Взлететь или остаться на земле авиадебоширу, решит воздушный перевозчик — юридические советы

Кто попадет в список авиадебоширов и чем это грозит

Поправки в Воздушный кодекс позволяют авиаперевозчикам формировать реестр лиц, право на перелет которых ограничено.

Авиакомпании могут отказать в продаже билета тем пассажирам, которые внесены в черный список. Попасть в него можно за неподчинение требованиям командира воздушного судна, за хулиганство на борту и действия, угрожающие безопасности пассажиров.

В Кодексе об административных правонарушениях (КОАП) говорится, что командир воздушного судна имеет право принимать решения о взлете, посадке, возвращении на аэродром. Для обеспечения безопасности он может отдавать распоряжения любому человеку на борту и требовать их исполнения. Неподчинение наказуемо.

Под хулиганством подразумевается «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу». Это, к примеру, угрозы, драки и оскорбления пассажиров и экипажа.

К действиям, угрожающим безопасности пассажиров, можно отнести, например, попытку покинуть летящее воздушное судно, что бывает у нетрезвых пассажиров.

Да, у каждой авиакомпании будет собственный список.

Включение хулигана в черный список не будет происходить автоматически и по желанию авиакомпании.

Сначала, прямо во время полета, командир корабля должен будет зафиксировать правонарушение. Копию уведомления нужно вручить нарушителю. Если он отказывается ее получить, на документе будет сделана соответствующая отметка.

Затем дебошир будет передан в руки правоохранительных органов, а решение о его привлечении к административной или уголовной ответственности вынесет суд. Только после этого имя человека будет занесено в реестр, и перевозчик направит ему письменно предупреждение об этом. Предупреждение означает, что авиакомпания не продаст билет этому пассажиру и, естественно, не пустит его на борт.

Человеку, внесенному в реестр, перевозчик должен будет продать билет, если пассажир возвращается в Россию, и другого способа добраться до пункта назначения у него нет. Также его пустят на борт при депортации, поездке на похороны близкого человека и при полете на лечение и обратно.

Во всех этих случаях необходимость перелета пассажир должен будет подтвердить документально. 

Нет. Штраф за хулиганство на борту воздушного судна составляет от 150 тыс. до 300 тыс. рублей. Максимальное наказание — до двух лет тюрьмы.

В черный список включают не навсегда — на год. После этого перевозчик снова будет продавать билеты таким клиентам.

Авиакомпании и раньше вели реестр проблемных клиентов, но отказать в перелете не могли.

Так, глава компании «Аэрофлот» Виталий Савельев рассказал в интервью телеканалу «Россия 24», что за последние семь-восемь лет в такой список были внесены более 11 тыс. человек.

 «Если мы видим пассажира из списка, мы стараемся, чтобы на борту в кабине экипажа был мужчина, мы имеем к нему пристальное внимание. И это не здорово для пассажира», — рассказал Савельев еще до вступления поправок в силу.

Мария Селиванова

Источник: http://tass.ru/ekonomika/5202017

Эксперты обсудили наказания для авиадебоширов

4 июня в медиацентре «Российской газеты» состоялась пресс-конференция на тему «Поправки в Воздушный кодекс вступили в силу: что ждет авиадебоширов».

Обсуждение приурочено к вступлению в силу поправок в Гражданский и Воздушный кодексы РФ, а также в кодекс об административных правонарушениях.

В пресс конференции приняли участие: Владимир Борисович Черток — заместитель руководителя Ространснадзора и Олег Игоревич Аксаментов; — директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права.

С сегодняшнего дня закон позволяет авиакомпаниям составлять так называемые «черные списки» пассажиров, которые не будут допускаться к услугам данного перевозчика в течение одного года.

В случае нарушений безопасности полета пассажиром, командир воздушного судна уведомляет его о составлении заявления, которое повлечет за собой включение данного пассажира в реестр лиц, для которых перевозка станет ограниченной.

При этом даже если нарушитель откажется от ознакомления с данным документом, ответственность с него это не снимет — информация так или иначе передается руководству авиакомпании, которая по результатам проверки надзорными органами данной ситуации, будет принимать решение о необходимости включения такого пассажира в «черный список». В случае положительного принятия — авиадебошир обязан в письменном виде ознакомиться с таким постановлением, после чего для него вступает в силу закон об ограничении полетов на воздушных судах данного перевозчика.

«Кроме того, компания и граждане могут подать иски на возмещение ущерба, который они получили от этого гражданина, — поясняет Владимир Черток, заместитель руководителя Ространснадзора. — Это тоже, конечно, судебное решение, но для него возникает много сложных жизненных ситуаций. Поэтому лучше на борту вести себя корректно, выполняя все правила перевозок».

Как и в любом правиле, здесь тоже возможны свои исключения — сопровождение на лечение, необходимость полететь на лечение самому, похороны родственников и прочее.

Под законодательство попадают не только лица, находящиеся непосредственно на борту самолета. Новая статья УК «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств» предусматривает наказание за совершение хулиганских действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств.

«Это могут быть лица на поверхности, которые, например, препятствуют безопасной посадке или безопасному взлету воздушного судна, — уточняет директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.

— Например, балуясь лазерной указкой. В этом случае они не являются пассажирами, не находятся в полете.

Но авиаперевозчик имеет право в случае, если по данному составу лицо будет приговорено к уголовной ответственности, ограничить его в праве заключить договор с этой авиакомпанией».

Созданный авиакомпанией реестр не является публичным. По сути, это база персональных данных, которую ведет сам перевозчик и законодательством не предусмотрено возможности эту информацию передавать, публиковать или обмениваться ей с третьими лицами.

Источник: https://rg.ru/2018/06/04/eksperty-obsudili-nakazaniia-dlia-aviadeboshirov.html

Госдума принимает окончательное решение о «черных списках» авиадебоширов

17 ноября 2017 г., AVIADO.RU — Государственная Дума рассматривает в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов о “черных списках авиадебоширов”. Таким образом, ставится точка в долгих спорах о том, как оградить пассажиров воздушного лайнера от буйных попутчиков.

О том, какие преграды ставятся на пути воздушных хулиганов, корреспонденту “Российской газеты” рассказал председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Павел Владимирович, теперь в авиации все будет как в известной прибаутке: с утра выпил – день свободен, в аэропорт можно не спешить, на борт все равно не пустят?

Павел Крашенинников: Новые законы позволят авиакомпаниям отказывать в воздушной перевозке тем лицам, кто ранее грубо нарушил правила поведения в полете и кому назначено за это соответствующее наказание.

Действовать запрет на допуск к полету будет в течение года – с даты постановления о правонарушении или приговора.

Будут создаваться специальные реестры лиц, совершивших на борту самолета правонарушения, которые создали угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других пассажиров, членов экипажа, либо повлекли причинение вреда их жизни или здоровью.

Кто будет составлять эти “черные списки” и кто рискует попасть в них? Порой возникают ситуации, когда сами авиакомпании под тем или иным предлогом стараются не взять в полет не понравившегося им пассажира.

Широкий резонанс вызвали случаи, когда не пустили в салон девушку в инвалидном кресле, а высокорослого пассажира выставили за борт, якобы у него “слишком длинные ноги”.

Не создадут ли запретные реестры поводов для злоупотреблений?

Павел Крашенинников: Решение о включении пассажира в реестр будет принимать руководитель перевозчика – авиакомпании или исполняющий обязанности руководителя. Но не по личному усмотрению, а на основании документов, имеющих законную силу.

Это вступившее в законную силу постановление о назначении лицу административного наказания за совершение на борту правонарушения либо вступивший в силу приговор суда о признании лица виновным в совершении уголовного преступления на борту воздушного судна.

То есть ни о каком самоуправстве речи идти не может. В “черный список” попадет лишь тот, кто набедокурил на борту и кому назначено за это заслуженное наказание.

Какие нарушения на борту воздушного судна могут стать причиной включения в “черный список”?

Павел Крашенинников: Весной был принят закон, который в апреле нынешнего года вступил в силу. Им установлена уголовная ответственность за хулиганство на транспорте общего пользования.

То есть на железнодорожном, морском, водном, воздушном транспорте, а также в метро, электричках, трамваях.

Так вот за хулиганство на борту самолета теперь предусмотрено уголовное наказание – штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей и даже лишение свободы до 5 лет. А за групповое хулиганство – до 7 лет тюрьмы.

По данным, предоставленным компанией “Аэрофлот”, после принятия этого закона количество случаев противоправного поведения пассажиров на рейсах авиакомпании снизилось. Но несколько обвинительных приговоров за истекшие полгода уже было вынесено.

Такие лица, которым вынесен приговор за хулиганство на борту самолета, будут включаться в реестр и не допускаться к полету. Кроме того, попадут в “черный список” и те, кто совершил из хулиганских побуждений действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Это преступление наказывается до двух лет лишения свободы.

В самолетах все-таки не каждый день случаются буйные выходки с поломкой оборудования. Чаще происходят скандалы, показное невыполнение требований экипажа. Что грозит таким любителям “покрасоваться”?

Павел Крашенинников: Я сам часто летаю и могу сказать, что таких случаев стало значительно меньше. Во всяком случае за последние 5-7 лет. Надеюсь, что после принятия нового пакета законов их станет еще меньше.

Вместе с тем невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна является административным правонарушением и также будет одним из оснований включения пассажира в “черный список”.

Перевозчику, на борту самолета которого совершено такое правонарушение, будет направляться копия постановления о назначении лицу административного наказания.

На основании такого постановления авиакомпания сможет включить нарушителя в “черный список”.

Если в итоге такого бедолагу пригвоздили приговором к позорному столбу, то это навсегда или у него есть шанс оправдаться со временем?

Павел Крашенинников: Решение о включении пассажира в реестр принимается в течение месяца после того, как перевозчик получит постановление о назначении лицу административного наказания или будет размещен приговор суда на соответствующем сайте в Интернете.

Действовать запрет на допуск к полету будет в течение одного года с даты вступления в законную силу постановления об административном правонарушении или приговора суда соответственно. Через год лицо будет исключаться из реестра и, если не повторит неразумных поступков, сможет летать хоть всю жизнь.

Реальная жизнь не всегда укладывается в рамки бумажных уложений. В стране немало мест, куда, как в песне, “только самолетом можно долететь”, особенно в пору весенней распутицы. Что, если человек, живущий в таком медвежьем углу, серьезно заболел, а над ним “черные” санкции?

Читайте также:  Как оплачивается больничный после декретного отпуска? - юридические советы

Павел Крашенинников: Закон учитывает нетривиальные ситуации и допускает исключения из правил. Пассажиру, включенному в реестр, не может быть отказано в продаже билета на самолет в следующих случаях.

Предусмотрены исключения для лиц из “черного списка” в случае житейских ЧП

Если пассажир возвращается в Россию из пункта отправления, единственный вид транспортного сообщения с которым – это воздушная перевозка. Либо если пассажир подлежит административному выдворению из РФ, депортации или реадмиссии, единственно возможным видом транспорта – воздушным.

Кроме того, нельзя будет отказать пассажиру, который направляется к месту лечения или сопровождает пассажира из числа инвалидов к месту лечения, либо возвращается обратно. А также, если пассажир направляется к месту погребения члена семьи или близкого родственника либо обратно.

Как вы оцениваете вероятную эффективность новых норм?

Павел Крашенинников: Законодательные меры по созданию “черных списков” находились на рассмотрении Госдумы более 5 лет, как и принятый весной закон об уголовной ответственности за хулиганство на транспорте.

Эти законы в комплексе должны максимально оградить авиапассажиров от случаев агрессивного поведения на борту. Изменения позволят свести к минимуму и количество вынужденных посадок воздушных судов, которые часто приходилось совершать в результате инцидентов в полете.

У людей не будут срываться планы, они смогут в спокойной обстановке добраться до пункта назначения.

Когда начнут действовать “черные списки”?

Павел Крашенинников: Изменения вступят в силу через полгода после официального опубликования законов. Это время понадобится для того, чтобы наладить работу нововведений.

Темы: авиадебош Авиакомпании алкоголь Госдума дебош дебош в самолете Павел Крашенинников черный список

Источник: https://aviado.ru/news/analytics/20171117/56822/

Мое небо — мои правила?

Очередной случай с нетрезвым пассажиром, устроившем драку на борту рейса Москва — Петропавловск-Камчатский, тонет в сводке прочих происшествий.

Авиадебоширы настолько плотно вошли в обыденную жизнь, что удивить инцидентами в воздухе сложно даже тех, кто лицом к лицу сталкивался с подобной угрозой собственной безопасности.

Чаще всего такие выходки ограничиваются нецензурной бранью и отказом соблюдать правила авиаперевозчика: пристегнуть ремни, не вставать с кресел, не курить… Но в особо буйных случаях дело доходит до рукоприкладства и угроз захвата воздушного судна.

А в мае прошлого года на борту рейса Тель-Авив — Москва пассажир в полете пытался открыть двери авиалайнера. Стоит ли говорить, что основной причиной неадекватного поведения граждан является чрезмерное употребление алкоголя, а чартерные курортные, пред- и постпраздничные рейсы попадают в категорию особого риска.

Очевидно, что главными пострадавшими в инцидентах с авиадебоширами становятся пассажиры злополучного рейса и сотрудники авиакомпаний — бортпроводники и пилоты.

Но и сами перевозчики зачастую несут существенные финансовые потери из-за задержки рейса или вынужденной посадки для передачи неадекватного пассажира сотрудникам полиции.

Так, в августе рейс авиакомпании S7 из Новосибирска в Москву пришлось проложить через Пермь, где высадили нетрезвого пассажира, устроившего драку на борту, а самолет, летевший в столицу из Махачкалы, приземлился в Волгограде из-за курящей пассажирки.

tvc.ru

Черный список — лучше, чем ничего

Инициатором системной борьбы с авиадебоширами стал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Сделано в этом направлении уже немало: принят закон о черных списках, введена уголовная ответственность, увеличены штрафы. На повестке дня — пункт о специальных средствах сдерживания.

Уже с июня перевозчик может отказать в продаже билета гражданину, грубо нарушившему правила авиакомпании и отличившемуся буйным поведением на борту. Правда, бан на полеты действует всего год, списки у каждой компании свои, и есть целый перечень исключений даже для злостных дебоширов. Поэтому отраслевые эксперты не спешат с выводами о достаточности принятых мер.

«Закон чересчур либерален, в нем много исключений и лазеек и он, по сути, не является серьезной угрозой для дебоширов, — резюмирует редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров. — Боюсь, что в черный список будут попадать немногие, а отказ в продаже билетов получат единицы. Большей части дебоширов удастся уйти от наказания.

Но сама тенденция узаконивания отказа от перевозки дебоширов похвальна. Еще пять лет назад об этом не было и речи — все говорили о нарушении прав человека на свободное перемещение. А я считаю, что это простой вопрос безопасности, ведь прослушивают же телефоны во избежание угрозы терроризма.

В таких случаях стоит идти на ограничения».

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев объясняет: «60% россиян пользуется услугами авиакомпаний раз в году — в период отпуска. Поэтому нахождение в черном списке именно в течение года не ограничитель, а скорее неприятность.

И при желании ее можно обойти — например, сменить паспортные данные или отправиться самолетом «на лечение», что официально разрешено для попавших в черный список.

Закон важен по другой причине — государство обратило внимание на проблему деструктивного поведения пассажиров, а законодатели пошли навстречу авиакомпаниям с принятием пакета мер, позволяющих серьезно и чувствительно наказывать за неправомерные деяния на борту воздушных судов».

Отстегнуть ремень и распоясаться

По словам экспертов, закон о черных списках авиапассажиров скорее носит профилактический характер. Лишение возможности летать (пусть и на год) для тех, кто часто путешествует или регулярно совершает деловые перелеты, будет существеннее штрафа.

В этом смысле важно, что по инициативе «Аэрофлота» из ряда вон выходящие случаи дебоширства на борту и вовсе могут обернуться уголовным преследованием. С апреля 2017 года судом определяется мера наказания — от штрафа (до 500 000 рублей) до лишения свободы (максимум на 5 лет).

Тем не менее специалисты отмечают, что в законе, где нашлось место наказанию за содеянное, отсутствуют способы оперативного противодействия конфликтному поведению на борту самолета. В рамках закона бортпроводники могут применять в отношении авиадебоширов только слова.

«Как повлиять на человека, успокоить хулигана, который находится в нетрезвом состоянии или в состоянии аффекта, под действием наркотических средств или подвержен психическим атакам, если он не слышит и не воспринимает информацию? — удивляется Роман Гусаров.

— Необходимо предлагать законодательные инициативы по приданию экипажам полномочий (в случае необходимости) для физического противодействия дебоширам, в том числе с использованием специальных средств, например наручников. Отдельные авиакомпании в ряде стран периодически внедряют что-то на своих рейсах, но никаких общепланетарных решений по использованию спецсредств нет.

Для международного сообщества это весьма щекотливая задача. Главное, чтобы она нашла решение раньше, чем буйное поведение пассажиров приведет к катастрофе».

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/19/75200-moe-nebo-moi-pravila

Авиакомпании теперь вправе не пускать на борт авиадебоширов

С 4 июня вступили в силу поправки в Гражданский и Воздушный кодексы РФ, которые позволяют авиакомпаниям составлять черные списки авиадебоширов и не пускать наиболее буйных из них на борт самолета.

Инициатором такой меры стала авиакомпания «Аэрофлот». Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 декабря 2017 года. О вступлении поправок в силу сообщалось 25 мая на сайте «Аэрофлота», сегодня, 4 июня, это подтверждает «Российская газета».

Попасть в черный список, лишающий права путешествовать воздушным транспортом в течение года, рискуют те, кто сознательно не подчиняется распоряжениям командира самолета, хулиганит на борту и угрожает безопасности воздушного судна и его пассажиров. Внести пассажира в такой список может руководитель авиакомпании. Правда, его решение можно оспорить в суде.

Авиадебоширом могут признать любого, вне зависимости от его статуса и положения, подчеркивают в «Аэрофлоте». При этом перевозчик обязан уведомить пассажира о внесении его в черный список.

Эта мера не действует только в тех случаях, когда на маршруте нет альтернативной компании либо до пункта назначения вообще можно добраться только самолетом. Также нельзя не пускать человека на борт, если он летит на лечение, на похороны или сопровождает лиц с ограниченными возможностями.

Предложенная «Аэрофлотом» инициатива «выводит российское законодательство на уровень мировых стандартов по профилактике и противодействию деструктивному поведению на воздушном транспорте», отмечается на сайте перевозчика.

Компания «Аэрофлот» только за 2017 год столкнулась с 12 случаями неадекватного поведения пассажиров на борту. Лоукостер «Победа» с начала года зафиксировал уже 30 случаев отстранения дебоширов от полета из-за агрессивного поведения на борту, отмечает РИА «Новости».

Руководитель авианаправления сервиса путешествий OneTwoTrip Леонид Рябоштан рассказал РИА «Новости», что всем онлайн-агентствам в рамках реализации этого закона придется предусмотреть возможность сверки данных желающего купить билет клиента с данными пассажиров, попавших в черные списки.

«В случае совпадения в оформлении билета такому пассажиру будет автоматически отказано. По аналогичной схеме мы работаем с некоторыми зарубежными перевозчиками, поэтому в целом появление черных списков в России не усложнит нашу работу.

К слову, 4 июня никаких изменений в этом плане вовсе не произойдет. Закон не имеет обратной силы, поэтому черные списки появятся только после того, как найдутся новые желающие нарушить правила поведения на борту», — пояснил Рябоштан.

Источник: https://www.newsru.com/russia/04jun2018/avia.html

Ответственность авиадебоширов

Юрист, студент факультета права НИУ «Высшая школа экономики», практикант МПОО «Сопротивление» Кирилл Тимонин провел уникальное исследование феномена «воздушный дебошир». В чем его первопричины, почему таких людей становится все больше и, наконец, как с ними бороться?

Кирилл Тимонин:

Ежедневно сотни самолетов взлетают и совершают посадки в разных уголках мира. Миллионы пассажиров ежегодно пользуются услугами авиакомпаний на трансконтинентальных, трансатлантических,  региональных рейсах.

Зачастую перелеты проходят в обычной обстановке: инструктаж пассажиров, питание и обслуживание, непосредственно сам полет, посадка в пункте назначения, но так происходит не всегда, все чаще и чаще с экранов телевизоров, в лентах новостей мы можем увидеть следующие заголовки: «рейс N совершил посадку в аэропорту А по причине неадекватного поведения пассажира», «в аэропорту X при посадке задержан пассажир, угрожавший членам экипажа и пассажирам» и т.д.

С течением времени такой вид транспорта как самолет, раньше считавшийся самым дорогим, постепенно становится доступным для широких масс, в частности, на некоторых направлениях мы можем наблюдать картину, когда цены на железнодорожные билеты превышают стоимость билетов на самолет. Появился такой вид авиаперевозчиков как лоу-косты (low cost airlines), предлагающих совершить перелеты иногда за 15-20 €.

Рост числа пассажиров, удешевление стоимости билетов — все это постепенно привело к появлению феномена «воздушных дебоширов».

Наиболее остро проблема «воздушных дебоширов» встала после событий 11 сентября 2001 года. Именно с этого момента правительства всех государств мира уделяют все большее и большее внимание проблемам безопасности пассажиров, разрабатывают психологические методики работы с пассажирами с целью предотвращения захвата воздушных судов, ужесточают ответственность за хулиганство на борту самолета.

Читайте также:  В ближайшие три года россиян ждут две переписи населения - юридические советы

Впервые случай хулиганства на борту воздушного судна был зафиксирован в 1947 году.

Детали того инцидента достаточно скудны, известно лишь что пассажир, находясь под воздействием алкогольного опьянения, на борту самолета, следовавшего из Гаваны в Майами, применил физическое насилие по отношению к другому мужчине, более того в ходе драки ударил троих членов экипажа. Когда самолет прибыл в пункт назначения, пассажир был передан властям. Пассажиру удалось избежать наказания, так как возникла правовая коллизия. На тот момент никто не знал какое государство вправе осудить данного пассажира, и более того, законодательством стран в принципе не было предусмотрено наказание за совершение преступлений на борту воздушного судна. Именно этот факт и послужил появлению понятий «воздушный хулиган», «авиадебошир».

Основные причинами появления феномена «авидебошир» на борту самолета:

1. Алкоголь. Примерно в 90%  всех случаев, пассажиры, которые  совершают те или иные правонарушения во время перелетов, находятся в состоянии алкогольного опьянения. По данным многочисленных медицинских исследований, организм человека ведет себе совершенно иначе на высоте 10000 метров, нежели чем на земле. Этот же факт относится и к алкоголю.

Во время перелета алкоголь всасывается в кровь в 2-3 раза сильнее, соответственно, человек должным образом не может рассчитать дозу и моментально начинает пьянеть, возможно, сам того не желая. Проблема распития алкогольных напитков на борту самолетов стоит особенно остро в Российской Федерации.

Правилами большинства авиаперевозчиков распитие алкогольных напитков, в том числе купленных в магазинах беспошлинной торговли duty free, строго запрещено.

Но, к огромному сожалению, в отличие от Соединенных Штатов Америки, бутылки с алкоголем в России лишь формально запечатываются в прозрачный пакет и проносятся на борт, в Америке же алкоголь сдается на время всего полета экипажу и выдается лишь после прибытия в пункт назначения.

2. Курение. Курение и воздействие никотина стоит на втором месте, после распития алкогольных напитков, среди факторов, влияющих на неадекватное поведение людей при перелетах. Ситуация может развиваться в двух направлениях: во-первых, эффект наступающий в результате курения на борту самолета.

Многие пассажиры, особенно при длительных перелетах, любят курить в туалете самолета. В соответствии с международными и федеральными правилами,  на российских самолетах курение запрещено.

Под действием давления, как и в случае с алкоголем, никотин производит иной, нежели чем на земле эффект, так у людей учащается сердцебиение, скачет артериальное давление, нарушается координация. Во-вторых, может быть и обратный эффект у заядлых курильщиков, которые привыкли выкуривать по несколько сигарет в час.

В таких случаях, у людей повышается уровень кислорода в крови, что может вызвать головокружение и также привести к неадекватному поведению.

Запрет на курение распространяется также и на курение электронных сигарет, но есть и исключение, так крупнейший европейский лоу-кост «Ryanair» предлагает на борту бездымные сигареты, содержащие небольшое количество никотина, стоимостью €6 . Такие сигареты предлагаются к продаже исключительно во время полета. Другие авиакомпании предлагают никотиновые пластыри и жевательную резинку, содержащую небольшое количество никотина.

3. Стресс от перелета. Задержка или отмена рейса; Опоздание на стыковочный рейс; Неудобная навигация во многих аэропортах мира; неудобное место в самолете или не откидывающиеся спинки кресел; грубый экипаж или соседи по креслу — все эти факторы, так или иначе, влияют на психоэмоционое состояние человека и как следствие на его поведение во время полета.

4. Психические заболевания. Достаточно часто встречаются пассажиры, имеющие психические заболевания, многие из которых, невозможно распознать при посадке пассажиров и которые проявляются лишь под действием внешних факторов, таких как стресс.

Федеральное управление гражданской авиации Соединенных Штатов Америки (Federal Aviation Administration) выделило три типа воздушных дебоширов:

Тип I.  Наиболее распространенный. Вспыльчивые пассажиры, которые недовольны сервисом авиакомпании и кабинного экипажа. Как правило, не представляют опасности для пассажиров и экипажа.

Тип II. Пассажир вмешивается в работу кабинного экипажа и не соблюдает правила безопасности на борту.

Может представлять реальную угрозу безопасности перелета, так как, к примеру, пытается открыть люк, наносит побои стюардессам и другим пассажирам.

Чаще всего в таких случаях командир корабля принимает решение о вынужденной посадки в ближайшем аэропорту для передачи дебошира полиции.

Тип III. Наиболее опасный и редкий. Невменяемые пассажиры, не контролирующие свои действий, находящиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения  или под действием наркотических или психотропных веществ. Такие пассажиры наносят тяжкий вред здоровью экипажа и пассажиров, пытаются проникнуть в кабину пилотов с целью захвата воздушного судна.

САМЫЕ ГРОМКИЕ ДЕЛА. СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА

Декабрь 2012 года. Дебош в самолете, следовавшем в Барнаул, устроил Александр Емельяненко. Известный боец приставал к стюардессам и оскорблял пассажиров. В марте 2013 года мировой суд постановил взыскать с А. Емельяненко штраф 700 рублей по ч. 1 ст. 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство».

Декабрь 2012 года. Рейс авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии».

Пассажир Владимир Рахимов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вел себя неадекватно, выражал явное неуважение к пассажирам рейса и членам экипажа, угрожал расправой летевшей вместе с ним супруге и экипажу, оказал физическое сопротивление членам экипажа и пассажирам, пытавшимся его успокоить, не подчинился письменному предупреждению командира воздушного судна о необходимости прекращения нарушения правил поведения на борту самолета. Решением Мосгорсуда в июле 2014 года Аэрофлот взыскал с Рахимова 919307 рублей .

11 января 2013 года. Сергей Кабалов избил бортпроводника рейса авиакомпании «Когалымавиа», следовавшего в Хургаду. Бортпроводник получил сотрясение мозга. По прибытии в пункт назначения, С. Кабалов не был задержан сотрудникам полиции, а продолжил свой отдых на побережье Красного моря.

После окончания отпуска, Кабалов принял решение скрываться в Гродненской области Белоруссии. Он был объявлен в международный розыск, найден и в мае 2013 года экстрадирован в Российскую Федерацию. 4 февраля 2014 года Московский областной суд признал С.Н. Кабалова виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.

2 ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение вреда здоровью из хулиганских побуждений»), п. «а» ч. 2 ст. 211 УК РФ («Угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия»).

Был приговорен к 3,5 годам колонии строгого режима.

2 февраля 2013 года. Вячеслав Исмаилов устроил дебош на борту авиалайнера Airbus A330 авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», выполнявшего рейс по маршруту Москва – Пхукет.

Находясь в состоянии алкогольного опьянения, пассажир неуважительно вел себя в отношении других авиапассажиров и членов экипажа, нанес побои двум пассажирам, не подчинялся письменному предупреждению командира воздушного судна о необходимости прекратить нарушения правил поведения на борту. Судно совершило вынужденную посадку в Ташкенте.

Дебошир был снят с борта и передан представителям правоохранительных органов. В мае 2013 года «Аэрофлот» обратился с иском в суд с требованием о взыскании с пассажира убытков, причиненных инцидентом. 10 сентября 2013 года Подольский городской суд полностью удовлетворил исковые требования в отношении В. Исмаилова.

Решением суда с ответчика было взыскано в пользу «Аэрофлота» сумма понесенных убытков в размере 493731 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8137 рублей.

13 марта 2013 года. А.В. Ли, находясь в самолете Boeing 777-300 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», следовавшего по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский, в ходе ссоры с одним из пассажиров сломал ему фалангу кисти руки и грозил его убить.

22 октября 2013 года мировым судьей судебного участка №24 Камчатского края был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.

112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни, но вызвавшее длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть»), ч. 1 ст.

119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы»). Суд назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года . Также виновный добровольно возместил пострадавшему моральный вред в размере 150000 рублей.

23 апреля 2013 года. Директор московской фирмы Андрея Криворучко устроил дебош на борту самолета авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии», следовавшего по маршруту Москва – Шанхай.

Распив бутылку виски, пассажир напал на бортпроводника и сорвал с него форменную жилетку, после чего стал угрожать другим пассажирам, называя себя сотрудником спецназа. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту «Толмачево» г. Новосибирск. 18 февраля 2014 года Гагаринский районный суд г.

Москвы полностью удовлетворил исковые требования «Аэрофлота» в отношении Андрея Криворучко. С ответчика в общей сумме было взыскано 704199,7 руб.

9 октября 2013 года. Рейс Санкт-Петербург – Москва авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии». На этот раз скандал в самолете устроил депутат Государственной Думы Федерального Собрания Андрей Исаев и его помощник Александр Поглазов.

Депутат потребовал, чтобы Поглазова бесплатно разместили в салоне бизнес — класса, экипаж данное требование выполнять отказался. В итоге А. Поглазов был снят с рейса и выведен из самолета сотрудниками полиции, а А. Исаев покинул борт самостоятельно. А.

Поглазов был оштрафован на 100 рублей за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии.

Ноябрь 2013 года. Рейс Москва – Бангкок авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии». Пассажиры разбили монитор в спинке кресла Boeing-777, находясь в состоянии алкогольного опьянения. По прибытии рейса был составлен протокол, дебоширы были оштрафованы на $3300 за порчу имущества авиакомпании.

15 декабря 2013 года. Рейс Красноярск – Москва авиакомпании «Глобус». Андрей Третьяков и Александр Зуйченко пытались пройти в туалет бизнес — класса, но получили отказ от бортпроводника. А. Третьяков нанес стюарду несколько ударов, приведших к сотрясению мозга.

Лайнер совершил незапланированную посадку в аэропорту Новосибирска. Дебоширы были переданы полиции, стюард доставлен в больницу. Мировой суд города Оби Новосибирской области приговорил А. Зуйченко в 200 часам обязательных работ.

17 декабря 2013 года Третьякову было предъявлено обвинение в хулиганстве (статья 213 УК РФ) и нанесении побоев из хулиганских соображений (пункт «а» части 2 статьи 116 УК РФ).

Читайте также:  Каковы правила прохождения техосмотра автомобиля в 2017-2018 годах? - юридические советы

Позднее Третьяков принес извинения бортпроводнику и выплатил компенсацию 1250000 рублей, а также возместил убытки авиакомпании «Глобус» в размере 300000 рублей.

30 декабря 2013 года. Рейс Москва – Новосибирск – Дубай авиакомпании «Трансаэро». Экипаж доложил о буйном поведении 25-летнего пассажира, который изрядно выпив, подрался с одним из соседей.

Членам экипажа удалось связать пассажира, но тот смог вырваться и предпринял попытку разбить иллюминатор. Командир корабля принял решение об экстренной посадке в аэропорту города Шымкент. После приземления дебошир был передан полиции.

Кузнецкий районный суд Новокузнецка 14 мая 2014 года постановил взыскать с дебошира в пользу авиакомпании «Трансаэро» 232200 рублей.

10 февраля 2014 года. Рейс Аликанте – Москва авиакомпании «S7 Airlines». Жена артиста Валентина Смирнитского через 1,5 часа после взлета достала собаку из контейнера для перевозки и направилась с ней в туалет.

В ответ на просьбу бортпроводника поместить собаку обратно в контейнер, пассажирка и ее муж начали нецензурно выражаться, оскорблять и угрожать бортпроводникам.  Были признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.

1 КоАП («Мелкое хулигантство») и оштрафованы на 1000 рублей.

18 марта 2014 года. Рейс Москва – Гоа авиакомпании «Nordwind» совершил вынужденную посадку в аэропорту Астрахани. Во время полета 25-летний молодой человек кричал и стучал по спинкам кресел, приставал к бортпроводникам и кусался.

  Командир корабля принял решение о вынужденной посадки, после которой дебошир был передан в руки полиции. Медэкспертиза выявила в крови пассажира наркотик каннабис. Судом города Астрахани пассажир был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.

1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), ему было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток. Также было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 и ст. 319 УК РФ («Применение насилия» и «оскорбление представителя власти»).

20 августа решением суда дебошир был признан виновным в применении насилия и оскорбления представителя власти, и приговорен к году лишения свободы в колонии поселении.

14 сентября 2014 года. Рейс Москва (Домодедово) – Габала (Азербайджан). Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту Астрахани из-за неадекватного поведения одного из пассажиров. Было вынесено судебное решение об аресте на 10 суток в связи с правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»).

9 октября 2014 года. Рейс Канкун – Москва (Шереметьево). В дежурной части линейного управления в аэропорту Шереметьево зарегистрировано заявление от бортпроводника, в котором он просит принять меры административного воздействия к жителю г. Екатеринбурга 1984 года рождения, который устроил дебош на борту самолета.

Находясь на борту воздушного судна, 30-летний мужчина в состоянии опьянения, нарушал общественный порядок, выражался нецензурной бранью, оскорблял бортпроводников, на замечания прекратить противоправные действия не реагировал. Данный гражданин был доставлен в дежурную часть полиции, где на него был составлен административный протокол по ст.20.

1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» .

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Данная сфера регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 августа 1971 года №2000-VIII. Вступила в силу 14 октября 1971 года: ст. 1, 7, 15.

2. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 года). Конвенция вступила в силу на территории СССР  14 ноября 1971 года: ст. 26, 44.

3. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года). СССР присоединился к Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 04 декабря 1987 года №8109-XI. Конвенция вступила в силу для СССР  03 мая 1988 года: ст. 1,6,8,9

4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 года). СССР присоединился к Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 04 декабря 1987 года №8109-XI. Конвенция вступила в силу для СССР  03 мая 1988 года: ст. 1.

Федеральное законодательство:

Источник: http://soprotivlenie.org/news/krupnym-planom/otvetstvennost-aviadeboshirov/

Авиакомпании оставят дебоширов за бортом

Коллаж: ПГ. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов/maxpixel.freegreatpicture.com

Госдума на пленарном заседании 17 ноября рассмотрит в третьем окончательном чтении пакет из трёх законопроектов, согласно которым авиакомпании получат право отказать в продаже билетов лицам, ранее совершившим правонарушение на борту воздушного судна. Поправки, затрагивающие интересы и перевозчиков, и пассажиров, в случае принятия станут ещё одной мерой по борьбе с авиадебоширами.

Небо не место для хулиганства 

За последнее десятилетие в России было зафиксировано более трёх тысяч случаев противоправного поведения на борту воздушного судна, включая грубые нарушения — вплоть до нападения и физического воздействия на бортпроводников и других пассажиров.

Все перевозчики отмечают тенденцию к росту числа случаев агрессивного поведения в самолёте.

Параллельно с этим увеличивается и количество вынужденных посадок воздушных судов, причиной которых становилось опасное поведение так называемых деструктивных пассажиров.

https://www.youtube.com/watch?v=brt6E06-GFY

Читайте по теме

«С этой проблемой надо как-то бороться. Она стоит у нас уже не первый год, и неоднократно авиакомпании этот вопрос поднимали на разных уровнях. Несомненно, необходимо законодательное определение всех этих фактов», — полагает вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Карпович.

В целях предотвращения подобных случаев парламентарии, помимо ужесточения уголовной и административной ответственности за нарушение порядка в воздухе, решили предоставить авиакомпаниям возможность отказывать дебоширам приобретать билет на самолёт.

Согласно первому законопроекту из пакета, который вносит изменения в две статьи Гражданского кодекса, перевозчики получат право отказывать в допуске к полёту гражданам, «ранее совершившим серьёзные правонарушения на борту воздушного судна, создавшим угрозу безопасности полёта воздушного судна, жизни или здоровью других лиц, либо повлекшим причинение вреда жизни или здоровью других лиц».

«Такую меру я считаю абсолютно оправданной, — рассказал «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, член Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков.

— Каждый человек должен сознавать меру своих поступков в обществе. Если ты нарушаешь правопорядок на земле — это уже плохо. А если ты нарушаешь его в воздухе, то подвергаешь непосредственной опасности не только себя, но и других пассажиров.

Поэтому оградить всех пассажиров от действий таких неадекватных людей просто необходимо».

По мнению парламентария, принятие такого закона назрело давно, поскольку дебоши на борту самолёта происходят с завидной регулярностью. И законодательные новеллы, по мнению депутата, станут действенным механизмом, который «охладит пыл тех людей, которые подвергают угрозе жизни всех пассажиров авиалайнера».

Если действия дебошира влекут за собой вопросы, касающиеся безопасности полёта и безопасности других пассажиров, то это надо понимать так, что если ты готов нарушать закон, то должен быть готов и понести за это ответственность.

«Я думаю, что это правильная мера. Авиакомпания получает право отказать дебоширу в перелёте, потому что ранее он вёл себя неправильно, хулиганским образом. Это нормальное явление в мировой практике — мы же не первые, кто это вводит», — считает, в свою очередь, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. Сенатор убеждён, что никаких рисков в плане ограничения прав граждан законопроект не несёт, поскольку авиакомпании заинтересованы в максимальной продаже билетов и уж точно не будут отказывать тем, кто этого не заслуживает.

Дебоширы попадут в чёрный список

Основанием для отказа пассажиру в приобретении билета станет его попадание в реестр неблагонадёжных пассажиров.

Многие российские авиакомпании — такие как «Аэрофлот», «Трансаэро», «Sky Express», «Ямал» и другие — уже ведут свои базы данных, куда вносятся фамилии пассажиров, чьё поведение во время полётов вызывало различные проблемы у других пассажиров и членов экипажа воздушных судов. Однако юридически за перевозчиками право вести списки до сих пор не закреплено.

В связи с этим у них не раз возникали коллизии, связанные с обязанностью коммерческой организации в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса заключать публичный договор с гражданами, желающими его заключить и считающими их занесение в чёрные списки нарушением своих гражданских прав.

Для того чтобы избежать правового конфликта, второй законопроект из того же пакета законодательных инициатив узаконивает практику чёрных списков, одновременно ограничивая период нахождения в них дебоширов пятилетним сроком.

Согласно поправкам в Воздушный кодекс, перевозчик «вправе формировать и публиковать списки пассажиров, допустивших за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полёта воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна».

Читайте по теме«С одной стороны, пять лет это, конечно, многовато, — размышляет Борис Карпович. — Но если действия дебошира влекут за собой вопросы, касающиеся безопасности полёта и безопасности других пассажиров, то это надо понимать так, что если ты готов нарушать закон, то должен быть готов и понести за это ответственность».

По мнению Владимира Новикова, пятилетний срок ограничения прав на воздушные перелёты — вполне адекватное наказание для незаконопослушных авиапассажиров. «Если ты ведёшь себя по-человечески, то и срок в 10-15 лет тебе будет не страшен.

А если у тебя с головой что-то не в порядке, то для тебя и пятилетнего срока едва ли достаточно», — заметил парламентарий.

Депутат подчеркнул, что закон не направлен на тех людей, которые совершили правонарушение случайно.

Речь идёт о настоящих дебоширах, которые совершают хулиганские поступки, находясь в подавляющем большинстве случаев в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. И для таких запрет на полёты жизненно необходим.

«Нарушил — бери машину и колеси по просторам нашей матушки-России или бери билеты на железную дорогу и езжай. Почувствуешь разницу», — напутствовал горе-пассажиров законодатель.

Третий проект закона из того же пакета инициатив вносит изменения в статью 29.11 Кодекса об административных правонарушениях и указывает на основания для включения граждан в «чёрные списки».

Документ устанавливает, что копия вступившего в силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение преступление на борту самолёта направляется авиаперевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено правонарушение.

На основании этого постановления авиакомпания сможет включить правонарушителя в список авиадебоширов.

Источник: https://www.pnp.ru/social/aviakompanii-ostavyat-deboshirov-za-bortom.html

Ссылка на основную публикацию