Обособленное подразделение юридического лица — это… — юридические советы

Обособленное подразделение юридического лица: признаки и порядок

Обособленное подразделение юридического лица - это… - юридические советы

Обособленное подразделение (ОП) – это любое подразделение юридического лица, адрес которого отличается от его адреса, указанного в ЕГРЮЛ. Законодательство отдельно выделяет такие разновидности ОП, как представительства и филиалы.

Особенность филиала состоит в том, что он уполномочен осуществлять все функции организации или значительную их часть. У представительства же функция одна – представлять и защищать интересы юрлица.

Все остальные обособленные подразделения считаются «обычными» и могут быть созданы с самыми разными целями. Отдельным юридическим лицом ОП любого вида не является.

Сведения об открытии представительства или филиала нужно внести в ЕГРЮЛ, в других случаях достаточно сообщить в ИФНС. Постановку на учет представительства или филиала налоговая инспекция осуществит сама после внесения изменений в реестр.

Понятие обособленного подразделения, согласно Налоговому кодексу РФ, может применяться только к организациям. Индивидуальному предпринимателю нет необходимости регистрировать ОП, даже если его бизнес территориально разбросан.

Как разъясняет в своих письмах Минфин, уведомлять о создании обособленного подразделения необходимо в том случае, когда одновременно выполняются четыре условия:

  1. На новой точке есть все необходимое для немедленного начала работы хотя бы одного сотрудника, то есть имеется оборудованное рабочее место.
  2. Предполагается, что это рабочее место просуществует не меньше месяца. При этом неважно, постоянно ли там находится работник или приезжает время от времени.
  3. Организация контролирует помещение или территорию, где находится новое рабочее место, они не должны принадлежать другому лицу. Например, квартира, хозяин которой нанял уборщицу в агентстве, не становится его обособленным подразделением только на этом основании.
  4. В подразделении фактически начата деятельность, то есть сотрудник организации приступил к работе. Из этого также следует, что если на оборудованной точке трудятся чужие работники (например, помещение сдано в аренду), то она не будет являться ОП арендодателя.

Если эти четыре признака налицо, точка будет признана обособленным подразделением, даже если в учредительных или каких-либо иных документах организации его создание не зафиксировано.

О факте создания обособленного подразделения организации нужно сообщить в ИФНС, подав заявление по форме № С-09-3-1 в течение тридцати дней. Эту форму, как и остальные, о которых будет речь, можно взять в любой справочно-правовой системе или в интернете.

Обычно заявление подается в инспекцию по месту нахождения ОП, но если у юрлица открыто несколько таких подразделений в одном городе, их все можно поставить на учет в одной налоговой.

При этом, кроме заявления о регистрации ОП, нужно предоставить уведомление о выборе инспекции.

Если организация забудет или не посчитает нужным зарегистрировать обособленное подразделение, ей угрожает штраф в размере 10 тыс. р., и еще не менее 40 тыс. – за ведение деятельности без постановки на учет, поэтому юрлицам следует быть внимательными при расширении своей деятельности, чтобы не создать ОП случайно, не посчитав за таковое, например, склад, куда приезжают работать грузчики.

Если по ходу деятельности у обособленного подразделения изменился адрес, об этом тоже должно быть сообщено. Для этого используется та же самая форма № С-09-3-1, и направить ее нужно в течение трех рабочих дней со дня смены адреса, указанной в приказе руководителя. Сообщение подается в ИФНС, в которой числится на учете головная организация.

Если переезжает не обычное ОП, а представительство или филиал, то, как и при их открытии, сведения об этом должны быть переданы в ЕГРЮЛ. Оповещать налоговиков не нужно.

Если обособленное подразделение имеет расчетный счет в банке и выплачивает работникам денежные средства, то оно, помимо налоговой инспекции, должно встать на учет в фонде социального страхования и пенсионном фонде. На это отводится также тридцать дней.

Для постановки обособленного подразделения на учет в ФСС организации необходимо предоставить фонду три документа:

  1. Заявление о регистрации по форме, утвержденной приказом Минтруда от 25.10.2013 г. № 576н.
  2. Документ, подтверждающий выплаты физическим лицам.
  3. Справку из банка об открытии счета.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-944968-obosoblennoe-podrazdelenie-yuridicheskogo-lica-priznaki-i-poryadok—

Расскажите, что такое «иное подразделение», чем оно отличается от филиалов

Расскажите, пожалуйста, что такое «иное подразделение», чем оно отличается от филиалов? И, главное, какими нормами регулируется их деятельность? Не нашли нигде никакого регулирования, кроме ст. 11 НК РФ.».

В гражданском законодательстве отсутствует прямой запрет на создание подразделений организации иных, чем представительства и филиалы.

Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, подразделения (Постановления ФАС СКО от 16.09.2009 г.

№ А53-22572/2008, ФАС СЗО от 18 ноября 2008 г. № А42-1739/2008, ФАС ЦО от 6 мая 2003 г. № А09-585/03-30).

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять подразделения, не имеющие статуса юридического лица.

На основании п. 2 ст. 11 НК РФ отдельным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под территориальной обособленностью следует понимать расположение подразделения на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация, например, в случае если фактически компания находится и осуществляет деятельность по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самой организации.

Компания, которая создает подразделение, подлежит постановке на учет в налоговой инспекции по месту его создания (п. 1 ст. 83 НК РФ) При этом по общему правилу в течение одного месяца со дня создания подразделения необходимо сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения самой организации.

Форма сообщения о создании обособленного подразделения (форма № С-09-3-1) утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Этим же Приказом установлены Порядок заполнения данной формы (Приложение № 13 к Приказу) и Формат передачи сообщения в электронном виде (Приложения № 8 к Приказу).

За несвоевременное сообщение о постановке подразделения на учет организации грозит штраф — 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А в случае ведения деятельности (в том числе через подразделение) без соответствующей регистрации в ИФНС штраф составит 10% суммы полученных доходов от такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Читайте также:  Заполнение строки 020 в форме 6-ндфл - что туда входит? - юридические советы

Филиал и представительство. В соответствии со ст. 55 ГК РФ к подразделениям юридического лица, расположенным вне места его нахождения, относятся:

— представительства, представляющие интересы юридического лица и осуществляющие их защиту;

— филиалы, осуществляющие все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.

И те и другие не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденных создавшим их юридическим лицом положений. При этом они должны быть указаны в учредительных документах юридического лица.

При создании филиала (представительства) необходимо:

— утвердить юридическим лицом его создавшим Положение о филиале (представительстве);

— наделить филиал (представительство) имуществом;

— назначить руководителя филиала (представительства). Руководитель действует на основании доверенности, выданной юридическим лицом;

— внести соответствующие изменения в учредительные документы.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Сведения о наименовании и вообще о филиалах и представительствах содержатся в ЕГРЮЛ (ст. 5 Федерального закона от 08.08. 2001 г. № 129-ФЗ). Записи в реестр вносятся на основании документов, представленных при госрегистрации.

Изменения же, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также изменения сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, подлежат государственной регистрации.

Поскольку все изменения, вносимые в сведения о филиалах и представительствах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, подлежат госрегистрации, уведомлять налоговую об этом нет необходимости.

Также дополнительно рекомендую Вам ознакомиться с Рекомендацией: Как создать филиал ООО

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1.

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1

«Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия* (абзац дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ — см. предыдущую редакцию):

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца*.

Статья 83. Учет организаций и физических лиц

1.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом*.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

3.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей* (пункт в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации*.

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей*.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)«.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1

«Статья 55. Представительства и филиалы

1.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Читайте также:  Для москвичей оформление пособия при рождении ребенка теперь возможно только в электронном виде - юридические советы

Источник: https://www.law.ru/question/7109-rasskajite-chto-takoe-inoe-obosoblennoe-podrazdelenie-chem-ono-otlichaetsya-ot-filialov

Обособленные подразделения юридического лица. Что нужно знать бухгалтеру?

Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г.

№ 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» в числе основных задач и функций контролирующих органов определены своевременное предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства (подпункт 2.

5 пункта 2), оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности (подпункт 2.6.2 пункта 2).

Осуществляя контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, входящих в систему Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (далее — Служба ведомственного контроля) особое внимание уделяет проверке правильности отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций.

Учитывая актуальность данного вопроса, и, прежде всего, учета операций по отгрузке готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг обособленными подразделениями, входящими в состав субъектов предпринимательской деятельности, а также выявляемые в связи с этим нарушения, считаем необходимым обратить внимание работников бухгалтерских служб на следующие важные моменты.

В соответствии с разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г.

№ 89 (с изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция № 89), счет 90 «Реализация» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним.

Пунктом 1 статьи 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (пункт 1 статьи 48 ГК).

В свою очередь, представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделены имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица (пункт 3 статьи 51 ГК).

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (пункт 1 статьи 51 ГК).

Пунктом 2 статьи 51 ГК установлено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Согласно абзацу третьему пункта 2 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г.

№ 181 (с изменениями и дополнениями), выручка от реализации — денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.

Учитывая тот факт, что представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства (пункт 3 статьи 183 ГК), передача товаров, продукции, работ, услуг от одного филиала другому в рамках юридического лица не может считаться реализацией.

Необходимо иметь в виду, что информация о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, в том числе территориально расположенными вне места нахождения организации, включаемые в общий баланс объединения, предприятия и организации (внутрибалансовые расчеты), в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по реализации товаров, продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работников подразделений и т. п. обобщается на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (Инструкция № 89, раздел VI «Расчеты»).

Таким образом, денежные средства, поступившие на счет обособленного подразделения от другого обособленного подразделения в рамках одного юридического лица за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, не могут быть расценены как выручка от реализации.

Что касается налогового законодательства, то в соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица.

В свою очередь, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь (пункт 3 статьи 13 НК).

Исходя из указанных норм, в налоговом законодательстве обособленным подразделением субъекта предпринимательской деятельности является не только филиал или представительство, но и иное обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс и банковский счет. Эти обособленные подразделения подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании сообщений юридических лиц об их создании (часть четвертая пункта 2 статьи 65 НК).

В силу норм пунктов 1–3 статьи 13 НК обособленные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налогов, сборов (пошлин), в то время как производят их исчисление и исполняют налоговые обязательства юридических лиц, в состав которых входят.

Отметим, что объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Читайте также:  Степень ограничения жизнедеятельности перестанет являться критерием группы инвалидности - юридические советы

Не признаются объектами обложения налогом на добавленную стоимость обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица, за исключением случаев, установленных частью пятой пункта 21 статьи 107 НК (подпункт 2.9 пункта 2 статьи 93 НК).

Частью пятой пункта 21 статьи 107 НК определено, что, если в состав одного юридического лица входят два и более плательщика, то при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков другому могут производиться исчисление и уплата налога на добавленную стоимость. В этом случае передача налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не производится. Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, отражается в учетной политике плательщика.

При этом учетная политика, утвержденная организацией, обязательна для применения всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от месторасположения (часть вторая пункта 4 Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с изменениями и дополнениями)).

Таким образом, если в учетной политике плательщика не будет отражен перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, налогообложение данных операций не производится.

Инструкцией № 89 предусмотрено, что в балансе предприятия внутрихозяйственные расчеты не отражаются (раздел VI «Расчеты», счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Указанное относится только к бухгалтерскому балансу организации (юридического лица), ибо, согласно части первой пункта 6 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 (с изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция № 19), бухгалтерская отчетность организации составляется с учетом показателей деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

Необходимо отметить, что согласно Инструкции № 89, принципы, правила, способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций и других, в том числе их оценки, группировки устанавливаются положениями и другими нормативными правовыми актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Таковым документом и является Инструкция № 19, согласно которой в бухгалтерской отчетности филиала дебетовое сальдо по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» приводится по статье «Прочие оборотные активы» (строка 280 бухгалтерского баланса), а кредитовое — по статье «Прочие краткосрочные обязательства» (строка 650) (пункты 55, 83 Инструкции № 19).

Аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчетов по договорам доверительного управления имуществом — по каждому договору (Инструкция № 89, раздел VI «Расчеты»).

Принципиально важным, на наш взгляд, является факт, что согласно Закону от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями), обязательства — задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала.

Такого рода однозначный и исключительно в отношении организации (юридического лица) подход в соответствии со статьями 288, 289 ГК предполагает наличие двух сторон — кредитора и должника.

Поскольку обязательства возникают из договора (пункт 2 статьи 288 ГК), а юридическое лицо не вправе заключать договор со своим структурным подразделением (филиал, представительство и др.), обязательства по операциям, связанным с движением активов и пассивов внутри юридического лица, не могут быть распространены на внутрихозяйственные расчеты.

В ходе проведенного Службой ведомственного контроля мониторинга сводных бухгалтерских балансов и государственной статистической отчетности формы 12-ф тринадцати подведомственных организаций на предмет наличия в них задолженностей обособленных подразделений установлено, что двумя субъектами предпринимательской деятельности в балансе и статистической отчетности необоснованно отражены дебиторская и кредиторская задолженности по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», чем нарушена методология бухгалтерского учета.

Обращаем внимание главных бухгалтеров организаций на недопущение подобного рода нарушений и необходимость соблюдения действующего законодательства.

Источник: https://www.bsc.by/ru/story/obosoblennye-podrazdeleniya-yuridicheskogo-lica-chto-nuzhno-znat-buhgalteru

Ссылка на основную публикацию