Налоговики вправе запрашивать в компаниях справку о доходах при проверке физлиц — юридические советы

Как налоговая служба проверяет доходы физических лиц

Считаете, что налоговая проверяет только организации и индивидуальных предпринимателей? Совершенно напрасно. ФНС контролирует и доходы обычных граждан. Если вы уклоняетесь от уплаты налогов или пытаетесь хитрить со справками о заработной плате, инспекторы это выяснят. Рассказываем, как это работает.

Проверка декларации 3-НДФЛ

Декларация по форме 3-НДФЛ подается в том случае, если вы получаете дополнительный доход, занимаетесь частной практикой или хотите получить налоговый вычет.

Последний положен при приобретении недвижимости, оплате обучения и лечения.

После подачи декларации проводится ее камеральная проверка — инспектор сверяет полученную информацию с данными общей налоговой базы, чтобы выявить случаи мошенничества.

Например, некоторые граждане подают липовые справки 2-НДФЛ с завышенной заработной платой, чтобы увеличить сумму вычета. Мало кто задумывается, что эта информация также подается работодателем и вносится в федеральную базу ФНС. При обнаружении несоответствий в вычете откажут, а от организации, выдавшей справку, потребуют объяснений. А еще могут назначить выездную налоговую проверку.

Еще одна «хитрая» схема, которую пытаются использовать для получения имущественного вычета, заключается в оформлении фиктивной сделки купли-продажи недвижимости между родственниками. В таких случаях налоговых льгот не положено, но предприимчивые граждане рассчитывают на разные фамилии. Родство проверяется на раз — инспектору достаточно отправить запрос в отделение ЗАГС.

Борьба с незаконным предпринимательством

Не секрет, что многие физические лица подрабатывают частным образом. Кто-то сдает квартиру, кто-то дает уроки английского, кто-то выпекает и продает кексы. Это законно, если открыть ИП или декларировать свои доходы.

Но многие «бизнесмены» забывают о такой мелочи или думают, что налоговая интересуется только большими торговыми оборотами.

Но в УК РФ не указан минимальный размер дохода — достаточно два раза провести однотипные сделки, чтобы стать незаконным предпринимателем.

При рассмотрении спорных ситуаций инспекторы учитывают несколько факторов:

  • наличие клиентов, оплативших товары или услуги;
  • проведение рекламных акций и выставление образцов;
  • регулярные оптовые закупки сырья или товаров;
  • заключение договоров аренды в коммерческих зданиях;
  • большие обороты по счетам в банках;
  • ведение учета по сделкам.

Но чаще всего внимание к нарушителю привлекают недовольные клиенты, неравнодушные соседи или конкуренты. Если проверка подтвердит, что вы ведете нелегальный бизнес, вам грозит доначисление налогов и серьезный штраф. За незаконный доход свыше 1,5 млн рублей предусмотрена уголовная ответственность.

Выездная проверка

В Налоговом кодексе РФ нет запрета на проверку «физиков». Есть только небольшая особенность: согласно Конституции, жилище является неприкосновенным, поэтому вы можете отказаться от проверки на дому. В таком случае инспекторы будут работать по месту нахождения органа ФНС, но вам придется отвезти им все запрошенные документы.

Осторожно, мошенники!

Налоговые инспекторы могут позвонить любому гражданину по телефону, указанному в поданной декларации или заявлении. Такое случается, если вы указали неверные данные, допустили ошибку в реквизитах, не уплатили налоги вовремя или сдали не все документы.

Этим пользуются мошенники: они обзванивают людей, требуя сдать декларацию или оплатить накопившиеся пени. Звонок проходит в автоматическом режиме, а в конце сообщения указывается телефонный номер для обратной связи.

Человек слышит о немыслимой задолженности, перезванивает, и значительная сумма денег списывается с мобильного баланса.

Как отличить реальный звонок из налоговой от требований мошенников:

  • Не верьте автоответчикам. В соответствии с действующим законодательством, ФНС сообщает о штрафах, недоимках и просрочках в личном кабинете на сайте или по почте.
  • Уточняйте полученную информацию. Зайдите на сайт ФНС и проверьте данные. Если вы на самом деле просрочили сдачу декларации или пропустили срок уплаты налога, это будет отражено в личном кабинете.
  • Не перезванивайте и не отправляйте сообщения на сомнительные номера. У налоговой есть единый телефон 8-800-222-22-22, по которому можно уточнить информацию.
  • Не рассказывайте лишнего. У ФНС есть все ваши данные. Если у вас интересуются размерами дохода, местом работы или другой личной информацией, попросите отправить письменный запрос по вашему текущему адресу. Адрес тоже не называйте.

Источник: https://la-advokat.ru/blog/kak-spat-spokojno-nalogovye-proverki-dlya-fizicheskih-lic/

НДФЛ: проверки контролирующих органов (Соболева Е.А.)

Дата размещения статьи: 02.11.2015

Любое государственное (муниципальное) учреждение в ходе своей деятельности может подвергнуться проверкам со стороны контролирующих органов. К таковым относятся проверки налоговых органов, внебюджетных фондов и Росфиннадзора. В статье рассмотрим более подробно проверки, связанные с расчетами с сотрудниками учреждения.

Виды налоговых проверок

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки налогоплательщиков. Целью этих проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиками или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Напомним различия этих двух видов проверок.Камеральная проверка. Порядок проведения и особенности такой проверки прописаны в ст. 88 НК РФ.

Отметим, что она осуществляется по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кроме того, при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщика, использующего налоговые льготы, документы, подтверждающие его право на применение этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ).Обратите внимание! Согласно п. 7 ст.

88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.Правила, определенные ст.

88 НК РФ, распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 10 данной статьи).Выездная проверка. Порядок проведения и особенности этой проверки закреплены в ст. 89 НК РФ. Она осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Предметом этой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.Обратите внимание! Пунктом 4 ст.

89 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган имеет право проверить только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не установлено этой статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая декларация.В ходе выездной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить ее:- для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.

1 НК РФ;- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;- для проведения экспертиз;- для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

На период действия срока приостановления такой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Истребование документов при проведении налоговой проверки

Как видно из положений ст. ст. 88 и 89 НК РФ, при проведении вышеописанных проверок налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы. Порядок представления таких документов прописан в ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Итак, напомним основные моменты:- требование о представлении документов должно быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма;- истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Отметим, что представление документов на бумажном носителе производится в виде подачи заверенных копий. В этом случае копии не требуют нотариального заверения, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а заверяются проверяемой организацией. При этом налоговый орган вправе ознакомиться (при необходимости) с подлинниками документов.Обратите внимание! Согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проверки налоговый орган не вправе требовать у проверяемой организации документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Отметим, что данное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, впоследствии возвращенных проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Порядок проведения налоговой проверки по НДФЛ

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/13294

Как налоговики проверяют физлиц

Принято считать, что налоговая проверка касается исключительно индивидуальных предпринимателей или организаций, которые занимаются бизнесом. Однако налоговики осуществляют контроль и за физическими лицами. Что проверяют и выявляют инспекторы при таких проверках, вы узнаете из статьи.

Физлица (ФЛ) ежегодно подают в инспекцию декларации 3-НДФЛ о возврате или доплате налога на доходы. Декларации на доплату налога подают в различных случаях, в частности:

  •  при получении дохода от сдачи имущества в аренду;
  •  при получении дохода от продажи имущества и транспортных средств;
  •  если по месту получения дохода не был удержан НДФЛ.
Читайте также:  В 2016 году минимальная пенсия москвичей увеличится на 2 500 рублей - юридические советы

ФЛ, которые решили воспользоваться имущественным или социальными налоговыми вычетами, подают декларации на возврат налога.

Вычет положен при покупке недвижимости, оплате за свое обучение или обучение детей, братьев, сестер, оплате за свое лечение, а также за лечение детей и родственников и другие.

После подачи декларации на доплату или возврат налога начинается ее камеральная проверка, которая может продолжаться 3 месяца.

Что же проверяется и выявляется при таких проверках? Проверяется достоверность сведений, указанных в декларациях. Выявляются факты мошенничества со стороны физлиц.

Виды мошенничества бывают различные. При подаче деклараций, чтобы получить вычеты в большем объеме, граждане предоставляют липовые справки о доходах 2-НДФЛ, в которых доход завышен, а это уголовная ответственность. Люди не задумываются о том, что справки 2-НДФЛ уже поданы в налоговые инспекции работодателем и внесены в федеральную базу ФНС.

Вина за предоставление таких справок лежит на ФЛ и на сотрудниках организаций, которые выдают эти справки. При выявлении таких фактов в вычете отказывают и возвращают декларации ФЛ для уточнения данных, а с организаций, выдавших справку с недостоверными сведениями, требуют предоставить объяснения или назначают выездную налоговую проверку.

Чтобы получить имущественный вычет при покупке недвижимости, ФЛ также пытаются сделать это обманным путем, оформляя сделки между близкими родственниками. В соответствии с законодательством при таких сделках имущественный вычет не предоставляется.

Родство устанавливается на основании запросов и ответов, полученных из отделений ЗАГС.

При оплате за обучение или лечение детей и родственников в вычетах отказывают, если договоры и квитанции об оплате оформлены на человека, который пользуется этими услугами, а не на того, кто подает декларацию.

Многие ФЛ ведут деятельность без регистрации в качестве ИП или организаций — это и проведение различных ремонтных работ, и услуги по репетиторству, и уборка помещений, и уход за пожилыми и больными людьми, и осуществление незаконной торговли, и другие.

Все эти факты выявляются путем проведения проверок, на основании заявлений граждан, предоставлением сведений из различных источников. При обнаружении такой деятельности налагаются различные штрафы, которые зависят от незаконно полученного дохода.

Также в данных случаях предусмотрена уголовная ответственность.

Сюда же можно отнести деятельность ФЛ, которую разрешено вести без регистрации, но которая требует сдачи отчетности и уплаты налогов. Это сдача в аренду квартир. Большое количество физлиц сдают свои квартиры и зарабатывают на этом неплохие деньги. Но только 20 процентов таких людей предоставляют декларации и оплачивают налоги.

Как выявляются факты сдачи жилья? Информацию о таких квартирах предоставляют управляющие компании, органы полиции, неравнодушные соседи, сами арендаторы. Управляющие компании получают данные, осуществляя обход домов, на основании жалоб соседей, органы полиции на основании вызовов от самих арендаторов и все тех же соседей.

Неравнодушные соседи сами пишут заявления в налоговые инспекции. Арендаторы также приносят заявления в случаях конфликтных ситуаций со стороны арендодателя. Но с каждым годом число ФЛ, которые занимаются этой деятельностью и декларируют свои доходы, растет.

Собственники жилья, регистрируя договоры аренды и платя налоги, таким образом максимально хотят обезопасить себя и свое имущество.

У ФЛ также проводятся и выездные проверки. Кто же эти ФЛ? Это бывшие индивидуальные предприниматели. ИП, закрывая деятельность, пытаются уйти от налоговых проверок или от налогов и штрафов, которые ранее были начислены. Мнение о том, что ФЛ не может быть проверено при выездной проверке, ошибочно.

В НК РФ нет запрета на проверку ФЛ. И если бывший ИП в своей деятельности допустил ошибки, повлекшие сокрытие доходов и неуплату налогов, он будет проверен в качестве ФЛ за период его деятельности как ИП, и все налоги и штрафные санкции будут доначислены на ФЛ.

К тому же старые долги от ведения предпринимательской деятельности также нужно будет оплачивать.

С каждым годом государство ужесточает борьбу с сокрытием доходов и неуплатой налогов ФЛ. Разрабатываются новые методы и способы выявления этих фактов. Принцип: «Пронесет» может и не сработать.

И когда он не сработает, придется оплачивать штрафные санкции, отвечать на вопросы сотрудников прокуратуры, проходить судебные разбирательства.

Все это выльется дороже тех налогов, которые можно было заплатить в добровольном порядке.

НК РФ предусмотрены различные системы налогообложения и способы легализации доходов. Если правильно подойти к выбору этих систем, уплата налогов не будет казаться чем-то сверхъестественным.

К тому же при возврате налогов с 1 января 2017 года расширен перечень социальных вычетов, которые могут предоставить и по основному месту работы, и не нужно подавать декларации в налоговую инспекцию. Со стороны государства для ФЛ предоставлен большой перечень льгот и право выбора способа уплаты и возврата налогов. Выбор за вами, главное, чтобы он не был сделан поздно.

Источник: http://www.v2b.ru/articles/kak-nalogoviki-proveryaut-fizlits/

Особенности проверок налогоплательщиков, физических лиц не индивидуальных предпринимателей | Народный вопрос.РФ

0 [ ] [ ]

4215

Особенности проверок налогоплательщиков, физических лиц не индивидуальных предпринимателей

Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.

При этом относительно налогоплательщиков – физических лиц не индивидуальных предпринимателей все представляется совсем неоднозначно.

Подробнее об особенностях проведения проверок налогоплательщиков физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, читайте в настоящей статье.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, прямо установлена пунктом 2 статьи 89 НК РФ, в котором сказано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.

Однако в виду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут (письмо ФНС России от 23 мая 2013 года № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля»):

– находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в нем физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (статья 25 Конституции Российской Федерации и пункт 5 статьи 91 НК РФ);

– провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (статья 92 НК РФ);

– произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (статьи 93 и 94 НК РФ).

Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:

– запросить у него необходимые для проверки документы;

– провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;

– произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;

– вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (статья 90 НК РФ).

Обратите внимание, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (детей, родителей, родных дедушек, бабушек, внуков, братьев и сестер), поэтому от дачи показаний можно отказаться (статья 51 Конституции Российской Федерации, статья 90 НК РФ);

– привлечь специалистов и экспертов (статьи 95 и 96 НК РФ);

– истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (статья 93.1 НК РФ);

В остальном же на налогоплательщиков – физических лиц распространяются все положения статьей 88 и 89 НК РФ, закрепляющие порядок проведения налоговых проверок с учетом специфики данного субъекта. Рассмотрим их.

Итак, статьей 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

Читайте также:  Как правильно и быстро изменить коды оквэд для ооо? - юридические советы

В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.

4 НК РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации).

При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику – физическому лицу с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Согласно пункту 9.

1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком – физическим лицом представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (пункт 1 статьи 89 НК РФ).

Напомним, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.

https://www.youtube.com/watch?v=_cZvjlYrheE

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (пункт 2 статьи 89 НК РФ):

1) фамилию, имя, отчество налогоплательщика – физического лица;

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должность, фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Федеральной налоговой службой (пункт 2 статьи 89 НК РФ).

Отметим, что на сегодняшний день форма данного решения приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (далее – Приказ ФНС РФ № САЭ-3-06/892@).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2009 года по делу № А26-7103/2008).

При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 года по делу № А12-16788/07).

Согласно пункту 5 статьи 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Пункт 6 статьи 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако в некоторых случаях такая проверка может быть продлена до четырех и даже шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС РФ № САЭ-3-06/892@.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Формы данных документов приведены в Приложении 1 и Приложении 2 к Приказу ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Обязательно ознакомьтесь с положениями Приказа ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы».

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

Налогоплательщик – физическое лицо обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ).

Отметим, что рекомендуемая форма Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов приведена в письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов (пункт 14 статьи 89 НК РФ).

Процедуре выемки документов посвящена статья 94 НК РФ.

Как следует из пункта 1 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Аналогичные разъяснения приведены и в письмах ФНС России от 23 мая 2013 года № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля», от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Следует иметь в виду, что указанное постановление должно быть полностью заполнено, то есть в обязательном порядке в нем должно быть указано, у какого лица производится выемка, где, в связи с чем, а также какие именно документы подлежат изъятию. постановление должно быть подписано руководителем налогового органа либо его заместителем. Вручается данное постановление проверяемому налогоплательщику под подпись.

Особо обращаем Ваше внимание на то, что указанное постановление должно содержать достаточные основания для того, чтобы выемка документов была признана правомерной.

Об этом же говорит и судебная практика, например постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 января 2007 года по делу № А21-7163/2005; постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2007 года по делу № А64-3084/06-22; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2007 года № Ф04-838/2007(31637-А45-32) по делу № А45-10487/2006-3/256 и другие.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику – физическому лицу.

Форма справки приведена в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Читайте также:  Какие есть выплаты по профзаболеванию от организации? - юридические советы

Если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2767

Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

ООО НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Вопросы налогового законодательства » Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

Распечатать

К заявительнице Ч.

, которая является бухгалтером в управляющей компании, обратился их сотрудник, работающий слесарем-сантехником и попросил предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ для предоставления последней в кредитную организацию для получения кредита. При этом работник просил существенно завысить в справке его доходы, чтобы получить желаемую сумму кредита, одновременно утверждая, что проблем с выплатой кредита у него не возникнет.

Заявительница спрашивает: какие риски ответственности имеются для управляющей компании как работодателя обратившегося к ним работника, а также риски руководителя и её лично, если она выполнит просьбу работника.

Ответ юриста.

По смыслу пунктов 4, 6 статьи 226 НК РФ, работодатель как налоговый агент обязан удерживать и перечислять сумму налога на доходы физических лиц.

Статьей 123 НК РФ  за невыполнение обязанности по удержанию или перечислению соответствующих налогов в установленный законом срок предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Сведения об официальных размерах сумм налога и, соответственно, о размере заработной платы работников в налоговых органах имеются и по общему правилу не подвергаются сомнению.

Также, в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, данные сведения относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну. Более того, статьями 13.

14 КоАП и 183 УК РФ предусмотрена, соответственно, административная и уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.

С учетом этого, в соответствии с действующим законодательством, взаимодействие кредитных организаций и налоговых органов, в частности при проверке платежеспособности работника перед выдачей кредита, возможно лишь в одностороннем порядке (т.е.

предоставление  сведений от кредитных организаций налоговым органам).

При этом, налоговый орган во всех случаях несоответствия размеров дохода в представленных работодателем сведениях и сведениях, полученных от третьих лиц, будет исходить из того, что работодатель не в полном объеме удерживает и перечисляет сумму налога.

Согласно Введению к «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, «В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.».

В соответствии с частью 3 указанной Концепции, «К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.».

Таким образом, информация о размере заработной платы, полученная налоговым органом из кредитной организации или от самого работника, относится к информации, полученной из внешних источников, и может служить основанием для проведения налоговой проверки.

При выдаче справки с «завышенными» доходами определенные риски для работодателя существуют и в рамках трудовых отношений с работником.

Предоставление работником указанной справки в налоговый либо иной контролирующий орган (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) может послужить основанием для проведения соответствующей проверки.

Более того, в  рамках проведения проверки в отношении работодателя, работник может помимо представления справки с «завышенными» доходами, лично дать свидетельские показания.

Также, имеют место риски обращения работника с соответствующим заявлением по факту невыплаты заработной платы или выплаты ее части в неофициальном размере в инспекцию по труду, уполномоченную осуществлять контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства, обеспечения трудовых прав работников. При этом, выданная работодателем справка с «завышенными» доходами может стать подтверждением доводов работника. По результатам обращения работника государственный инспектор труда в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по установлению и подтверждению факта нарушения трудового законодательства. Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ, которой предусмотрены санкции в виде административного штрафа, административного приостановления деятельности, дисквалификации.

Кроме того, в целях признания судом решения работодателя об отстранении работника или увольнения его незаконным работник вправе обратиться в суд. В силу статьи 234 ТК РФ, «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.».

В соответствии со статьей 394 ТК РФ, «В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.».

Таким образом, при принятии судом решения о восстановлении работника на работе при расчете среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула работником может быть представлена справка о доходах, размер которых был изначально завышен.

Таким образом, выдача справок с «завышенными» доходами также может привести для работодателя к проверкам со стороны контролирующих органов и возникновению иных неблагоприятных последствий в виде материальных и временных затрат в случае, если работник  воспользуется данной справкой и обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду.

Что касается личной ответственности заявителя и директора их управляющей компании, то необходимо также  отметить, что выдача подобной справки о доходах теоретически может рассматриваться как содействие в незаконном получении кредита, что охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 159.1 УК РФ.

В силу части 1 статьи 159.1 УК РФ, под мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В зависимости от квалификации  наказание может заключаться в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работах, лишении свободы.

Следует отметить, что уголовная ответственность носит личный характер, юридическое лицо не является субъектом уголовного права.

В каждом конкретном случае, как правило, руководитель или главный бухгалтер будут нести ответственность в качестве организатора или пособника совершенного преступления.

При этом, представляется, что со стороны работодателя отрицать свою информированность о том, что сведения в справке о размере доходов его работника, являются недостоверными, будет затруднительно.

Однако, в данном случае, на пути правоохранительных органов стоит неразрешимая практически задача – доказать общий умысел с работником именно на хищение денежных средств. Судебной практики привлечения к ответственности по статьям 33 (норма о соучастии) и 159.1 УК РФ руководителя или главного бухгалтера, предоставившего работнику справку с «завышенными» размерами доходов, не сложилось.

Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 159.1 УК РФ, близок с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.11 КоАП, за незаконное получение кредита.

Однако, отрасль административного права такого института, как соучастие не содержит, в связи с чем риска понести административную ответственность совместно с  работником для работодателя не имеется.

На основании изложенного, при решении вопроса о выдаче работнику справки о доходах в «завышенных» размерах, Ч.ой Т.А.

с учетом приведенных рисков было рекомендовано обязательно учитывать в первую очередь характер сложившихся отношений с работником, а также цель предоставления справки, размер суммы планируемого кредита и ежемесячных платежей,  разницу между  «завышенными» доходами и официальными.

Соболев Алексей Владимирович,

юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика»,  тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Консультация дана в ноябре 2014 г.

Источник: http://www.ntvpkedr.ru/riski-rukovoditelya-i-glavnogo-buxgaltera-ot-nevernoj-spravke-o-doxodax.html

Ссылка на основную публикацию