться некий разумный баланс.

То есть авиакомпания может застраховаться от опозданий пассажиров, продав на 100 мест, например, 103 билета, а может и 110.

Тут многое будет как раз зависеть от размера компенсации, он должен быть весомым, чтобы у авиакомпании не возникло соблазна увеличивать число лишних билетов сверх разумных пределов.

Пассажирам могут добавить головной боли

Но в любом случае перевозчикам овербукинг выгоден. Процент незаполненных мест на рейсах из-за опозданий достаточно значителен, поэтому, допустим, если сейчас три места в полете пустуют, а билет стоит, скажем, пять тысяч, то компания теряет 15 тысяч рублей. Когда они будут заполнены, перевозчик наоборот заработает эти 15 тысяч, а на компенсации «лишним» пассажирам уйдет в разы меньше.

— В то же время для пассажиров это будет головная боль, — считает Анатолий Голов.

— Многим нужно попасть в пункт назначения к какому-то определенному сроку, например, бизнесмену на деловую встречу, и тут он узнает, что у него — лишний билет.

Если все же овербукинг разрешат в России, авиакомпании обязаны будут всеми доступными средствами доводить до сведения пассажиров информацию о том, что они могут не попасть на рейс.

Минтранс разработал закон, позволяющий российским компаниям продавать билетов больше, чем мест в самолете

https://www.znak.com/2015-06-24/mintrans_razrabotal_zakon_pozvolyayuchiy_rossiyskim_kompaniyam_prodavat_biletov_bolshe_chem_mest_v_s

Минтранс предлагает разрешить российским авиакомпаниям овербукинг. Как пишет «Газета.

Ru», опубликован проект закона, разрешающего продажу авиабилетов в большем количестве, чем имеется свободных мест на борту самолета. Согласно предлагаемому закону, авиакомпания получает возможность изменить договор воздушной перевозки, если у нее не получится предоставить место на рейсе или «по решению перевозчика».

В этом случае авиаперевозчик обязан проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до того пункта назначения, который указан в билете.

«При несогласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами», – уточняется в документе. Конкретная сумма компенсации в законопроекте не приводится. Закон по плану вступит в силу во втором квартале 2016 года.

За введение овербукинга ранее высказывались некоторые российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот». Положительно высказывались в отношении перепродажи авиабилетов авиакомпании «Сибирь» и «ЮТэйр». Против системы овербукинга выступило руководство авиакомпании «Трансаэро».

Против введения овербукинга выступают большинство авиапассажиров. Клиенты авиакомпаний опасаются, что из-за введения подобной практики они не смогут спланировать отдых, упустят стыковку следующего самолета, увеличится риск сокращения отпуска, а материальная компенсация будет несравнима с теми расходами, которые будут понесены из-за отмены или переноса рейса.

«Авиакомпания прибегает к овербукингу не от хорошей жизни. Если все идет нормально, то пассажир и не в курсе, что где-то произошел овербукинг. Проблемы начинаются тогда, когда пассажиров пришло больше, чем планировалось. Вот тут и нужно правовое регулирование», – объяснил «Газете.

Ru» сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко.

По его словам, в опубликованном Минтрансом нормативном акте вызывают удивление некоторые формулировки, в том числе возможность расторжения договора о воздушной перевозке «по решению авиаперевозчика» и отсутствие собственно термина овербукинг.

«Опубликованный акт разрешает авиакомпаниям расторгать договор «по решению авиаперевозчика», то есть по собственному желанию. Таким образом, эта норма противоречит всему Гражданскому кодексу, всему разделу об обязательственном праве», – пояснил Крамаренко.

Удивление у эксперта вызвала и формулировка об обязанности авиакомпании «проинформировать пассажира об альтернативных вариантах»: «То есть что получается, что авиакомпания не обязуется его перевезти, а только проинформировать?

В ЕС и США, например, императивом является обязательство авиакомпании предложить пассажиру опции дальнейшего продолжения полета до места назначения, в том числе рейсами других авиакомпаний».

Билеты куплены, а мест в самолете нет страница 2

Спешим в аэропорт, стараясь успеть до конца регистрации, подбегаем к стойке, протягиваем паспорт и вдруг, как снег на голову.. — К сожалению, на ваш рейс свободных мест в самолете нет!

Что такое овербукинг и как его избежать.

———————————————

В конце сентября 2015 года я возвращался из Крыма домой в Архангельск. Билеты на самолет давно куплены, заказано такси из отеля в аэропорт Симферополя с запасом по времени, чтобы не опоздать на регистрацию. Вечерний рейс Симферополь — Москва выполнялся здоровенным аэрофлотовским самолетом Эйрбасом А330, вместимостью в 300 человек.

Протягивая паспорт на стойке регистрации, с удивлением услышал: Пожалуйста, подойдите к соседней стойке, там решат вопрос с вашим вылетом. С недоумением подошел к соседней стойке, у которой уже стояло около шести пассажиров с весьма расстроенными лицами.

Взмыленный представитель Аэрофлота начал мне объяснять, что из Москвы прилетел борт с другой компоновкой кресел, в результате чего мест в салоне оказалось меньше, чем продано билетов на самолет. Предложил покормить нас за счет авиакомпании, а пока мы кушаем, он, мол, решит вопрос, как мы доберемся домой.

К счастью, весь мой маршрут Симферополь-Москва-Архангельск был выписан единым билетом одной авиакомпании. Были бы эти направления выписаны по отдельности – у меня бы пропали билеты из Москвы в Архангельск, поскольку я не успевал бы на этот рейс.

Читайте также:  Составляем договор цессии между юридическими лицами - юридические советы

В результате мне предложили лететь на два часа позже «дочкой» Аэрофлота ОренЭйр, но не через Москву, а через Санкт-Петербург, где придется заночевать. Но деваться мне было некуда, я согласился на этот вариант.

Почему же так получилось, что сразу семь человек не смогли улететь тем рейсом, на который были куплены авиабилеты?

Основная же причина подобных ситуаций — это Овербукинг. Овербукинг обозначает сверхпродажи: изначально продается билетов больше, чем мест в самолете. Овербукинг практикуют многие авиакомпании, но в России чаще других это случается у Аэрофлота. Практически на каждый полностью заполненный рейс Аэрофлота проданных билетов больше, чем мест в самолете.

Да, иногда бывают такие ситуации, когда на посадку подают борт с меньшим количеством мест, чем было заявлено раньше. Но, на самом деле, это большая редкость.

ЗАЧЕМ ОВЕРБУКИНГ НУЖЕН АВИАКОМПАНИЯМ?

Все дело в том, что каждое пустое место в самолете – это убытки для авиакомпании. Учитывая, что рентабельность пассажирских авиаперевозок крайне низкая, все перевозчики стараются максимально уменьшить свои потери и сэкономить на чем только можно. Мы все уже наверняка заметили это на той еде, которая подается сейчас во время полета.

Так вот, Аэрофлот прикинул, что несколько человек обычно на рейс не успевают: задерживаются в пробках, заболевают перед полетом, путают аэропорты вылета, забывают о времени вылета и т.д. Чтобы не возить пустые кресла, приносящие убытки, авиакомпании и продают на несколько билетов больше, чем есть мест в самолете.

Надо сказать, что овербукинг – это не наше российское изобретение. Такой способ минимизировать потери придумали в США. Сейчас он используется многими авиакомпаниями мира.

КАК РЕШАЕТСЯ ВОПРОС С ПАССАЖИРАМИ

Конечно же, далеко не всегда люди опаздывают на свой рейс, несмотря на статистику Аэрофлота. И далеко не всегда самолет бывает заполненным до отказа. Но если речь идет о летнем сезоне в самом разгаре, да еще на популярном южном направлении – будьте уверены, что свободных мест в самолете не будет и тогда уж кто-нибудь точно попадет на овербукинг.

Если в салоне эконом-класса все места заняты, но остались свободные места в бизнесе – «лишний» пассажир полетит в бизнес-классе по цене эконома. Можно такой вариант рассматривать даже, как некий лайфхак: пролететь с более высоким уровнем обслуживания за небольшие деньги.

Но если нет мест и в бизнес-классе, то это самый малоприятный вариант. Вам придется ждать следующего рейса этой же авиакомпании. Вас, безусловно, отправят, но это вполне может нарушить планы, не говоря уже о том, что вы можете опоздать на деловую встречу или на стыковку рейса с другой авиакомпанией.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОВЕРБУКИНГА

Чаще всего на овербукинг попадают люди, летящие в одиночку, купившие билет по самому дешевому тарифу и прибывающие в аэропорт за несколько минут до окончания регистрации на рейс.

В некоторых случаях (это касается определенных зарубежных авиакомпаний) при регистрации представители авиакомпании ищут желающих отложить свой рейс. За это можно получить определенные бонусы и даже поторговаться за них.

Чтобы гарантированно избежать подобной ситуации, нужно знать пару вещей:

— Приезжайте в аэропорт не к концу, а к началу регистрации на рейс.
— Если есть возможность пройти регистрацию онлайн – пройдите ее еще до того, как вы приедете в аэропорт.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПАССАЖИРУ В СЛУЧАЕ ОВЕРБУКИНГА

Главное – не паниковать и не обвинять сотрудников авиакомпании во всех смертных грехах. Поверьте, они сделают все возможное, чтобы вас отправить. К тому же, их личной вины в свершившемся нет. Все ваши претензии и обиды могут быть направлены руководству авиакомпании, но не их представителям в аэропорту.

Если вас пересаживают из эконома в бизнес-класс — значит сегодня вы ухватили удачу за бороду и долетите в нужное вам место сытыми и в комфорте.

Если же вас пересаживают на другой рейс, надо обязательно поставить на маршрут-квитанцию электронного билета отметку о том, что ваш вылет перенесен. Отметку поставят на стойке регистрации.

Далее, авиакомпания должна обеспечить вас следующими услугами:

— При задержке вылета более 2-х часов вас должны обеспечить питьевой водой и возможностью сделать телефонный звонок за счет авиакомпании. — При задержке вылета более 4-х часов вас обеспечат горячим питанием.

— При задержке более 6-и часов ночью и 8-и часов днем, вас должны поселить в гостинице для полноценного отдыха.

Следует заметить, что, как правило, представители авиакомпаний сами предлагают необходимые услуги. А если они забыли их предложить – не постесняйтесь об этом напомнить, поскольку помощь вам входит в их должностные обязанности.

Что же касается моей истории, то мне в аэропорту Симферополя принесли касалетку с горячей едой, сок, бутерброды, а через четыре часа отправили в Санкт-Петербург, куда я прибыл ночью.

В Пулково я сразу нашел представительство Аэрофлота, разбудил дремавшего там сотрудника и на такси был отправлен спать в гостиницу Россия.

Утром мне предложили позавтракать и сообщили, когда за мной приедет такси, чтобы увезти обратно в аэропорт к моему рейсу в Архангельск. Домой я добрался днем позже, зато вместо Москвы краем глаза посмотрел на Питер.

13 секретов, о которых авиакомпании не хотят вам рассказывать

Даже если вы летаете достаточно часто, наверняка существуют секреты, которые вам неизвестны. Узнайте об авиакомпаниях больше, чтобы открыть для себя все тайны и детали таких путешествий. Вы удивитесь, как многого прежде не знали!

Обучающее видео о безопасности не рассказывает всего

По ночам свет в салоне приглушают не для того, чтобы сделать перелет комфортнее – это для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к полумраку. В таком случае людям будет проще выбраться из салона в экстренной ситуации.

По схожей причине по время взлета и посадки нужно поднимать откидные столики – чтобы они не мешали другим пассажирам выходить. Кроме того, ночью нужно открывать шторку иллюминатора – чтобы спасатели могли смотреть сквозь окна.

У авиакомпаний жесткие правила относительно топлива

Перевозить его тяжело и дорого, поэтому уровень топлива обычно держат на минимальном уровне. Если возникнут трудности с погодой или неожиданная задержка, самолету потребуется экстренная посадка – иначе топливо просто закончится!

Вы можете получить хорошую компенсацию, отказываясь от билета

Если самолет переполнен и вам предлагают отказаться от билета, не соглашайтесь на первую же компенсацию. Авиакомпания будет увеличивать размер предлагаемой компенсации, пока достаточное количество желающих не откажется от своих мест. Настаивайте на компенсации наличными, если авиакомпания предлагает и такой способ оплаты.

Ищите билеты на групповую поездку по одному

Если вы хотите купить несколько билетов, смотрите цену по очереди на каждый. Если вы хотите купить, к примеру, четыре билета сразу, а по низкой цене есть только три, все четыре в результате будут отображаться по более высокой цене. Именно поэтому лучше покупать каждый билет по отдельности, так вы получаете наиболее выгодное предложение.

Пилотам нельзя есть вместе

Некоторые авиакомпании запрещают своим пилотам есть одновременно или даже в течении часа одинаковую еду. Пилотам нужно есть в разных ресторанах или ждать определенный период времени, чтобы убедиться, что не возникло проблем с отравлением.

Про потерю багажа нужно заявлять сразу

Не откладывайте это, даже если очереди очень длинные. Во многих авиакомпаниях есть правила, требующие заявлять о потере багажа в кратчайший срок. Если вы пропустите этот момент, ваше заявление может оказаться бесполезным. Это значит, что вам не стоит терять времени, даже если вам хочется как можно скорее выйти из аэропорта и забыть о перелете.

Сидения действительно уменьшаются!

Да, вам действительно не кажется, прежде сидения были просторнее, а теперь стали меньше – это сделано для того, чтобы в каждом ряду можно было разместить еще одно место.

Следите за гигиеной

Вам не стоит есть еду, которая упала прямо на откидной столик. В большинстве авиакомпаний их не чистят между перелетами. Прежде чем вы решите прикоснуться к чему-нибудь, лучше протрите это влажной салфеткой.

Звоните в случае отмены вылета

Если ваш вылет отменен, становитесь в очередь к стойке продажи билетов, но при этом попробуйте позвонить в службу поддержки клиентов. Вы можете дозвониться быстрее, чем дождаться очереди, и ваша проблема решится куда проще.

Авиакомпаниям не нравится сотрудничество с сайтами сравнения цен

Каждый раз, когда люди бронируют билет через специальные сайты, авиакомпания выплачивает небольшую компенсацию. Именно поэтому некоторые авиакомпании вообще не сотрудничают со сторонними распространителями билетов.

Меняйте места правильно!

Если хотите поменять место в эконом-классе на бизнес-класс, проверьте состояние салона за 100 часов до вылета. Именно тогда можно заметить наиболее удачные предложения.

Не ходите босиком по самолету!

Это ужасно негигиенично! Ковер, который покрывает пол салона, контактировал со всеми возможными жидкостями – рвотой, молоком, детской мочой и кровью. И это еще далеко не все! Словом, для собственной безопасности оставайтесь в обуви.

Знайте свои права

Если ваш вылет отменили, вам должны предложить другую возможность вылета. Кроме того, вы должны знать, что даже если у вас был билет без права возврата, в случае отмены рейса вы имеете полное право на возмещение ущерба.

Ссылка на основную публикацию