Регионы возьмут на себя контроль за ценами на лекарства — юридические советы

Контроль цен на лекарства. Как себя вести?

С 1 апреля вступил в силу закон «Об обращении лекарственных средств», который предусматривает государственное регулирование цен на жизненно важные ЛС (ЖНВЛС). Росздравнадзор наделен полномочиями по контролю за ценами на лекарства, а Федеральная служба по тарифам – за торговыми надбавками в розничной и оптовой сетях.

Это значит, что в аптеку могут прийти с проверкой. По словам главы Минздравсоцразвития России Татьяны Голиковой, аптеки, завышающие цены на ЖНВЛС, могут быть лишены лицензии. Таким образом, на ваши плечи ложится серьезная ответственность.

Для того чтобы пройти проверку без проблем, нужно знать, как вести себя и что именно входит в компетенцию проверяющих.

Проверка Росздравнадзором аптечного учреждения на предмет выполнения лицензионных требований и условий включает в т.ч. проверку уровня предельных розничных надбавок при формировании цен на ЖНВЛС. Аптечное учреждение рискует понести наложение административного штрафа за осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Предметом проверки комиссии Росздравнадзора являются цены согласно реестров на ЖНВЛС, а также контроль за изъятием из обращения незарегистрированных препаратов, цены на которые не были зарегистрированы в Росздравнадзоре до 1 апреля 2010 г. Всего – 611 торговых наименований. Представители Росздравнадзора проверяют наличие реестра на ЖНВЛС в распечатанном виде и с ценами, который должен находиться в уголке покупателя.

В случае проверки сотрудник аптеки обязан помогать осуществлять проверку. Государство предусмотрело ответственность организаций и должностных лиц за уклонение от проверок либо за воспрепятствование их проведению в виде штрафных санкций.

Давайте поговорим о том, каким образом следует вести себя в случае проверки. Когда к вам пришла проверка, действуйте последовательно, не спешите, ведите себя предельно вежливо.

Алгоритм поведения сотрудников в случае проверки аптеки Росздравнадзором

Прежде всего, поздоровайтесь с проверяющими и вежливо попросите их предъявить служебные удостоверения и предписание, на основании которого они собираются проводить проверку.

В них должно быть указано, какая организация проверяет, кого направляют для проверки (данные проверяющих), какую организацию проверяют и основания для проверки. Проверьте, совпадают ли данные, указанные в предписании и удостоверениях представителей, ваша ли аптека указана в качестве объекта проверки.

Если каких-либо данных или бумаг нет, вы не имеете права предъявлять никакие документы и не должны их давать. Это нужно для того, чтобы вы поняли, какие документы и сведения вы обязаны предоставить, какие – нет.

Сделайте копию документа, подтверждающего правомерность проверки.

Постарайтесь вежливо узнать у представителей проверяющего органа телефон их организации либо найдите номер телефона в информационном листе, узнайте в телефонной справочной.

Позвоните и проверьте, действительно ли данные сотрудники работают в соответствующем проверяющем органе и действительно ли им выдан соответствующий документ.

Внимательно изучите удостоверения проверяющих и аккуратно перепишите все данные в журнал регистрации внешних проверок. Не начинайте проверку без зав. аптекой. О приходе проверяющих поставьте в известность руководителя подразделения и центральный офис и ждите их указаний. Все собранные данные о представителях и цели их прихода сообщите в службу безопасности и юридическую службу компании.

Внимательно относитесь к требованиям проверяющих. Если требования представителей проверяющего органа превышают их полномочия, они не должны выполняться.

После проведения проверки и составления проверяющими соответствующего документа (протокола, акта) внимательно с ним ознакомьтесь и запишите все замечания, если у вас они имеются. Нельзя просто подписать акт проверки. Будьте очень внимательны к формулировкам, они должны быть четкими и однозначными. Не соглашайтесь с фразой, если смысл ее может быть понят двояко.

Если вы не согласны с действиями проверяющих, в составленном акте/протоколе о выявленных нарушениях поставьте подпись и припишите рядом «с протоколом не согласен», далее опишите все претензии к проверяющим. Если вы не знаете, что написать, как сформулировать свои претензии, позвоните в юридический отдел своей компании или региональному менеджеру.

Очень важно проверить при подписании протокола невозможность внесения дополнительных записей. Поставьте прочерки в форме буквы «Z» на всем свободном пространстве в протоколе или акте, чтобы после подписания вами документа в него нельзя было ничего дописать.

Вы также обязаны потребовать копию акта или протокола. В противном случае ее вам могут не дать, т.к. по закону копия выдается только по требованию проверяемого. При этом проблему копирования протокола/акта (поиск ксерокса, бумаги) должен решать проверяющий.

Список документов, которые должны быть в аптеке

Эти документы могут потребоваться при проведении проверки. Проверьте наличие всех перечисленных ниже документов и сложите их заранее в отдельную папку, чтобы при проверке не обнаружилась потеря каких-то документов. Необходимо иметь в аптеке:

  • копии учредительных документов, заверенные печатью юридического лица (устав, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе);
  • копия договора аренды, заверенная печатью юридического лица и свидетельство на право собственности занимаемого помещения;
  • копия лицензии, заверенная печатью юридического лица;
  • должностные инструкции на сотрудников аптеки, подписанные сотрудниками и руководителем аптечного учреждения;
  • правила внутреннего распорядка с подписями сотрудников;
  • приказы о назначении на должность зав. аптекой и специалистов аптеки;
  • ксерокопии документов на специалистов аптеки (диплом, сертификат специалиста, в случае изменения фамилии – свидетельство о браке, если диплом выдан на девичью фамилию);
  • штатное расписание;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • заключение противопожарной службы;
  • программа производственного контроля;
  • договор на дезинфекцию и дератизацию;
  • договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов;
  • договор на вывоз твердых бытовых отходов;
  • договор на чистку и дезинсекцию вентиляции (кондиционирования);
  • договор на проведение лабораторных исследований в рамках ППК;
  • договор на прохождение медицинских осмотров;
  • договор на утилизацию медикаментов;
  • договор на стирку халатов;
  • договор на техническое обслуживание кондиционеров;
  • договор на обслуживание охранно-пожарной сигнализации;
  • приказ о назначении уполномоченного по качеству;
  • приказ о назначении комиссии по приемке товара;
  • приказ о назначении ответственного за технику безопасности;
  • приказ о назначении ответственного за соблюдение требований о запрещении продажи ЛС, пришедших в негодность;
  • приказ о назначении ответственного за организацию занятий по изучению нормативно-методической документации;
  • приказ о назначении ответственного за предоставление информации о запрещении продажи ЛС, не соответствующих требованиям нормативных документов;
  • приказ о принятом в организации способе систематизации хранения ЛС;
  • приказ об ответственном за прием, хранение и учет сильнодействующих препаратов, находящихся на ПКУ (для аптек, имеющих данную группу препаратов);

Источник: https://pharmvestnik.ru/publs/farmvizor/obrazovanie-i-karjera/kontrolj-tsen-na-lekarstva-kak-sebja-vesti.html

В думе предлагают ввести контроль за стоимостью лекарств

Цены на лекарства предлагается жестко ограничить. Причем — не только на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), как сейчас, но и на весь аптечный ассортимент.

Такую поправку в закон «Об обращении лекарственных средств» готовит думский комитет по здравоохранению, о чем сообщил его глава Сергей Калашников.

Эксперты рынка предупреждают, что введение тотального контроля вряд ли осуществимо технически, а порядок на лекарственном рынке надо наводить другими способами.

Сергей Калашников предлагает сравнивать цены, по которым продаются лекарства за рубежом, и исходя из этого устанавливать ценовой потолок для России.

По его мнению, таким образом можно сделать лекарства доступнее, избежав неоправданного завышения цен производителями и продавцами. В минздраве инициативу пока не комментируют.

Напомним, по инициативе министерства несколько лет назад была введена регистрация отпускных цен на лекарства из перечня ЖНВЛП, но цены на остальные лекарства по-прежнему формирует рынок.

Государство примет участие в ценообразовании на все виды лекарства

Разброс цен на одно и то же лекарство в наших аптеках сейчас действительно может достигать нескольких десятков, а порой и сотен процентов.

Даже не смотря на то, что цены на жизненно необходимые лекарства регулируются, в аптеках стоят они по-разному. «Регионы сами устанавливают предельные надбавки для оптовиков и для аптечной розницы, — пояснила «РГ» глава Аптечной гильдии Елена Неволина. — Поэтому разброс и возникает.

Что касается лекарств, не входящих в перечень, тут действуют законы рынка, и цены, действительно, могут различаться в разы».

Причем торговые надбавки «привязаны» к стоимости лекарства — чем дороже упаковка, тем больше зарабатывает на ней и оптовый продавец, и аптека. В результате, поясняет Неволина, из аптечного ассортимента вымываются дешевые, лекарства, даже если они востребованы покупателями: их просто не выгодно продавать.

«Если уж выстраивать госрегулирование, то таким образом, чтобы одно и то же лекарство в любой аптеке стоило одинаково, это в интересах пациента», — говорит эксперт.

А для аптек было бы удобнее, чтобы тариф по обработке и продаже одной упаковки, вне зависимости от стоимости ее содержимого, был одинаковым — тогда ни у оптовиков, ни у аптек не будет коммерческого интереса продавать только дорогие препараты.

«Идея устанавливать в России цены на лекарства исходя из некоего среднеевропейского уровня вообще-то уже реализована, — заявил «РГ» директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.

— При регистрации инновационных лекарств отпускные цены фармкомпаний в минздраве сравнивают с ценами примерно в двух десятках стран, причем главным образом, в странах Восточной Европы, где цены наиболее низкие.

И регистрационная цена устанавливается по минимальной планке».

Япония запустит в массовое производство лекарство против Эбола

Регулировать же весь рынок, по мнению эксперта, невозможно. Хотя бы потому, что если государство идет на такое регулирование, оно одновременно должно взять на себя обязательства и обеспечения населения всеми необходимыми лекарствами. С другой стороны, у людей должно быть право выбора, заключил эксперт.

Директор института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович считает, что введение тотального госрегулирования в наших условиях нецелесообразно.

Во-первых, на рынке так много лекарств, такое количество дистрибьюторов и аптек, что реально отследить выполнение всех предписаний невозможно.

«Уместно ограничивать цены на возмещаемые лекарства, не случайно же разрабатывается проект введения лекарственного страхования», — поясняет Лариса Попович. Во-вторых, жесткий, негибкий подход неизбежно отрицательно скажется на рынке.

Сегодня контролируемые и государством жизненно важные лекарства нередко продаются ниже себестоимости, и производители «отбивают» свою прибыль, завышая стоимость остальной, не входящей в перечень, продукции. Если вмешаться неосторожно — это хрупкое равновесие нарушится, предупреждает Лариса Попович.

Полного запрета на продажи спиртосодержащих лекарств в аптеках не будет

В то же время влиять на рынок необходимо, говорят специалисты.

«У нас на рынке присутствуют сотни торговых марок лекарств с одним действующим веществом (одним МНН), — поясняет Мелик-Гусейнов. — Например, эналаприлов зарегистрировано более 120, и с многими другими препаратами та же картина. Такого нет ни в одной другой стране.

Читайте также:  Минфин: прощенный долг по ипотеке ндфл не облагается - юридические советы

Европейцы регистрируют инновационный препарат, затем две первых копии (два первых дженерика), и еще две вторых. И тем самым обеспечивают и качество лекарств на рынке, и возможность контроля.

У нас же подобных ограничений нет, и сейчас в стране зарегистрировано 22 тысячи препаратов, в том числе масса дженериков, эффективность которых весьма далека от оригинального препарата».

Источник: https://rg.ru/2014/10/23/lekarstva.html

Фас обяжет аптеки предлагать клиентам самые дешевые лекарства :: общество :: рбк

Аптеки должны предлагать пациентам дешевые аналоги лекарств, которые они хотят купить, полагают в ФАС. Служба намерена закрепить эту обязанность аптек приказом Минздрава. За этим невозможно проследить, полагает эксперт

Фото: Виктор Бартенев / Интерпресс / ТАСС

Правительство утвердило «дорожную карту» Федеральной антимонопольной службы «Развитие конкуренции в здравоохранении». Подготовка документа заняла более полутора лет — в первый раз ФАС разместила его на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в мае 2016 года.

Карта содержит в себе два раздела: «Рынки лекарственных препаратов для медицинского применения» и «Рынки медицинских изделий». Одно из предложений проекта — ​обязать аптеки предлагать покупателям самый дешевый аналог лекарства, которое ему необходимо.

Например, если пациент придет в аптеку и попросит 100 таблеток «Но-шпы» по 40 мг (действующее вещество — дротаверин) за 229 руб. (средняя цена на сервисе «Яндекс.Маркет»), фармацевт обязан будет предложить ему обычный дротаверин в такой же дозировке, но за 70 руб.

(средняя цена препарата российского производителя на «Яндекс.Маркет»).

Такая обязанность аптек будет утверждена приказом Министерства здравоохранения. Минздрав, по мнению ФАС, должен утвердить такой приказ к ноябрю 2018 года. Цель инициативы — «остановка вымывания из продажи недорогих лекарств», указано в карте.

Контролировать выполнение этого требования будет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), рассказала РБК заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская​.

«Требование направлено на повышение ценовой и ассортиментной доступности лекарственных препаратов для населения», — указала она. Потребитель должен знать о наличии аналогов лекарства, которое он ищет, для повышения конкуренции на рынке, уточнила Шаравская. Она уверена, что норма не приведет к отказам аптек от закупок недорогих лекарств.

«Такие аптеки будут проигрывать в конкурентной борьбе соседним аптекам, предлагающим более дешевые лекарства», — пояснила она.

Самые дорогие препараты далеко не всегда самые высокомаржинальные, поэтому ошибочно думать, что аптека по умолчанию заинтересована в продаже более дорогого ассортимента, замечает представитель «Аптечной сети 36,6» Алексей Киселев-Романов.

«Если этот пункт будет реализован, пересматривать ассортимент мы не будем», — добавил он. К инициативе готова и аптечная сеть «Алоэ», рассказал РБК генеральный директор Глеб Данилов.

Он добавил, что уже несколько лет в аптеках сети потребителю предоставляют информацию об аналогах лекарств, которые он хочет купить.

Норма уже практически работает, рассказала РБК исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.

Она отметила, что с 1 марта 2017 года действует приказ Минздрава «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», в котором есть норма, запрещающая фармацевту скрывать от покупателя информацию об аналогах необходимого лекарства.

«Если раньше покупатели приходили в аптеку со списком лекарств, которые им выписал врач, и, как правило, покупали все, что тот назначил, то сейчас, после того как фармацевт озвучивает пациенту итоговую цену, он может сказать, что, пожалуй, подумает, и уйдет. Поэтому эта норма лишь отражает реалии сегодняшнего рынка», — указала Неволина.

Это мертвое, неработоспособное предложение, полагает заместитель генерального директора производителя лекарств STADA CIS Иван Глушков. «Его исполнение невозможно контролировать», — подчеркивает он.

Замена лекарств более дешевыми аналогами безопасна для пациентов, полагает председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев.

«В России сегодня введены международные стандарты качества, которые позволяют рассчитывать, что недорогие отечественные аналоги имеют хорошее качество.

Аналогичная ситуация с индийскими и китайскими лекарствами», — рассказал он, уточнив, что инспекторы проводят «выборочный контроль» ввозимых препаратов.

В пресс-службе Минздрава ​рассказали РБК, что в ведомстве прорабатывается вопрос «о целесообразности установления нормы», предложенной ФАС. Для того чтобы иметь возможность контролировать ее выполнение, Росздравнадзор должен получить право контрольной закупки, уточнили в Минздраве.

Источник: https://www.rbc.ru/society/23/01/2018/5a60c6ed9a79474a15e9b9d7

Фст надеется получить контроль за ценами на лекарства

Федеральная служба России по тарифам получит контроль над тарифами ЖКХ и ценами на лекарства. Соответствующими полномочиями ведомство наделило правительство страны. Возложив дополнительные обязанности на ФСТ, правительство пытается остановить беспредельный рост на медикаменты и коммунальные услуги.

Федеральная служба России по тарифам намерена в ближайшем будущем получить право контролировать цены на лекарственные средства. Накануне премьер-министр страны Владимир Путин поручил Минздравсоцразвития подготовить проект решения о наделении ФСТ соответствующими полномочиями.

По заявлению главы тарифного ведомства Сергея Новикова, дополнительные функции по контролю за ценами на лекарства получит вместе с ФСТ и Росздравнадзор.

Причем первой достанется управление предельными оптово-розничными надбавками с возможностью выносить предписания за нарушения, а последнему — контроль цен на медикаменты в рознице.

«Такие решения были приняты вчера, и в ближайшее время будут оформлены правовыми актами», — передает слова Новикова РИА «Новости».

Однако в пресс-службе Минздравсоцразвития утверждают, что это не так.

«Глава Минздравсоцразвития напомнила, что, «к сожалению, у нас нет федеральных органов, наделенных полномочиями по контролю за ценами и торговыми надбавками, сегодня за нами есть только функция мониторинга».

Она отметила, что такие полномочия могли бы быть закреплены за Росздравнадзором (контроль за ценами) и Федеральной службой по тарифам (контроль за надбавками)», — цитирует главу ведомства пресс-служба.

Остановить рост «коммуналки»

ФСТ отныне будет регулировать и тарифы организаций коммунального комплекса. Такое решение приняло правительство страны.

«В настоящий момент принято принципиальное решение и оформлены соответствующие поручения по передаче полномочий регулирования тарифов организаций коммунального комплекса с возможностью делегирования полномочий обратно в случае готовности, наличия ресурсов и квалификации соответствующих муниципальных организаций. Принципиально решение принято», — пояснил глава ФСТ в ходе выступления на всероссийском совещании Федеральной службы по тарифам.

Решение о наделении ФСТ такими полномочиями было принято в связи со значительным ростом тарифов на коммунальные услуги. «В начале 2010 года по 1046 муниципальным образованиям темп роста платежей граждан за коммунальные услуги превысил разумный предел на 25%. В отдельных случаях были примеры повышения платежей на 30% и более», — напомнил Сергей Новиков.

Федеральная служба по тарифам также получит возможность регулирования цен на сжиженный газ. Ведомство уже получило соответствующее одобрение правительства России. «Правительство такое решение приняло, мы это решение выполним», — пообещал глава ФСТ.

Стремительный рост тарифов

О том, что коммунальные услуги стремительно дорожают, ранее заявил спикер Госдумы Борис Грызлов.

В ходе совещания с регионами председатель совета «Единой России» отметил, что «в некоторых регионах ситуация по линии ЖКХ, к сожалению, даже носит чрезвычайный характер».

«В целом по стране рост оплаты жилищно-коммунальных услуг составляет примерно 10%, но в отдельных субъектах есть случаи, где этот рост превышает 40 и даже 50%», — добавил он.

Он признал, что в ряде случаев на то есть и объективные причины, но зачастую присутствуют и субъективные обстоятельства.

«Нерадивые организации, которые обязаны предоставлять услуги населению, просто-напросто берут свою себестоимость, добавляют свою прибыль, возможно, и коррупционную составляющую, и получившийся объем средств делят на количество квартир и выводят тот тариф, который необходимо будет оплачивать жильцам», — сказал Грызлов.

Президент приказал разобраться

В ответ на это президент Дмитрий Медведев пригрозил уволить чиновников, ответственных за необоснованное завышение тарифов ЖКХ.

«Если кто-то все-таки поступил нечестно, обманул и региональные власти, и федеральную власть, то это будет поводом для принятия абсолютно жестких решений об увольнении соответствующих людей от должности и привлечения их к ответственности», — заявил президент, выслушав доклад вице-премьера Дмитрия Козака. Ранее Козаку было поручено проверить обоснованность существующих тарифов.

Медведев подчеркнул, что «это (завышение тарифов) абсолютно резонансная тема, особенно в нынешней ситуации», и поручил Козаку держать ситуацию под контролем. «Держите это под контролем и регулярно докладывайте мне», — сказал глава государства.

Источник: https://www.infox.ru/news/176/lifestyle/shopping/45208-fst-nadeetsa-polucit-kontrol-za-cenami-na-lekarstva

В фас не согласны с методикой расчёта цен на лекарства

13 августа 2018 г.

ФАС запретил закупку лекарств вместе с другими товарами

Подробнее

06 июля 2018 г.

Отдельная ЭТП для госзакупок лекарств

Подробнее

04 июля 2018 г.

ФАС изменит закон для развития конкуренции в ГОЗ

Подробнее

02 июля 2018 г.

Доступ к непубличной информации реестра договоров по 223-ФЗ будет расширен

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

18 июня 2018 г.

ФАС изменила правила описания лекарственных препаратов

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

06 апреля 2018 г.

ФАС планирует создать реестр работ только для субъектов малого бизнеса

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

14 марта 2018 г.

90% закупок Москвы проходит в электронном виде

Подробнее

26 февраля 2018 г.

Бумажные конкурсы останутся в прошлом

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

09 февраля 2018 г.

ФАС использует современное ПО для борьбы с картельным сговором

Подробнее

02 февраля 2018 г.

ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

08 января 2018 г.

Госзакупки-2017: вспоминая уходящий год

Подробнее

07 декабря 2017 г.

Поможет ли бизнесу Нацплан развития конкуренции ФАС

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

14 ноября 2017 г.

Число крупнейших заказчиков у малого бизнеса вырастет в 3 раза в 2018 г.

Подробнее

10 ноября 2017 г.

Читайте также:  Как восстановить водительские права (порядок, необходимые документы)? - юридические советы

ФАС приведет к единому нормативному стандарту импортозамещение в госзакупках

Подробнее

02 ноября 2017 г.

ФАС готовит масштабный проект по расширению полномочий для борьбы с картелями

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний — один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

09 сентября 2017 г.

ФАС изменит порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ

Подробнее

25 августа 2017 г.

ФАС выявила более 2 тысяч нарушений на закупках в сфере дорожного строительства

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

14 июля 2017 г.

ФАС предлагает допускать иностранных поставщиков к госзакупкам лекарств

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее

Источник: https://etpgpb.ru/posts/135/

Сходить в аптеку и не разориться: какие ловушки заложены в цены на лекарства?. Новости. Первый канал

Почему в аптеках все меньше дешевых лекарств? Есть такое понятие «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты». На этой неделе правительство, кстати, расширило этот список. Так вот, на эти лекарства у нас цены регулируются. Государство старается эти цены сдерживать. Что понятно и разумно.

Но издержки-то на производство лекарств растут. И в конце концов иногда оказывается так, что такое производство не дает прибыли или дает даже убыток. И, конечно, бизнес старается ускользнуть от производства лекарств себе в убыток. И аптеки не хотят занимать полки дешевыми лекарствами, если выгоднее продавать дорогие.

Здесь еще одна тонкость есть: аптечные менеджеры, бывает, берут мзду за размещение лекарств на полках. А с дешевых лекарств что возьмешь?

Нужен очень серьезный и честный диалог государства и бизнеса. У нас ведь практически нет полного цикла производства лекарств. Многое закупается за границей. Но если импортные составляющие лекарств дорогие, значит, нужно организовать российское производство.

Если у бизнеса здесь есть проблемы, значит, государство должно помочь кредитами, льготами, закупками для больниц. Не бином Ньютона — это решаемая задача.

Надо только помнить о тех очень небогатых и не очень здоровых людях, которые, стоя у аптечных прилавков, подсчитывают деньги в своих кошельках.

Цена мази порядка 100 рублей. В аптеке нет, но тут же провизор предлагает аналог — дороже в 5 раз. Тот случай, когда ждать и правда дороже будет. Для здоровья. Здесь понятно: сколько бы ни стоило, лекарство купят. Потому все чаще на прилавки попадают дорогие препараты. Аптекари и производители заключают так называемые маркетинговые контракты.

«Производитель платит за то, чтобы быть представленным на аптечной полке. Если ты не заплатил, то этот входной билет тебе не достается, на эту полку становится твой конкурент.

И сегодня крупные торговые сети, небольшие зарабатывают больше не с продажи медикаментов, больше прибыли не с продажи, а именно с этих маркетинговых контрактов.

То есть с откатов, которые аптекам платят поставщики, заводы-изготовители», — поясняет глава НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы Давид Мелик-Гусейнов.

Конечно, точные расценки никто назвать не может. Лишь порядок — около ста тысяч рублей за один препарат, в одну аптечную точку, на два-три месяца.

Дополнительные платные услуги — право первого предложения, когда провизор предлагает покупателю из всего ассортимента именно то лекарство. И здесь, конечно, дорогу дорогим. Иначе не выгодно. Отследить такие контракты практически невозможно.

Это бизнес — что хочу, то и продаю. В перечень жизненно-важных входит 600 препаратов. Цена регулируется, но вот ассортимент — лишь частично.

«Как правило, в аптеке содержится от 2 до 6 тысяч лекарственных препаратов и медизделий. На сегодняшний день контроль осуществляется за наличием минимального ассортиментного перечня — это 50-60 наименований.

Они в аптеке должны быть обязательно. За этим следят контролирующие органы», — говорит начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко.

Если этих препаратов не будет, аптеку могут лишить лицензии. Но здесь прямо по киноклассике, достаточно одной таблетки, точнее упаковки, на случай проверки. А так, не для ревизии, а для широкой публики все чаще дорогие аналоги.

Сегодня рынок разделен: половина регулируется — фиксируемые цены и надбавки, вторая половина препаратов — в свободном плавании. То есть наценка может быть любая, хоть 100%. Нередко так и получается, что из-за наценки перекупщиков один и тот же набор лекарств, одного производителя, с одним сроком годности, в соседних аптеках по стоимости отличается в разы.

В регулируемый перечень входят жизненно-важные лекарства.

Схема такая: производитель регистрирует цену в Минздраве, повышать ее потом не может, далее оптовая наценка, фиксированная — в среднем 10% (в зависимости от региона).

И здесь неважно, сколько посредников: хоть один накрутит свои 10 процентов, хоть 10 перекупщиков по одному проценту. Далее еще одна накрутка — розничная — 15% от стоимости.

Низкий спрос — не покупательский — аптек и дистрибьюторов приводит к тому, что производители недорогих лекарств сначала снижают выпуск. А потом и вовсе останавливают конвейер.

«К сожалению, ряд препаратов, производившихся в Российской Федерации, ушли с рынка, на их смену пришли белорусские, турецкие препараты. Российскому фармпрому это нанесло определенный ущерб.

Мы уже бьем в колокола, чтобы государство обратило внимание на этот вопрос, чтобы система ценообразования все-таки была рыночной, а не регламентированной», — сказал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Получилось так, что когда в условиях рынка зафиксировали цену на лекарства, побочный эффект проявился не сразу. Но заметили все, что недорогие препараты все чаще стали встречаться только на бумаге, а не на полках.

Например, в аптеках Екатеринбурга, как уверяют провизоры, препарат Вазапростан не найти. Лекарство для тех, у кого хронические заболевания артерий. Само по себе дорогостоящее — порядка 1000 рублей. А заказать можно только аналоги, гораздо дороже. Так все чаще можно услышать от провизора аптекарское слово «дефектура» — это когда препарат днем с огнем не сыщешь.

В Хакасии проблема с другим препаратом. Нет, он вовсе не снят с производства, просто практически не доходит до региона.

«Дипроспан, к примеру, появляется раз в 2-3 месяца, маленьким количеством, то есть 10-20 упаковок приходит. Он ставится тем, у кого ревматоидный артрит и аллергии. Но 20 упаковок на город — это нисколько. Людям проходится долго ждать, они не могут получить помощь», — говорят в аптеке.

И так уже больше года, говорят сотрудники аптеки. Как только завозят, раскупают в считанные часы.

По словам экспертов, в подобных случаях, когда дело касается жизненно-важных препаратов, нередко проблема все из-за той же наценки. В регионах она отличается.

И, скажем, если в одном — 8%, в соседнем — 10, то весь товар дистрибьютор отправит туда, где можно больше накрутить. Такая вот битва за проценты.

В Федеральной антимонопольной службе говорят: конечно, просто так взять и заставить дистрибьюторов и аптеки работать с недорогими препаратами нельзя. Это рынок, они просто могут разориться. Важно сделать так, чтобы стало выгодно продавать недорогие препараты.

«Сейчас у нас есть поручение правительства РФ, и мы в рамках его исполнения разрабатываем новую систему оптовых и розничных надбавок.

Речь идет о том, чтобы убрать этот мотивирующий механизм продажи наиболее дорогих лекарственных препаратов.

О чем идет речь? О том, чтобы перевести оптовые и розничные надбавки с процентов в абсолютные цифры», — сказал начальник Управления социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.

То есть предлагают сделать наценку на единицу товара. Неважно, сколько стоит сто рублей или тысячу — заработать можно будет одинаково. Бизнес будут не заставлять работать с дешевыми лекарствами, а мотивировать. И только тогда мы сможем вернуться к привычному: спрос рождает предложение. А не наоборот, как сегодня: что навязывают в аптеке, то и бери.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2017-11-12/336063-shodit_v_apteku_i_ne_razoritsya_kakie_lovushki_zalozheny_v_tseny_na_lekarstva

Проверки бояться — фармацией не заниматься

Впрочем, юридическая неграмотность и незнание собственных прав – важный, но не единственный фактор риска. Самые дорогостоящие (в прямом смысле – достаточно сравнить размеры штрафов) ошибки аптек происходят от… страха. Фармацевт заранее боится и поэтому теряет способность размышлять.

Вместо того, чтобы думать, анализировать и читать документы, он мысленно признает себя виновным и молчаливо ждет санкций. В лучшем случае – строгого выговора и предупреждения. При такой расстановке сил представитель контролирующего органа, посетивший аптеку в целях проверки, имеет право буквально на все.

В том числе на выход за рамки установленных законом полномочий.

«Не на допросе вы! – убеждает Ирина Крупнова. – Ни одно контрольное мероприятие не должно быть противостоянием. Не может быть в нормальной работающей аптеке, что вообще нет нарушений! Нарушений нет только у тех, кто не работает».

Проверяющие часто и с удовольствием берут на себя компетенцию других служб и самовольно расширяют поле деятельности за счет «дополнительных вопросов». Провизоры и фармацевты покорно соглашаются с предъявленными «законными» требованиями и получают не менее «законный» штраф.

Многие сотрудники аптек обращаются в Росздравнадзор с просьбой помочь в следующей распространенной ситуации. В аптеку пришли с проверкой соответствия лицензионных требований. В ходе осмотра никаких нарушений не обнаруживается.

Тогда проверяющие просят документы, внимательно читают все бумаги и… находят в них «не соответствующее» правилам заключение Роспотребнадзора.

Как поступить фармацевту? Ирина Крупнова отвечает: «Если я проверяю лицензионные требования, придираться к Роспотребнадзору, Госпожнадзору или ФСКН (равно как и к любым другим службам) я не имею права».

С ее мнением категорически не согласны гиперответственные и сверхдобросовестные сотрудники самых различных контролирующих органов. Выход за рамки полномочий остается в числе нарушений, пользующихся наибольшей популярностью среди проверяющих.

Незаконные штрафные санкции молчаливо поощряют… сами аптеки. Благодаря их позиции огромное количество проверок проходит по схеме: «пришли за фармдеятельностью – закончили наркотиками».

Контроль нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь

Несмотря на тысячи разъяснений, многие аптеки до сих пор уверены: контрольные мероприятия должны происходить неожиданно. Без предупреждения.

В то же время законодатель – на стороне тех, кого проверяют: даже внеплановую проверку запрещено проводить без извещения.

Срок небольшой – 24 часа, но все же… Впрочем, время, отведенное на уведомление аптеки о плановом контрольно-надзорном мероприятии, также невелико – трое суток.

Что значит «известить аптеку о проверке»? Руководители и сотрудники, убежденные, что обязанности контролирующего органа по их предупреждению ограничиваются письмом-повесткой с датой и временем мероприятия, рискуют получить штраф.

Читайте также:  Чем отличается план-график закупок от плана закупок? - юридические советы

В соответствии с законодательством, мало поставить проверяемых лиц перед фактом и сообщить им, что представители службы придут в определенный день к определенному часу. За сутки (или за трое суток – в зависимости от типа проверки) аптека должна получить все документы, на основании которых начнутся контрольные действия.

В этих документах должны быть указаны все нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и содержание проверки.

Не ознакомили со всеми бумагами и сопроводительными письмами? Значит, опять же не известили. Налицо другое весьма распространенное нарушение прав аптеки.

«Суду вопросов не задают!»

Иногда представители контролирующих органов выстраивают взаимодействие с аптеками по принципу: любые замечания, предложения и уточнения недопустимы. Единственное, что вправе сделать фармацевт, – извиниться и пообещать устранить нарушения.

Между тем организация, в отношении которой проводится проверка, наделена правом на полноценное участие в контрольно-надзорном мероприятии. А такое участие невозможно, если сотрудник аптеки не имеет необходимой информации и потому не полностью понимает смысл происходящего.

«Если вы с чем-то не согласны, – советует Ирина Крупнова, – надо говорить об этом непосредственно проверяющим. Но не после того, как подписан акт проверки. И тем более – не после суда».

Запомните: аптека имеет право на вопросы. Но обращаться к проверяющим за разъяснениями имеет смысл только во время проверки – пока документы еще не оформлены.

Проверим аптечного руководителя!

В торговый зал заходит проверка и обнаруживает, что за прилавком стоит не фармацевт и даже не провизор, а непосредственно заведующий аптекой. Представители контролирующего органа тут же задают вопрос: какой у вас сертификат и что вы имеете право делать в аптеке?

Директор возразит: «Если я могу руководить и контролировать весь процесс, почему я не могу отпустить препараты покупателю?» И окажется прав: подобные вопросы – еще один из видов превышения полномочий при проверке.

Руководитель действительно может все делать сам, но это нивелирует его роль – организовывать деятельность других сотрудников.

В ряде европейских стран контрольные службы не проверяют ни помещение, ни фармацевтов, а обращаются в аптеку с единственной просьбой: ознакомиться с регламентом по качеству фармдеятельности.

В этом документе должно быть четко определено, кто какой деятельностью и каким образом занимается. Многие российские аптеки систему управления качеством еще не разработали. Как это доказать?

В лексиконе контролирующих органов есть такое понятие – безрезультативная проверка. Побывав в аптеке, проверяющие не выявили никаких нарушений – но не потому, что их не было, а в связи с тем, что аптеку предупредили.

Прошло некоторое время, и проверять начали самих представителей контрольной службы. Разумеется, не в плановом порядке. В организации, которую они посетили, обнаруживаются те же самые нарушения, которые аптека успела устранить к приходу сотрудников госоргана.

Как только контрольный визит состоялся, все недочеты вернулись… Подобное говорит как раз об отсутствии системы качества.

5 человек и 2300 аптек

Российское законодательство предусматривает ответственность за искусственные административные препятствия в лицензировании. Росздравнадзор, например, при обнаружении таких фактов штрафуют. Поэтому аптека, желающая отстоять себя и избежать назначенных санкций, может обратиться в суд с жалобой на то, что контролирующий орган намеренно мешает ей в работе.

С другой стороны, большинство «накладок» в работе Федеральной службы вызвано нехваткой сотрудников. Контроль за 2300 аптечными организациями осуществляют… 5 человек.

Проверки, в ходе которых обнаружены нарушения, обязывают работников Росздравнадзора совершить повторный визит в те же аптеки. Число контрольных мероприятий удваивается – и пяти сотрудникам приходится проводить уже не 2300, а 4600 проверок.

Желающих взять на себя такие объемы работы по понятным причинам немного.

Защититься от коллег: чего не может Росздравнадзор

Законодатель не регламентирует предельно допустимое количество аптек. Так и хочется сказать – на один квадратный метр. Если в одном и том же здании будет расположен десяток аптечных организаций, все они останутся в рамках закона. Несмотря на то, что подобное размещение – даже не конкуренция, а откровенное выдавливание соседей.

Если рядом с действующим фармацевтическим учреждением собирается открыться еще одно – жаловаться на это не имеет смысла. Контрольно-надзорная служба обязана выдать лицензию, даже если двери новой и старой аптек будут расположены в пяти сантиметрах друг от друга.

(Правда, ничто не мешает проверяющим уделить любителю «конкурентной борьбы» особое внимание и подробно, по пунктам, проверить соответствие организации каждому из лицензионных требований.)

Законом не установлена и минимальная численность сотрудников аптеки. В результате работодатели стремятся принять на работу как можно меньше людей.

Кто-то выходит из положения по-другому: вместо 2–3 квалифицированных провизоров приглашает в аптеку 5–6 граждан, приехавших в Москву в надежде на любую работу.

И не имеющих никакого фармацевтического образования (на что полномочия Росздравнадзора уже распространяются). Случается, что сотрудники с трудом говорят по-русски…

Досрочно отозвать лицензию у аптечной организации крайне затруднительно. Основные ограничения на контролирующие органы накладывает Федеральный закон №294-ФЗ. Вне сферы деятельности этого акта остаются лишь… налоговые службы.

В спорных случаях, когда нарушения есть, опасность для пациента имеется, но никакой ответственности законодатель не предусматривает, Росздравнадзор стал обращаться в налоговые органы.

Меры подействовали: нарушители начали сами, добровольно, отказываться от лицензий и просить у Федеральной службы разрешения прекратить фармацевтическую деятельность.

Правила хорошего тона: за что жалуются на аптеки

Подойдя к фармацевту и расплачиваясь за приобретенный товар, можно прочесть надпись примерно следующего содержания: «Купленные лекарства обмену и возврату не подлежат. Это гарантирует, что они хранились в надлежащих условиях и не были возвращены предыдущим покупателем». Некоторые аптеки понимают это правило буквально.

Представьте ситуацию: перепутав названия препаратов, провизор принес не то средство. Покупатель машинально его оплатил, взял чек, после этого внимательно посмотрел на упаковку, и выяснилось – лекарство-то другое! В ответ на это сотрудник аптеки пожал плечами: ничего сделать не можем, возвращать купленный товар нельзя.

Подобные происшествия – в числе основных причин жалоб в Федеральную службу. Во всех таких случаях просьба покупателя законна: если человек стоит перед провизором и успел лишь расплатиться за лекарство, препарат необходимо принять обратно или обменять на другой, который и хотел приобрести пациент.

Еще больше людей обращается в Росздравнадзор, столкнувшись с нарушениями рецептурного отпуска препаратов. Но самым главным источником жалоб остается грубость и некорректность.

С ними покупатели не могут смириться значительно чаще, чем с действиями, напрямую угрожающими их жизни и здоровью. Например, продажей просроченных препаратов.

Лекарства с истекшим сроком годности были найдены в аптеках каждого из 83 регионов России.

Торговый зал: размер должен соответствовать названию

Нормативов, устанавливающих максимально близкое расположение аптек и минимальное число сотрудников фармацевтической организации, в современном законодательстве нет. Однако до сих пор не отменен СанПин, устанавливающий нормативные размеры аптечных помещений. (Существует и решение Конституционного суда РФ, касающееся медицинской деятельности.

) Площадь одного рабочего места должна составлять не менее 8 кв. м. Площадь аптечного киоска – не менее 12. В противном случае правильно хранить лекарства физически невозможно. Аптечный пункт должен размещаться минимум на 20 кв. м. Аптеке готовых форм (т.е. непроизводственной) требуются хотя бы 50 кв. м, что позволит сотрудникам передвигаться «по коридору боком».

Производственной аптеке – значительно больше пространства.

Понятие торгового зала определяет Налоговый кодекс РФ. Помимо этого, закон предусматривает помещения для хранения препаратов и их подготовки к продаже, а также все остальные помещения, необходимые аптеке для работы. Возражения типа «комната для хранения нам не нужна, лекарства и так каждый день покупают» дадут проверяющему основание зафиксировать серьезные нарушения в работе аптеки.

За лицензией – к соседям: как «грамотно» решать вопрос

Сегодня в руках аптеки – действенное средство защиты от нежелательных или несвоевременных проверок. Организация может объяснить контролирующему органу, что визит проверяющих в настоящее время невозможен.

Например, все сотрудники компании находятся в длительном корпоративном отпуске. Даже если государственная служба докажет, что информация, предоставленная проверяющим, оказалась ложной, аптека отделается штрафом в размере 500 руб.

за препятствование проведению проверки.

В настоящее время Росздравнадзор ходатайствует об увеличении размера штрафных санкций. Также Федеральная служба просит государство разрешить ей обращаться в разумные сроки с официальным письмом о переносе проверки на другую дату, чтобы аптека не имела возможности вообще отменить контрольное мероприятие. Под предлогом все того же корпоративного отпуска…

Другой способ избежать встречи со строгими проверяющими – пригласить лояльных. Пусть даже они приедут из соседней области. И даже из другой части страны – таких случаев немало.

Государственные службы Хабаровского края дают лицензии учреждениям, расположенным в Амурской обл. Представители контролирующих органов из Амурской обл.

нанесли ответный визит вежливости, во время которого лицензировали ряд учреждений Хабаровского края. Затем проверяющие из Хабаровска вновь посетили соседей.

Челябинск выдал лицензию учреждениям из Новосибирска и Тюмени, Нижний Новгород дал разрешение на работу другим предприятиям Новосибирска.

В итоге виновными окажутся все. Государственным служащим придется отвечать на вопросы о коррупции и объяснять, на какие финансовые средства они покупали билеты и оплачивали проживание в гостинице.

Счастливым обладателям «соседских» лицензий грозит судебное разбирательство. Как правило, суды признают подобные лицензии незаконными, что влечет за собой тесное общение бывшего лицензиата с налоговыми органами.

Вся выручка за период, в который учреждение работало по недействительным документам, взыскивается с организации в пользу государства.

Чтобы не допустить этого, нужно вновь подать документы на лицензирование, но уже в собственном регионе. Как только она будет получена, следует отказаться от лицензии, оформленной в соседней области.

Если человек боится, он всегда сделает ошибку. Одна из основных причин страха – недостаток сведений. Не зная, что происходит, трудно понять, как действовать. Не зная свои права, трудно понять, как их защитить. Вот только знания нужно получать вовремя, а не тогда, когда ошибки почти невозможно исправить.

По материалам аптечной секции в рамках конференции «ФармМедОбращение–2012»

Алтайская Екатерина

26.11.2012

Источник: http://mosapteki.ru/material/proverki-boyatsya-farmacieyo-ne-zanimatsya-3770

Ссылка на основную публикацию