37 видов надзора переходят на риск-ориентированную модель проверок в 2017 году — юридические советы

Простыми словами: Риск-ориентированный подход

37 видов надзора переходят на риск-ориентированную модель проверок в 2017 году - юридические советыПростыми словами

В начале марта в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход. На данный момент проходит реформа контрольно-надзорной деятельности, она была утверждена в декабре 2016 года, срок реализации – до 2025 года.

  Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”. Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы.

Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок. 

Как это работает сейчас?

На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка.

Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски – банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги.

Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания.

Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.

  Одновременно с этим произошло упрощение системы – если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.

Где это прописано?

Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок. 

Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности: 

  • низкий, 
  • умеренный, 
  • средний, 
  • значительный, 
  • высокий,
  • чрезвычайно высокий. 

Это базовая модель, ведомства могут “подстраивать” ее под себя, видоизменяя. Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения. Если объект относят к чрезвычайно высокому, высокому и значительному классу опасности, орган госконтроля размещает информацию о нем на сайте – так проявляется обещанный принцип открытости, исключающий «заказные» проверки. 

Как подход меняет работу ведомств?

Россельхознадзор В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.

В своем докладе Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.

Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.

Второй проблемой стал доступ к данным об организациях – до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре. С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска. Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска. Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности. Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора.

Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза: с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч (количество плановых проверок снизилось в 7,5 раз, внеплановых — в 2,2 раза).

Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:

  • гигиеническая значимость,
  • законопослушность (количество выявленных правонарушений),
  • население, находящееся под воздействием,
  • объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.

Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям. Распределение объектов по категориям рисков в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей происходит следующим образом:

  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн. руб., то организации или ИП будет соответствовать чрезвычайно высокий риск;
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда составляет от 1 млн. руб. до 10 млн. руб., — высокий риск;
  • от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. — значительный риск
  • от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., — средний риск;
  • от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. – умеренный риск;
  • менее 1 тыс. руб. – низкий риск.

Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП будут проводиться в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в календарном году;
  • для высокого риска — один раз в 2 года;
  • для значительного риска — один раз в 3 года;
  • для среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;
  • для умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении категории низкого риска плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.

Как это работает в мире?

Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается.

На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов. Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование. Основная идея риск-ориентированного регулирования – нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен.

Читайте также:  Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования - юридические советы

США

В соответствии с американской пирамидой правоприменительной практики, контроль за выполнением обязательных требований должен проходить следующим образом: при первом нарушении предприятию выносится предупреждение, устанавливаются сроки на исправление ситуации и производится повторная проверка. При втором – штраф, если нарушение не устранено. При последующем нарушении производится временная приостановка деятельности, а далее объект или предприятие закрывается.

Дания

На примере Дании эксперт Международной Финансовой Корпорации (IFC) Гордана Ристич объяснила, что для поиска источника проблем в контрольно-надзорной деятельности рынка пищевых продуктов используется цепочка прослеживаемости «от фермы до прилавка», и, если проблемы выявляются в одном из звеньев цепочки, контрольно-надзорным органам следует связаться с ответственной стороной для проведения проверки. 

Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы – стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е.

раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой).

Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке. В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора.

В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.  «Два идентичных предприятия будут иметь разные риски из-за различной продукции.

Свежее молоко опасней пастеризованного», — сказала Ристич. Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны.

Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”.

Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры. В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект – продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании. 

Оценки

В целом, конечно, со стороны реформа выглядит позитивным изменением, облегчающим жизнь бизнесу. Заместитель министра экономического развития, один из инициаторов перехода к РОП Савва Шипов на Российском экономическом форуме рассказал, что решение о проведении проверки должно приниматься не конкретным инспектором, а на основании степени риска, пояснил Шипов.

 

«Например, поступает жалоба о каких-то нарушениях. Необходимо оценить, какие требования нарушаются, насколько нарушение несет за собой опасность — причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, насколько можно доверять источнику информации и так далее.

Поэтому мы считаем, что внеплановые проверки постепенно должны переходить на риск-ориентированный подход, и если срабатывают индикаторы, что риск действительно высокий, тогда проверка проводится, если нет, то проверка не нужна», — рассказал Шипов.

Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию. 

Дмитрий Янин, Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в разговоре с Milknews раскритиковал проводимую реформу и связал изменения с нежеланием финансировать контрольные органы. 

«На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим. Инициаторы реформы исходят из того, что, по их мнению, любой проверяющий — взяточник и коррупционер, и честно работать за 25-30 тысяч рублей инспектор не может. Поэтому вместо инициирования повышения уровня зарплат у служащих и отслеживания адекватности трат ведомств, у нас более 10 лет реализуется стратегия по усложнению деятельности контрольно-надзорных органов. Главный документ – закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД – фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки – таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».  К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема – недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)».

Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин рассказал Milknews, что бизнес относится к реформе абсолютно положительно и “участвует в ней самым непосредственным образом”.

По мнению Корочкина, плюсы — перестройка взаимоотношений предприятий (причем всех, не только бизнеса) с устаревшей,  во многом навязанной внешними агентами парадигмы на современную, более эффективную и менее обременительную как для государства, так и для общества.

Минусы заключаются в том, что реформа проходит не так быстро, как это необходимо.  

“Те 2-3% дополнительного роста ВВП, которые по оценкам могла бы дать новая система, страна по прежнему теряет. Насколько переход к риск-ориентированному подходу облегчит жизнь предпринимателям? Очень серьезно. Это и снижение количества дорогостоящих плановых проверок, и избавление от многих «экзотических» и парадоксальных обязательных требований,  которые, кроме сомнений в адекватности предъявляющих их представителей государства, ничего не давали” — заявил Корочкин.   На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”.

Источник: https://milknews.ru/spetsproekti/prostymi-slovami/risk-orientirovanny-podhod.html

О применении риск-ориентированного подхода при государственном и муниципальном контроле

25 августа 2016 12:20

Постановление от 17 августа 2016 года №806. Утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Справка

  • Постановление от 17 августа 2016 года №806 в действующей редакции

Подготовлено Минэкономразвития России в целях реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» (далее – Федеральный закон №246-ФЗ).

Федеральным законом №246-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход. Такие виды госконтроля определяются Правительством России.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.

Читайте также:  Реквизиты и сроки уплаты экологического сбора в 2017 году - юридические советы

Подписанным постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов государственного контроля (надзора), при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. В этот перечень включены:

  • федеральный государственный надзор в сфере связи;
  • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, который проводится Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством;
  • федеральный государственный пожарный надзор.

В положения о федеральном государственном надзоре в сфере связи, федеральном государственном санитарно-эпидемиологического надзоре и федеральном государственном пожарном надзоре внесены изменения, которыми, в частности, устанавливаются категории риска или классы опасности, которые применяются при этом виде контроля (надзора); критерии отнесения объектов контроля к определённой категории риска или определённому классу опасности; периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенных объектам контроля категории риска или класса опасности.

Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Источник: http://government.ru/docs/24285/

Бизнес-омбудсмен информирует о внедрении риск — ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) | ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Андрей Минаев 13 декабря 2016 года принял участие в рабочем совещании в управлении Роспотребнадзора по Белгородской области, где рассмотрены вопросы внедрения  риск-ориентированного подхода в ходе контрольно-надзорной деятельности. 

Совершенствование государственного контроля и надзора остается актуальным для российского бизнес-сообщества. Одно из важных нововведений в этой сфере вступит в силу с 1 января 2018 года.

Закон № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», принятый в июле 2015-го, предусматривает, что контролирующие органы с 2018 года   должны применять риск-ориентированный подход при организации проверок бизнеса. Интенсивность   проведения контрольных мероприятий  должна будет зависеть от того, к какой категории риска или классу опасности по роду своей  деятельности будут причислены юридические лица или ИП, а также объекты, которые они используют для работы.

Постановлением Правительством РФ  от 17 июля 2016 года № 806  утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Например, к юрлицам или ИП, отнесенным к 1–3 классу опасности или чрезвычайно высокой, высокой и значительной категориям риска, с плановыми проверками стабильно будут приходить один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).

Если класс опасности 4–5, а риск – средний или умеренный, то проверять такой бизнес можно не чаще одного раза за период.

Для того, чтобы надзорные органы переходили на модель риск-ориентированного подхода постепенно, часть из них начнет работать по ней уже в 2017 году, раньше определенного законом срока.

С будущего года такой подход будет применяться при осуществлении госпожнадзора, санитарно-эпидемиологического надзора, за который отвечают    Роспотребнадзор  и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и надзора в области связи.

В положения о работе соответствующих ведомств уже внесены изменения, согласно которым графики плановых проверок будут строиться по новому принципу: исходя из уровня риска конкретного вида хозяйственной деятельности и отдельных подконтрольных субъектов.

Теперь главным основанием для проведения надзорных мероприятий становится высокий риск потенциальной общественной угрозы в контролируемой сфере. А целью проверок – снижение вероятности проявления негативных и общественно опасных последствий от данного вида экономической деятельности.

В перспективе это позволит отказаться от практики проведения «сплошной» проверки всех подконтрольных субъектов, что выгодно бизнесу.

Кроме того, дифференцированный подход, в зависимости от степени риска причинения вреда (ущерба), обеспечит рациональное распределение и расходование ресурсов самих контрольно-надзорных органов.

Уже в этом году, с учетом новых положений законодательства, Роскомнадзор, ФМБА, Роспотребнадзор и МЧС России предоставили в органы прокуратуры графики проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год. Прорабатывается вопрос по внедрению риск-ориентированного подхода в практику и других контрольных органов.

Источник: http://derbo.ru/publications/biznes-ombudsmen-informiruet-o-vnedrenii-risk-orie/

Риск-ориентированные проверки бизнеса в 2017 году

Автор: Ольга Пономарёва
управляющий партнер
Группа юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам»

Надзорные органы в 2017 году переходят на новый подход к проведению проверок бизнеса — их графики будут строиться на риск-ориентированном подходе. В чем суть этого нововведения и как оно скажется на бизнесе, станет ли проверок действительно меньше, как обещал в своем недавнем послании президент РФ, – это открытый вопрос.

Оценка деятельности проверяющих ведомств в зависимости от количества выявленных нарушений наконец-то признана нашим правительством неэффективной.

Чиновники пришли к выводу, что эта система стимулирует инспекторов не предотвращать ущерб, а выявлять нарушения и наказывать предпринимателей.

Поэтому было принято решение перейти к оценке результативности проверок по размеру предотвращенного ущерба.

17 июля 2016 года Правительство РФ постановлением № 806 утвердило Правила отнесения деятельности юридических лиц и ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Графики плановых проверок с точки зрения чиновников будут строиться абсолютно по новому принципу: исходя из уровня риска конкретного вида хозяйственной деятельности и отдельных подконтрольных субъектов.

Теперь главным основанием для проведения надзорных мероприятий становится высокий риск потенциальной общественной угрозы в контролируемой сфере.

А целью проводимых проверок будет являться снижение вероятности проявления негативных и общественно опасных последствий от данного вида экономической деятельности.

Каждый надзорный орган будет сам определять категорию риска и класс опасности той или иной компании, оценивая, насколько вероятны нарушения и насколько негативными могут быть последствия.

Например, к юрлицам или ИП, отнесенным к 1–3 классу опасности (чрезвычайно высокой, высокой и значительной категориям риска), с плановыми проверками будут приходить один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного надзора. Если класс опасности 4–5 (риск – средний или умеренный), то проверять такой бизнес будут не чаще одного раза за установленный период. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности.

Компания сможет узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган – в течение 15 рабочих дней должен прийти ответ. Изменить категорию также возможно – нужно будет написать заявление и представить необходимые документы.

Новый подход к проверкам в бизнесе с 2017 года будет применяться следующими органами:

  • Пожарный надзор (МЧС).
  • Санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство).
  • Надзор в области связи (Роскомнадзор).

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход начнет действовать со всеми видами надзора, поэтому стоит присмотреться как его будут применять все вышеуказанные структуры в наступающем году.

Отмечу интересный момент: первыми в применении такого подхода к проверкам стала Федеральная налоговая служба, налоговики применили его еще в 2007 году в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как известно, система планирования налоговых проверок применяется весьма успешно: налоговики теперь приходят, точно зная, что они будут проверять.

Полагаю, что положительный опыт налоговиков произвел впечатление на наших чиновников и сыграл немаловажную роль в распространении риск-ориентированного подхода на другие сферы надзора.

Масштабная реформа всей контрольно-надзорной деятельности продлится до 2024 года. В частности, планируется расширить единый реестр проверок, разработать квалификационные требования к инспекторам, устранить устаревшие, дублирующие и избыточные требования к организациям, сделать открытыми и доступными обязательные требования к организациям при проведении проверок.

В заключении отмечу, что такой подход к проверкам можно только приветствовать и это решение однозначно полезно, потому что оно должно уменьшить расходы государства на надзор и администрирование, а также снизить давление и непрогнозируемые риски для бизнеса.

Источник: http://112buh.com/novosti/2016/risk-orientirovannye-proverki-biznesa-v-2017-godu/

Ассоциация НСОПБ | Госконтроль за обращением медизделий станет риск-ориентированным

Росздравнадзор будет применять риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля за обращением медицинских изделий.

Критерии отнесения компаний к той или иной категории риска утверждены соответствующим постановлением правительства.

О его подписании председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Читайте также:  Предложено ускорить выплату социальных пособий в случае банкротства работодателя - юридические советы

«Участники этой деятельности будут разделены по категориям рисков — значительный, средний, умеренный или низкий. В зависимости от этих категорий будет установлена периодичность их плановых поверок. Те, у кого рисков больше, будут проверяться чаще. Ну а те, кто имеет умеренные риски, реже. Надеюсь, это позволит снизить административную нагрузку», — заявил премьер-министр.

Предприятия, отнесённые к категории значительного риска, будут проверяться раз в 3 года, категории среднего риска — не чаще чем раз в 5 лет, умеренного риска — раз в 6 лет.

В отношении объектов низкого риска плановые проверки проводиться не будут.

Росздравнадзор должен будет вести перечень объектов государственного контроля и размещать на официальном сайте информацию об объектах, отнесённых к категории значительного риска.

В начале июля подобные изменения были внесены и в Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, который также осуществляется Росздравнадзором.

Переход контрольно-надзорных органов на «умную», риск-ориентированную модель проверок был официально закреплён кабмином в августе прошлого года. Соответствующее постановление разрабатывалось при непосредственном участии экспертов Открытого правительства.

В первый перечень видов контроля, которые должны осуществляться с учётом рисков, тогда были включены 4 вида контроля.

А в марте этого года правительство расширило перечень до 37 видов госконтроля, включив в него, в том числе, и госконтроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Принципы риск-ориентированного контроля и надзора легли в основу приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. План реформы утверждён президиумом Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в декабре 2016 года, старшим должностным лицом является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Программа предполагает, что планы проверок на 2018 год надзорные ведомства будут формировать с применением риск-ориентированного подхода.

Проектный комитет реформы ранее утвердил базовую модель определения критериев риска для распределения поднадзорных объектов по категориям, чтобы сконцентрировать проверки на потенциально наиболее опасных объектах и разгрузить менее опасные объекты и добросовестных предпринимателей.

«Новый подход к проверкам позволит сконцентрировать внимание проверяющих органов на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях.

Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов.

А с другой стороны — освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков.

Важно, чтобы ведомственные методики отнесения к категориям риска были максимально прозрачны и понятны как предпринимателям, так и простым гражданам, и чтобы можно было безошибочно определить, к какой категории относится объект», — говорит Михаил Абызов.

Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%.

Количество плановых проверок ряда российских надзорных ведомств, уже использующих риск-ориентированный подход, за последние годы значительно снизилось.

Росздравнадзор, в частности, за 2 года сократил плановые проверки на 17%.

Источник: http://www.nsopb.ru/news/6236

Риск-ориентированный подход в сфере связи: для законопослушных плановые проверки не проводятся 3

Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ  внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  (далее – Федеральный закон №246-ФЗ).

Федеральным законом №246-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход.

При этом риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности. Такие виды госконтроля определяются Правительством России. При этом выделяется  6 категорий риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный (плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного надзора), средний, умеренный (плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного надзора) и низкий (плановые проверки не проводятся).

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля Правительством в постановлении от 17 августа 2016 года №806 определён перечень видов государственного контроля (надзора), при которых такой подход будет применяться и до 1 января 2018 года. В этот перечень включен и федеральный государственный надзор в сфере связи. При этом для категории значительного риска установлена периодичность раз в 3 года; среднего риска — не чаще, чем один раз в 3 года; для категории умеренного риска — не чаще, чем один раз в 5 лет.

При этом к категории значительного риска относятся лица, имеющие на дату вступившего в законную силу в течение последних 3 лет отнесения РКН: постановления о назначении наказания за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 статьи 13.

4 (Нарушение правил использования радиочастот, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения в случае создания радиопомех), ч. 1 статьи 13.

18 КоАП РФ (воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех).

К среднему риску относятся лица, имеющие на дату вступившего в законную силу в течение последних 3 лет отнесения РКН постановления о назначении наказания за совершение правонарушений, предусмотренных, ст. 13.

3 и 13.4 (не связанных с созданием радиопомех), статьями 13.5 — 13.9, 14.1 (незаконная предпринимательская деятельность), 19.4, 19.4.1, 19.5 (неисполнение в срок законного предписания), 19.7.10 и 20.25. Подробнее.

 

К умеренному риску относятся лица, у которых в течение последних 5 лет при проведении проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением к административной ответственности.

Генеральный директор ООО «ОрдерКом»,
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович

Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах

Источник: https://nag.ru/articles/article/29975/risk-orientirovannyiy-podhod-v-sfere-svyazi-dlya-zakonoposlushnyih-planovyie-proverki-ne-provodyatsya.html

Госпожнадзор переходит на риск-ориентированный метод проведения проверок

О комплексной системе экстренного оповещения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждён перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированной модели. В указанном перечне представлены три вида государственного надзора: федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области связи. С 1 января 2018 года вступит в силу закон, устанавливающий применение риск-ориентированного подхода ко всем видам госконтроля.

Суть риск-ориентированной модели проверок госпожнадзора состоит в отнесении объектов защиты к определенной категории риска по пожарной опасности. Принадлежность к той или иной категории будет определять периодичность проведения контрольных мероприятий.

Всего предусмотрено шесть категорий: низкий риск, умеренный, средний, значительный, высокий, а также чрезвычайно высокий риск. При низком риске плановые проверки не проводятся. В остальных случаях они должны осуществляться с определенной периодичностью.

Для сравнения: объекты умеренного риска проверяются не чаще чем один раз в 10 лет, объекты высокого риска – один раз в 3 года.

Отдел федерального государственного пожарного надзора Специального управления ФПС № 18 МЧС России уже приступил к внедрению в свою деятельность риск-ориентированного подхода. Так при составлении Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год были учтены новые законодательные веяния.

Изменения в сфере надзорной деятельности направлены на активное использование методов оценки рисков, что приведёт к снижению общей административной нагрузки на бизнес.

Андрей Шемякин

Старший инспектор ОФГПН

Спасибо, Ваш комментарий принят!

Экстренные телефоны:

Единый телефон пожарных и спасателей

Полиция

Скорая помощь

Аварийная газовая служба

С городского/сотового телефона
01/101
02/102
03/103
04/104

Андрей ЛЕСЮК

06 Июня 14:00

Основные опасности водных объектов Севера

Главный специалист-эксперт безопасности людей на водных объектах главного управления МЧС России по Архангельской области

Александр ГУЩИН

05 Апреля 11:26

Более тысячи пожарных за сутки провели учения на 128 социально — значимых объектах с круглосуточным пребыванием людей в Архангельской области

Заместитель начальника Главного управления МЧС России по Архангельской области (по государственной противопожарной службе)

Источник: http://29.mchs.gov.ru/document/4202415

Ссылка на основную публикацию