Каковы правила и пример описания объекта закупки по 44-фз? — юридические советы

Описание объекта закупки по 44 ФЗ — образец

Каковы правила и пример описания объекта закупки по 44-ФЗ? - юридические советы

Внедрение контрактной системы госзакупок в России призвано обеспечить всем субъектам хозяйствования равные возможности доступа к заказам. Предписания 44-ФЗ обязывают государственные учреждения и муниципалитеты составлять описание объекта закупки так, чтобы никоим образом не ограничивать конкуренцию поставщиков подходящего товара.

Объективность изложения

В конкурсную документацию допустимо включать требования к качеству, функциональным и эксплуатационным характеристикам, а также техническим параметрам и потребительским свойствам продукта.

Нельзя указывать параметры и характеристики, присущие определенным лицам или маркам. Запрещено ссылаться на:

  • товарный знак либо знак обслуживания;
  • место изготовления или происхождения товара;
  • модель устройства;
  • промышленный образец как совокупность признаков, отображающих цветовое решение, форму, текстуру или другие эстетические особенности изделия.

Обезличенность и запрет дискредитации

Недопустимо включение в закупочную документацию требований к изготовителю или поставщику товара по поводу:

  • деловой репутации;
  • квалификации и опыта аналогичной деятельности;
  • наличия производственных мощностей, трудовых или финансовых ресурсов.

При описании товара запрещено указывать конкретного изготовителя или фирменное наименование. Принцип обезличивания производителя не распространяется на:

  • контракты в отношении запчастей;
  • приобретение расходных материалов;
  • частные случаи, когда товар подлежит использованию в тандеме с уже имеющимся.

Но даже в перечисленных случаях госзаказчик должен обеспечить вариативность изложения. В качестве образца описания объекта закупки законодатель предлагает добавлять фразу «или эквивалент».

Технические требования

Технические характеристики объекта закупки должны излагаться с соблюдением таких правил:

  1. Формулировка должна содержать общепринятую терминологию и параметры. По возможности необходимо ссылаться на ГОСТы или техрегламенты.
  2. Госзаказчик не лишен права применять нестандартные обозначения или подходы. Однако их целесообразность необходимо обосновать в конкурсной документации.
  3. Описание должно содержать показатели, позволяющие однозначно определить, соответствует ли заявленным требованиям конкретный продукт. Если это возможно, следует оговаривать максимальные и минимальные значения показателей.
  4. Госзаказчик вправе ставить дополнительные условия, касающиеся:
    • расходов на эксплуатацию товара;
    • осуществления доставки, монтажа, пуско-наладочных работ;
    • обучения своего персонала;
    • объема предоставления гарантий качества;
    • обслуживания и ремонта.

Образцы и средства визуализации

Когда объектом закупки по 44-ФЗ является изготовленный под заказ товар, допустимо включение в описание:

  • чертежей, планов, эскизов, спецификаций, фото;
  • требований о соответствии определенному макету, образцу, изображению;
  • условий соответствия продукта или процесса требованиям стандартов и техрегламентов;
  • ожидаемых результатов тестирования продукта;
  • необходимой упаковки или маркировки.

Описание отдельных видов товаров

При закупке медпрепаратов необходимо указывать международные непатентованные наименования, а при их отсутствии – химические наименования.

Если сумма заказа превышает установленную Постановлением Правительства РФ № 929 (в большинстве случаев – 500 млн руб.), нельзя объединять в один лот:

  • разные лекарственные средства;
  • медпрепараты с непатентованными и торговыми наименованиями.

Заказ на изготовление, модернизацию, обслуживание и утилизацию военной спецтехники должен содержать ссылку на название и товарные знаки.

Вопреки общему правилу, 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» предписывает устанавливать требования к участникам конкурса касательно производственных мощностей и организационных возможностей исполнения предстоящего контракта.

Важно отметить, что 44-ФЗ не регламентирует возможность использовать экологические характеристики объекта закупки непосредственно в описании. Этот критерий может быть использован при оценке заявок участников процедуры (ст. 32).

Государственные закупки, как выигрывать тендеры: Видео

Формирование технического задания для закупок по 44-ФЗ

Запись вебинара от 21.02.2017 «Правила описания объекта закупки и конкретные показатели товара

Изменения в закупках в 2018 году: обзор изменений 44-ФЗ

Обзор правоприменительной практики по 44-ФЗ

Источник: http://otendere.com/zakupki/goszakupki/opisanie-obekta-zakupki.html

33 статья 44 ФЗ: содержание, последние изменения

Чтобы осуществить закупку в соответствии с законодательством, ее нужно правильно описать. Для этого существует статья 33 ФЗ 44 «О контрактной системе».

Содержание 33 статьи

В статье 33 44 ФЗ 31 декабря 2017 года были внесены изменения. В частности, изменилась часть 1 пункт 1 правил описания документации при осуществлении закупок. При оформлении документов на продукцию заказчик должен придерживаться установленных правил и принципов.

В документации описываются:

  • качественные;
  • технические;
  • функциональные характеристики предмета закупки.

В тексте официальной бумаги не перечисляются требования и условия, касающиеся:

  • знаков обслуживания;
  • товарных символов;
  • патентов;
  • фирменных названий объектов;
  • образцов промышленных товаров и др.

Словосочетание «товарный знак» может использоваться в официальных бумагах лишь в том случае, если предложение продолжается словами «или эквивалент». Например, предмет закупки — это запасные части транспортного средства. Они закупаются в соответствии с технической документацией конкретного транспортного средства.

Также читайте последние изменения в статье 94 ФЗ 44 тут: 

О статье №66 подробнее здесь:

Правила описания объекта закупки согласно ст 33 ФЗ 44

Выше описано одно из правил, в которое было внесено изменение в конце 2017 года. Ниже рассмотрены остальные правила. Согласно положениям 44 ФЗ, в момент описания закупаемого товара, заказчик указывает требования к услугам и качественные параметры предмета закупки.

При описании объекта можно добавить к документации:

  • чертежи;
  • планы;
  • эскизы;
  • изображения;
  • отчеты о деятельности;
  • условия тестирования.

Обязательно в документах должно присутствовать изображение закупаемого товара. Документация должна содержать информацию о дате начала и конца осуществления закупки товаров, месте и порядке осмотра участниками осуществляемой закупки. Закупаемый товар обязан быть изделием, который еще не был в употреблении или ремонте, если другое не предусматривается Федеральным законом № 44.

Вторая часть ст 33

В соответствии с положениями ст 22 ч 2 технические бумаги должны соответствовать правилам, на основании которых можно определить объем закупаемого товара, работы или услуг по установленным заранее условиям.

Дополнительно указываются минимальные или максимальные значения данных, и значения, которые не могут быть изменены.

В содержание текста документации не включаются условия по качеству поставляемой продукции, а также условия по деловой репутации закупщика.

В некоторых случаях устанавливаются требования по:

  • сроку гарантии или периоду обслуживания товара;
  • времени функционирования предмета покупки или услуги.

Условие выдвигается лишь по необходимости. Если в виде закупки выступают транспортные средства, то заказчик вправе поставить требования относительно гарантии качества этого товара.

Правительство Российской Федерации может самостоятельно создавать правила описания конкретной закупки товара в технической документации.

Скачать ФЗ 44 с последними изменениями

Федеральный закон № 44 контролирует отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд в целях повышения:

  • результативности;
  • эффективности;
  • осуществления работ;
  • товаров;
  • услуг;
  • обеспечения прозрачности и гласности информации;
  • предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в области подобных закупок.

Чтобы скачать закон и статью 33 44 ФЗ в новой редакции, следует перейти по ссылке.

Источник: https://lawlinks.ru/33-statya-44-fz/

Установление заказчиком избыточных и излишних требований при описании объекта закупки по 44-ФЗ

Вопрос:

  • Вопрос: №2913 от: 2016-11-01.

Ответ:

Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.

Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.

При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией  на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают  на избыточность  требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или  излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).

Данная категория принята исключительно практикой  органов антимонопольной службы, а также позиция сформирована в Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16.

Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г.

№ ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Читайте также:  Медицинские проверки водителей будут осуществляться дистанционно - юридические советы

Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.

Источник: http://advokativlev.ru/vopros-otvet/izbyitochnyie-i-izlishnie-trebovaniya-44-fz/

Гост и ту в описании объекта закупки в 44-фз и 223-фз

Важным этапом любой закупки является грамотное написание технического задания. Сформировать его требуется, во-первых, в соответствии с собственными нуждами, а, во-вторых, в рамках закона. Как гласит 44-ФЗ, Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристику товара, но с некоторыми ограничениями.

Если Заказчик решил обойти закон и совершил нарушение, то придется поплатиться, выложив немалую сумму при уплате штрафа. 

Многочисленные поправки регулярно претерпевает законодательство о закупках. Апрель 2016 г. не стал исключением, Заказчики столкнулись с тем, что несколько изменились правила, по которым необходимо осуществлять описание объекта закупки. Однако, это небольшое нововведение весьма значительно усложнило действия Заказчика.

Произошло это неприятное событие ввиду опубликования и вступления в силу закона о стандартизации. Это повлекло за собой необходимость последующей корректировки законов о закупках. Так, теперь обязательное требование – использовать в работе документы нацстандартов и все что связано с техрегулированием.

Итак, давайте вспомним основные правила, которыми необходимо руководствоваться.

Новшества в описании

Апрель 2016 запомнился многим Заказчикам тем, что в это время был принят закон № 104-ФЗ, который внес свою лепту в некоторые законодательные акты РФ освящающие вопросы стандартизации. Соответственно возникла необходимость в изменении законов касающихся закупок.

Теперь сотрудникам Заказчиков и без того заваленными бумажной работой, которую необходимо выполнять строго в определённый законом срок, дабы не нарваться на штрафы со стороны всевозможных контролирующих органов придется еще и штудировать законодательство, посвященное техрегламентам, ГОСТам, нацстандартам.

Попробуем разобраться каким образом поменялось законодательство. Что придется изучить, чтоб не пополнить бюджет штрафом и проанализируем решения ФАС по различным ситуациям, связанным с включением или наоборот не включением ГОСТов, ТУ и прочего в документацию.

Для начала немного нововведений в закон о закупках юрлиц, 223-ФЗ, теперь при осуществлении всевозможных процедур в рамках него, чтобы угодить контролирующим органам и облегчить жизнь потенциальным участникам, но усложнить свою, сотрудникам, занимающимся закупками, в разрабатываемую документацию требуется включить следующее:

Сведения эти указываются в случае, если объект закупки подпадает под действие законов РФ о стандартизации, то есть имеется соответствующий техрегламент или нацстандарт.

44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2017 г. при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление.

Техрегламент и нацстандарт. Есть ли разница в понятиях

Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками. Так, законодатель внес очередные дополнения статьи 33, теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/538-gost-i-tu-v-opisanii-ob-ekta-zakupki-v-44-fz-i-223-fz

Описание товара по 44 фз пример

Кроме того, ФАС усмотрел в поведении заказчика нарушение КоАП России.

  • Излишние требования к закупаемому объекту. В практике был случай, когда заказчик установил требования к материалам, из которых должен состоять товар. Заказчик не смог подтвердить, что другой способ описания объекта невозможен. Поэтому суд стал на сторону поставщика и признал требования избыточными.

Во избежание конфликтных ситуаций заказчик должен внимательно составлять техническое задание. При крайней необходимости он имеет возможность привлечь к этому процессу профессионалов.

Пример правильного составления ООЗ Для того чтобы заказчикам было проще сориентироваться в правилах составления ООЗ, приведем пару примеров грамотного описания: 1.Стальные сетки одинарные плетеные.

Изделие должно отвечать требованиям ГОСТ 5336-80.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

ВниманиеДиаметр проволоки должен быть 1,2 мм. Спирали сетки должны состоять из одинарной проволоки. 2.Стол для кабинета начальника. Должен отвечать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 26800.4-86 и ОСТ 13-40-89.Эргономичный. Коричневого цвета. Минимальные показатели ширины, глубины и высоты: 100х100х72см.

Максимальные показатели ширины, глубины и высоты: 165х110х72.
ВажноСтолешница должна быть изготовлена из МДФ 1 сорта. Ее минимальная толщина 12 мм, максимальная – 35 мм. Должно быть предусмотрено отверстие под провода, прикрытое заглушкой.

Правильно составление ООЗ – гарантия того, что заказчик получит именно те товары или услуги, на которые рассчитывал.

Требования к описанию объекта закупки по 44-фз

Требования технического задания к информации об объекте закупки — Наименование и обоснование объекта закупки — Описание объекта закупки — Описание объема закупаемых товара, работ или услуг — Описание периодичности и сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг — Описание порядка поставки товара, выполнения работ, оказания услуг — Описание требований к результатам закупки — Требования технического задания к информации о требованиях к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) — Требования технического задания к информации об условиях исполнения контракта — Требования технического задания к информации о приложениях — Документация о закупке (техническое задание) содержит только ссылки на нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы), при этом конкретные технические характеристики и показатели качества товаров, работ, услуг не указаны.

Как описать объект закупки

Заказчик, который в этой ситуации не сможет подтвердить необходимость заявленных характеристик, будет привлечен к ответственности за попытку ограничения конкуренции.

Как составить описание объекта закупки правильно Для того чтобы соблюсти все требования законодательства и получить в итоге именно тот товар, который необходим, заказчик должен грамотно составить ООЗ.


При этом необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Во время формирования ООЗ заказчик должен учесть все особенности закупаемой продукции или услуги. Обращать особе внимание следует на указание маркировок на товары, в которых могут быть зашифрованы конкретные характеристики.
  2. Под составленное описание товара должно подходить как минимум две модели различных производителей.

Описание объекта закупки по 44-фз (пример)

  • нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:

  • когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
  • когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример описания с исключением из правил Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж.

Статья 33. правила описания объекта закупки

Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Нарушения при описании объекта закупки по 44-фз

  • Функциональные. Это способность объекта выполнять его основную функцию.
  • Каталог товаров, работ, услуг Чтобы повысить прозрачность госзакупок и снизить коррупционные риски за счет введения единообразных наименований, правительство стандартизирует подходы к описанию закупаемой продукции. Для этого Постановлением от 08.02.2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) каталога, а также правила его использования.Каталог уже включает рамочное описание продукции, работ, услуг.

Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя.

В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года). Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки Пример 1.

Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата.

Описание товара по 44 ap пример

В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. 6.

Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями. За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок При утверждении плана к нему прилагается следующая форма: В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст.
Читайте также:  Столичные выпускники могут «примерить» сдачу егэ офлайн и онлайн - юридические советы

Источник: http://aval48.ru/opisanie-tovara-po-44-fz-primer/

Нарушения при описании объекта закупки по 44-ФЗ

Одним из ярких нововведений Закона о КС стали унифицированные правила описания объекта закупки. Анализируя первые итоги сложившейся практики описания закупок, в статье делается вывод о том, что не все участники контрактной системы правомерно применяют установленные в ст. 33 Закона №44-ФЗ правила описания объекта закупки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правила описания объекта закупки;
  • ответственность за нарушения при описании закупки;
  • требования к показателям качества и соответствия товаров при закупке;
  • требований к техническим характеристикам объектов закупки;
  • штраф за неуказание в описании объекта закупки вместе с товарным знаком слов «или эквивалент».

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Елена Лукоянова, специалист в сфере госзакупок»

С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. Смотрите на живых примерах из документации разных заказчиков, какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

— Из статьи журнала «Госзакупки.ру» «Описание объекта закупки: разбираем ошибки на живых примерах»

Рассмотрим пять основных нарушений заказчиков при описании объектов закупки, выявленные ФАС России.

Нарушение № 1.

Показатели качества товаров не установлены

Как было сказано выше, в силу положений ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Тем не менее не все заказчики выполняют это требование.

Пример

В п. 2.1.1 технических требований к системному блоку документации об аукционе в отношении процессора указано — «не слабее Intel Core i3-4130»; В п. 2.4 технических требований к серверу типа 1 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее двух процессоров типа не хуже E5-2690v2»;

В п. 2.5 технических требований к серверу типа 2 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее одного процессора типа не ниже Intel Xeon E3-1240v3».

Таким образом, из указанных положений невозможно определить показатели товаров, соответствующих потребностям заказчика.

При этом с позиции ФАС России действия заказчика, не установившего надлежащим образом функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС (решение и предписание ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14).

Нельзя не учитывать, что согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст.

33 Закона о КС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Что говорит ФАС России

В настоящее время некоторые заказчики допускают нарушения вышеуказанного правила. Например, в соответствии с техническим заданием документации об аукционе заказчиком установлены следующие минимальные и максимальные значения: «общая длина крепления не менее 150,1 мм и не более 114,4 мм», «длина не менее 0,57 м и не 0,71 м».

Как следует из решения и предписания ФАС России от 28.03.

2014 по делу № К-381/14, при рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что в указанном пункте документации об аукционе допущена техническая ошибка.

Вместе с тем ФАС России сделала вывод о том, что в документации об аукционе заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о КС не установлены показатели, позволяющие определить потребности заказчика.

Аналогичный вывод об отсутствии в закупочной документации показателей, позволяющих определить соответствие товара (стройматериала), используемого при проведении работ, был сделан в решении ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14. Так, в соответствии с п.

17 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено, в т. ч.

следующее требование к бетону, используемому при проведении работ по контракту: «Минимальный предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть более 27,3 и менее 33,6 (более 270 и менее 340)».

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст.

33 Закона о 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие бетона, используемого при проведении работ, требованиям заказчика, а также не установлена единица измерения показателя «предел прочности при сжатии», что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?
 

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые установил производитель. Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то используйте характеристики и показатели, которые установил официальный производитель.

Обоснуйте, почему не применяете ГОСТы, стандарты, технические регламенты.

Такой вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.

— Из рекомендации «Как описать объект закупки в 2018 году»

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Госзаказ»

Нарушение № 2.

Установление требований к показателям товаров ненадлежащим образом

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.

33 Закона о КС при составлении описания объекта закупки допускается использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, одним из заказчиков в инструкции по об аукционе представлен список часто встречающихся нормативных документов, которые стоит учесть при подготовке заявки к данным торгам: ГОСТ 1709–75, 22245–90, 16442–80, 9548–74, 7399–97, 14791–79, 6465–76, 3262–75, 10503–71, 30108–94, 23732–2011, 25328–82, 28013–98, 7931–76, 26869–86, 9128–2013, 23558–94, 8267–93, 52128–2003, 24909–81, 53299–2009, 26602.5–2001, 24699–2002, 7827—74,9.014—78, 2228–81, 53301–2009, 30674–99, 18599–2001, 190–78, 10178–85, 9179–77, 125–79, 12820–80, 22266–94, 22266–94, 30884–2003, 30108–94, 8420–74, 20259–80, 18477–79, 52605–2006, 14918–80, 52325–2005, 6527–68, 28196–89, 50597–93, 12.4.026–2001, 52875–2007, 17608–91, 51728–01, 5583–78, 3134–78, 15860–84, 949–73, 17811–78, 23567.10–93, 9410–78, 10036–75, 9467–75, 20448–90, 10923–93, 9097–82, 7805–70, 6631–74,…, ГОСТ 23683–89, а так же иные ГОСТы, которые регламентируют материалы, представленные в приложении к техническому заданию, если данные ГОСТы связаны с проводимыми работами. В случае если ГОСТы, представленные в этом списке, являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Вышеуказанный пример положений документации об аукционе указывает на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям заказчика. Кроме того, с позиции ФАС России, заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ с товаром при заполнении заявки на участие в аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России посчитала, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Нередкими являются обоснованные жалобы участников закупки, свидетельствующие об указании в техническом задании требований к показателям закупаемых товаров, которые противоречат ГОСТу, указанному в документации.

Читайте также:  Алиментные обязательства супругов и бывших супругов - юридические советы

Пример

П. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания установлена следующая характеристика товара: «Статический коэффициент трения должен быть в пределах до 0,5».

Вместе с тем, согласно ГОСТ 10354–82, требование о соответствии которому указано в документации об аукционе, статический коэффициент трения установлен в пределах 0,1–0,5. При этом с позиции ФАС России требование к показателю «Статический коэффициент трения», установленное в п.

4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания, не соответствует требованиям ГОСТ 10354–82, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе (решение и предписание ФАС России от 04.06.2014 по делу № К-893/14).

В результате внеплановой проверки, проведенной ФАС России, выявлено, что в приложении № 2 к документации об аукционе на закупку готовых металлических изделий к товару «Стеллаж для хранения аккумуляторов трехъярусный», в т. ч. установлены следующие требования:

  • Стеллаж должен быть выполнен в виде металлоконструкции и соответствовать ГОСТ 16140–77.
  • Материал сталь листовая, сталь 3 ГОСТ 19903–74, марки Ст3пс обыкновенного качества, в соответствии с ГОСТ 14637–89, уголок равнополочный: на полки 32×32, на стойки 45×45 ГОСТ 8509–93».

Также заказчиком установлено следующее требование: «Для защиты полов и обеспечения устойчивости стеллажей на нижнюю часть ножек должны быть приварены квадраты не менее 60×60 мм из стали марки Ст3пс обыкновенного качества, толщиной не менее 2 мм».

В соответствии с ГОСТ 14637–89 стандарт распространяется на толстолистовой горячекатаный прокат из углеродистой стали обыкновенного качества, изготовляемый шириной 500 мм и более, толщиной от 4 до 160 мм включительно.

Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе требования к толщине стали, из которой должны быть выполнены квадраты размером не менее 60×60 мм, «не менее 2 мм», не соответствует ГОСТ 14637–89, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Указанные действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение и предписание ФАС России от 03.12.2014 по делу № К-1779/14).

Нарушение № 3.

Установление противоречивых требований в описании объекта закупки

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101699-qqq-16-m2-narusheniya-pri-opisanii-obekta-zakupki-po-zakonu-44-fz

Описание объекта закупки по 44-ФЗ: пример и правила

Обязательной частью любой закупочной документации становится описание объекта закупки. Оно входит в техническое задание и позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара. Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ.

Что такое описание объекта закупки и для чего оно предназначено

Описание объекта закупки (ООЗ) – это перечень требований, которым должны отвечать закупаемые товары или услуги. Заказчик подробно перечисляет все необходимые ему технические и качественные характеристики продукции, которую он желает получить в итоге. 

При составлении описания объекта закупки заказчик должен ориентироваться на требования, установленные 44-ФЗ. Информацию о необходимых характеристиках товаров он может почерпнуть из соответствующих ГОСТов, сведений из ранее заключенных контрактов, общедоступных источников информации, а также коммерческих предложений торговых или производственных копаний.

Правила описания объекта закупки

Законодательно установлено несколько основных требований, которыми следует руководствоваться:

  1. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать объективное описание. Оно не может включать в себя указаний на конкретные товарные знаки, производителя или страну изготовления. В случае крайней необходимости внесения таких сведений, обязательно должна присутствовать надпись о том, что допускается поставка эквивалента.
  2. При формировании ООЗ разрешено использовать только принятые в соответствии с законодательством РФ условные обозначения и терминологию.
  3. Разрешено дополнять ООЗ чертежами, схемами и фотографиями, которые помогут лучше разобраться в требуемых характеристиках товаров. 
  4. В случае закупки медикаментов, указывается международное непатентованное наименование лекарственного средства. При его отсутствии прописывается группировочное наименование.

В любом ООЗ должно быть указано пояснение, что поставляемый товар должен быть новым, ранее не бывшим в эксплуатации.

Если заказчик предъявляет к товару слишком много требований, то потенциальный поставщик может обратиться в ФАС с жалобой на избыточные требования к продукции.

Заказчик, который в этой ситуации не сможет подтвердить необходимость заявленных характеристик, будет привлечен к ответственности за попытку ограничения конкуренции.  

Как составить описание объекта закупки правильно

Для того чтобы соблюсти все требования законодательства и получить в итоге именно тот товар, который необходим, заказчик должен грамотно составить ООЗ. При этом необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Во время формирования ООЗ заказчик должен учесть все особенности закупаемой продукции или услуги. Обращать особе внимание следует на указание маркировок на товары, в которых могут быть зашифрованы конкретные характеристики.
  2. Под составленное описание товара должно подходить как минимум две модели различных производителей. Иногда заказчики так увлекаются расписыванием характеристик, что в итоге ни одно из ныне производящихся изделий не подходит под описание.      
  3. Прописывать нужно только те параметры, которые можно проверить без организации лабораторных исследований или привлечения специализированного оборудования.   
  4. Если товар должен отвечать требованиям ГОСТ, то достаточно просто указать его номер. Текст самого документа прописывать не нужно. 
  5. Откажитесь от формулировок: «не хуже», «или лучше» и так далее, так как они носят субъективный характер.
  6. Следите за правильностью указания единиц измерения. Достаточно простой опечатки, чтобы, например, вместо 5 м провода поставщик привез 5 мм провода.  
  7. При указании ссылки на ГОСТ, которому должен соответствовать товар, следите за тем, чтобы перечисленные характеристики ему не противоречили. 
  8. Запрещено указывать товарные знаки без ссылки на то, что к поставке допускаются и аналоги. 
  9. Не копируйте информацию с разных сайтов в интернете. Информация на них не всегда бывает достоверной. Может оказаться так, что это описание соответствует только одной модели. 

В любой закупочной документации должна содержаться инструкция по оформлению заявки. Составлять ее нужно после того, как вы сформировали ООЗ. Так вы сможете конкретизировать требования технического задания, и участникам будет проще разобраться в том, какой именно товар нужно поставить. Кроме того следует правильно подобрать наименование объекта закупки.

Распространенные ошибки заказчиков и мнение ФАС по этому поводу

Заказчики нередко допускают ошибки при составлении ООЗ. Но иногда жалобы участников оказываются и не обоснованными, поэтому такие ситуации приходится рассматривать в ФАС и суде. Среди самых распространенных спорных обстоятельств можно выделить:

  • Заказчик указал товарный знак без ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде заказчик пояснил, что поставка эквивалента в этой ситуации невозможна, так как оборудование, для которого закупается изделие, не совместимо с товарами другой марки. Суд встал на сторону заказчика, так как в случае несовместимости поставляемого товара и имеющегося оборудования, возможно не указывать приписку «или эквивалент».    
  • Заказчик не устанавливает конкретные характеристики товара. ФАС усмотрел в таком поведении заказчика нарушение части первой статьи 33 44-ФЗ. Документация должна содержать конкретные технические и качественные характеристики поставляемой продукции.
  • Требования к закупаемым товарам противоречивые. Это прямое нарушение части первой статьи 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС усмотрел в поведении заказчика нарушение КоАП России.
  • Излишние требования к закупаемому объекту. В практике был случай, когда заказчик установил требования к материалам, из которых должен состоять товар. Заказчик не смог подтвердить, что другой способ описания объекта невозможен. Поэтому суд стал на сторону поставщика и признал требования избыточными.

Во избежание конфликтных ситуаций заказчик должен внимательно составлять техническое задание. При крайней необходимости он имеет возможность привлечь к этому процессу профессионалов.     

Пример правильного составления ООЗ

Для того чтобы заказчикам было проще сориентироваться в правилах составления ООЗ, приведем пару примеров грамотного описания:

1.Стальные сетки одинарные плетеные. Изделие должно отвечать требованиям ГОСТ 5336-80. Сетки должны применяться для ограждения, крепления выработки на шахте, работ по теплоизоляции. Должна иметь ромбическую форму ячейки. Номер ячейки должен быть 10. Диаметр проволоки должен быть 1,2 мм. Спирали сетки должны состоять из одинарной проволоки.

2.Стол для кабинета начальника. Должен отвечать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 26800.4-86 и ОСТ 13-40-89. Эргономичный. Коричневого цвета. Минимальные показатели ширины, глубины и высоты: 100х100х72см.

Максимальные показатели ширины, глубины и высоты: 165х110х72. Столешница должна быть изготовлена из МДФ 1 сорта. Ее минимальная толщина 12 мм, максимальная – 35 мм.

Должно быть предусмотрено отверстие под провода, прикрытое заглушкой.

Правильно составление ООЗ – гарантия того, что заказчик получит именно те товары или услуги, на которые рассчитывал. Если поставщику не понятны какие-либо пункты документа, он имеет право подать запрос на разъяснение документации. Ответ на него должен поступить со стороны заказчика в двухдневный срок.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/instruktsii/125-opisanie-ob-ekta-zakupki-po-44-fz-primer-i-pravila

Ссылка на основную публикацию