Фнс: направление организации приложений по налоговой проверке отдельно от акта допустимо — юридические советы

Фнс разъяснила новые правила проверок бизнеса :: экономика :: рбк

ФНС: направление организации приложений по налоговой проверке отдельно от акта допустимо - юридические советы

ФНС определила новые принципы, как отличать законную оптимизацию налогов от незаконной. Действующие последние 12 лет критерии законных действий налогоплательщиков больше не применяются

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

ФНС России 31 октября подготовила письмо, содержащее описание нового подхода к проведению проверок бизнеса. На сайте ФНС письмо еще не опубликовано, но его можно найти в правовой системе «Гарант».

Новые правила обусловлены вступлением в силу в августе поправок в Налоговый кодекс, впервые установивших признаки незаконных схем ухода от налогов.

Приведение этих правил в исполнение может привести к повороту в практике взаимодействия ФНС и бизнеса, считают опрошенные РБК юристы.

До августа 2017 года в Налоговом кодексе не было прописано ясных правил, разделяющих законные и незаконные методы оптимизации налогов, а ФНС для доказательств ухода бизнеса от налогов использовала понятие необоснованной налоговой выгоды.

Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в практику постановлением пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 12 октября 2006 года.

Соответственно, арбитражные суды исследовали собранные налоговыми органами доказательства и определяли, насколько они соответствуют критериям, установленным ВАС.

После вступления в силу новой ст. 54.1 Налогового кодекса оставался открытым вопрос — в какой мере налоговые органы будут использовать правила, выработанные пленумом ВАС.

Ответ прозвучал: в своем письме ФНС прямо указала, что правила, отраженные в постановлении пленума ВАС и развитые многолетней судебной практикой, к новым налоговым проверкам больше не применяются. Ст. 54.

1 применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после вступления статьи в силу, то есть после 19 августа, а также выездных проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов, назначенных после этой даты.

Главное — реальность сделок

ФНС назвала четкие основания, при которых возможны налоговые претензии к предприятию. Главное из них — нереальность исполнения сделки контрагентом первого звена, то есть именно тем контрагентом, с которым у предприятия заключен договор.

Территориальные инспекции ФНС теперь станут уделять особое внимание сбору доказательств, опровергающих реальность спорной сделки: для этого нужно, например, доказать, что обязательство по сделке исполнено другим лицом, а не тем, которое является стороной договора, или выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

В письме также отмечается, что исполнение сделки иным лицом (не тем, с кем заключен договор) ограничивает право предприятия на учет расходов по этой сделке. Но передача исполнения обязательств по сделке не вызовет подозрений, если такая возможность изначально предусмотрена договором либо допускается законом.

«Есть определенные Гражданским кодексом РФ случаи, которые предусматривают передачу прав по сделке без согласия партнера, например цессия», — поясняет руководитель налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. Кроме того, привлечение третьих лиц можно предусмотреть заранее в договоре. Но в любом случае передача прав по сделке должна иметь ясную бизнес-цель, предупреждает юрист.

«Если на расчетный счет контрагента первого звена поступают денежные средства от продажи стройматериалов, а расходуются со счета средства на закупку постельного белья, возникают обоснованные сомнения в том, что контрагент передал исполнение по сделке надлежащему лицу.

Внимание будут обращать и на условия договора. В соответствии с некоторыми договорами контрагент первого звена обязан оказать услуги лично. Это исключает передачу исполнения третьему лицу», — добавляет директор группы налоговых споров КПМГ в России и СНГ Антон Зыков.

По словам руководителя группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александра Ерасова, негативным последствием использования новых правил станет существенное увеличение сумм доначислений по налогу на прибыль.

«До сих пор при реальных сделках налог на прибыль доначислялся только на сумму превышения стоимости товара по сравнению с рыночной ценой.

Теперь расходы будут в полном объеме исключаться при расчете налога на прибыль», — считает Ерасов.

Налоговое ведомство подчеркивает, что в ходе проверок следует собирать доказательства умышленных действий руководителей и учредителей компании, нацеленных на уход от налогов.

Для доказательств умысла в действиях руководителей и учредителей налоговые инспекторы прежде всего должны выявить схему уклонения от налогов. Некоторые из этих схем указаны в письме ФНС. Это, в частности, «дробление» бизнеса для применения льготных налоговых режимов малого бизнеса и использование трансграничных операций с применением «транзитных» компаний.

Данный перечень не является исчерпывающим. «В зависимости от характера хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также конкретных обстоятельств осуществляемых им операций (сделок) налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий могут устанавливаться иные обстоятельства», — предупреждает партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

«Если налоговый орган сможет доказать умысел в действиях налогоплательщика, то сумма штрафа будет рассчитываться исходя из 40% от суммы неуплаченных налогов. Это существенный минус для бизнеса», — полагает Леоненкова. При неуплате налога вследствие ошибки размер штрафа в два раза меньше (20%), напоминает она.

Хорошая новость — в письме указано, что участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством незаконной схемы. Ранее ФНС придерживалась мнения, что участие в сделке аффилированных лиц является важным доказательством ее незаконности.

По мнению Агабаляна, если этот подход будет реализован на практике, то произойдет поворот в практике взаимодействия налоговых органов и бизнеса.

Участие аффилированных лиц в числе контрагентов до сих пор практически всегда рассматривалось налоговиками как «отягчающее обстоятельство».

Доказывая умысел на неуплату налога, инспекции опирались в основном на аффилированность организаций, участвующих в сделках, подтверждает Зыков. Но проблема заключается в том, что при определении круга аффилированных лиц налоговые органы иногда выходили далеко за пределы закона.

Это приводило к штрафам даже в тех случаях, когда у сделки была ясно обозначена деловая цель. «В нашей практике был случай, когда контрагенты были признаны аффилированными на том лишь основании, что ранее между ними были заключены долгосрочные договоры займа и договоры аренды», — рассказывает Зыков.

Отказ от такой практики положительно повлияет на взаимодействие бизнеса и налоговых органов, считает юрист.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/09/11/2017/5a042b449a79478a6747d564

Налоговая инспекция вправе не предоставлять компаниям приложения к акту проверки

Суть конфликта

Множество компаний, пытавшихся оспорить результаты выездной проверки, столкнулись с одной и той же проблемой: им не удалось получить копии материалов — приложений к акту ревизии, даже когда понадобилось подготовить возражения по результатам проверки (см., например, Решение ВАС РФ от 9 апреля 2009 г.

N ВАС-2199/09; Определение ВАС РФ от 30 июля 2009 г. N ВАС-9405/09; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 г. N 09АП-25343/2009-АК по делу N А40-78591/08-142-379; Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июня 2008 г.; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2008 г.

N 17АП-5491/2008-АК по делу N А50-4478/2008). Во всех случаях инспекторы направляли фирмам только сам акт, но без приложений.

Предприниматели пытались пожаловаться на бездействие налоговиков, заявлять о нарушении принципа открытости при проведении налогового контроля, указывать, что отсутствующие документы отражены в акте проверки не полностью и не дословно и что акт не воспроизводит их письменное оформление и порядок составления.

Однако чиновники ссылались на ими самими установленное правило, что все приложения к акту проверки являются документами исключительно для служебного пользования. Именно это правило, изложенное в п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ (далее — Требования), и стало предметом рассмотрения для высших арбитров.

Точки несоприкосновения

Итак, представители компании «Трансмил» обратились в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании незаконным п. 1.15 Требований. Предприниматели настаивали, что данное правило противоречит нескольким более «сильным» нормативным актам.

Во-первых, оно, по мнению бизнесменов, не соответствует Налоговому кодексу, так как, если следовать этому документу, у предприятий есть право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также возможность представлять инспекторам соответствующие пояснения (пп. 7 и 15 п. 1 ст. 21 НК).

Кроме того, компании могут представлять чиновникам письменные возражения по указанному акту (п. 6 ст. 100 НК). Но чтобы осуществить эти права в полной мере, предприятию необходимо иметь копии материалов и всех документов, прилагаемых к акту этой проверки. Однако п. 1.

15 Требований относит все это к документам «для служебного пользования», поэтому налогоплательщик до рассмотрения материалов выездной налоговой проверки практически лишен возможности исследовать все необходимые бумаги, сведения из которых и должны, по сути, служить основанием для предъявления инспекцией претензий.

Кроме того, без документов весьма затруднительно подготовить мотивированные письменные возражения по акту проведенной инспекторами ревизии. Следует также подчеркнуть, что установленное налоговиками правило, как уже было указано, препятствует ознакомлению бизнесменов с касающейся их информацией, что противоречит п. 2 ст. 3 и ч.

3 ст. 8 Закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Закон об информации).

И наконец, «секретное» правило чиновников идет вразрез с п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 (далее — Положение о порядке обращения со служебной информацией).

В соответствии с этим документом к служебной информации относятся несекретные данные о деятельности компании, ограничение на распространение которых диктуется служебной необходимостью.

Однако представители общества обратили внимание судей на то, что нужные им материалы содержат сведения, которые непосредственно касаются проверяемого предприятия, и засекречивать их от самой компании по меньшей мере нецелесообразно.

Судебные баталии

Выступая перед высшими арбитрами, представители «Трансмил» еще раз пояснили, что оспариваемое положение Требований, по их мнению, ограничивает право компаний на ознакомление с материалами выездных проверок, прилагаемыми к акту, ущемляя тем самым права предприятий и мешая нормальному ведению бизнеса. Кроме того, представители фирмы-заявителя указали, что когда запрошенный ими акт проверки все-таки был представлен, то, помимо отсутствия необходимых приложений, при внимательном его прочтении обнаружилось несоответствие содержащихся в нем сведений действительным обстоятельствам. В результате представителям компании не удалось сразу подготовить полноценные, четко аргументированные возражения со ссылками на конкретные документы, и возникшие разногласия бизнесменам и чиновникам пришлось улаживать в суде (дело N А46-11396/2009 Арбитражного суда Омской области).

Выслушав доводы представителей организации, инспекторы стали объяснять суду свою позицию. Они указали, что, на их взгляд, спорный пункт Требований не содержит запрета или какого-либо ограничения на ознакомление с материалами выездной проверки, поскольку он касается порядка хранения материалов уже после проведения ревизии.

Что же касается прав фирмы, то их никто не нарушал: ведь налоговое законодательство предоставляет компаниям возможность знакомиться с материалами налоговой проверки, а этого представителям предприятия никто не запрещал.

Нельзя, мол, выдавать на руки налогоплательщику их копии, так как в данном случае речь идет исключительно о документах, остающихся в налоговом органе для обеспечения режима налоговой тайны (ст. 102 НК РФ).

А заявителем направлялось в инспекцию письмо с требованием о предоставлении ему копий документов, и отказано было именно в этой просьбе, а не в ознакомлении с материалами конкретной выездной проверки, решение по результатам которой оспаривалось.

Далее чиновники ответили и на вопрос, касающийся присвоения документам статуса «для служебного пользования». По утверждению налоговиков, эта пометка, о чем говорилось выше, проставляется на материалах проверки и документах с целью обеспечения неразглашения налоговой тайны (ст. 102 НК РФ). Кроме того, инспекторы подчеркнули, что при рассмотрении «проверочных» материалов может быть оглашен лишь акт (п. 4 ст. 101 НК РФ), а уже при необходимости — иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проинспектированной компании. Отсутствие письменных возражений не лишает предприятие права давать свои объяснения и на стадии рассмотрения материалов. Так что и по данному пункту никакого ущемления прав налогоплательщика не было.

Читайте также:  Как и где получить кадастровый паспорт объекта недвижимости? - юридические советы

Приходите и читайте

Таким образом, налоговики парировали все претензии фирмы «Трансмил». И, как сочли высшие арбитры, сделали это довольно убедительно. Поэтому судьи отказали компании-заявителю и правило, изложенное в п. 1.15 Требований, было признано соответствующим законодательству.

Служители Фемиды подтвердили, что отказ налоговиков в предоставлении копий документов и приложений к акту проверки — вполне законный шаг и он не противоречит ни налоговому законодательству, ни Закону об информации, ни Положению об обращении со служебной информацией.

Данные документы используются при составлении акта выездной налоговой проверки, отражаются в нем, но прилагаются только к акту проверки, который остается в налоговом органе, и являются документами для служебного пользования.

Причем судьи подчеркнули, что отнесение тех или иных сведений к категории «служебных» в данном случае относится к компетенции самих налоговиков и только они решают, что поместить «под гриф».

Что же касается непредставленных бумаг, то зафиксированную в них информацию вполне можно получить из самого акта, в котором отражены все указанные документы.

А на неполноту данных или на то, что представителям фирмы неудобно готовиться к оспариванию своего мнения «на коленке» в налоговой, а не на рабочем месте с документами и правовыми базами, грешить тоже бесполезно.

Ведь закон не содержит ни требования полно и дословно воспроизводить в тексте акта содержание, а также письменное оформление и порядок составления документов, ни требования предоставлять данные бумаги в виде приложений к акту проверки.

Примечание. Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих чиновников предоставлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки, равно как не содержит и прямых указаний на объем и порядок ознакомления представителей предприятий с материалами проверки.

Поэтому ничего противозаконного в действиях (а точнее — в бездействии) налоговиков нет, и правило о документах, относящихся к категории «для служебного пользования», не нарушает интересов предпринимателей и является вполне правомерным (Решение ВАС РФ от 28 мая 2010 г. N ВАС-4281/10).

Примечание. Фотосъемка не запрещена? «Конечно, данное Решение осложняет бизнесменам жизнь, — отмечает налоговый адвокат Сергей Воронин.

— В связи с рассмотренной позицией судей и инспекторов возникает вопрос: а можно ли при ознакомлении с материалами самостоятельно изготавливать их копии, в частности фотокопии? В принципе, запрета на копирование документов выездной налоговой проверки в нормативных правовых актах не установлено.

Однако это не означает, что налоговики не могут отказать в этой просьбе представителю предприятия. Ведь в силу ст.

33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами и реализовывать свои права и обязанности в пределах собственной компетенции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2010 г. по делу N А05-10066/2009).

В сущности, представители предприятия в письме об ознакомлении с материалами проверки могут попросить инспекторов разрешить изготовить фотокопии необходимых документов. Но если налоговики откажут, то у компании, увы, не будет оснований для оспаривания такого решения».

Налоговые проверки, Выездная проверка

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nalogovaya-predostavlenie-prilozhenie-akt-proverki

Пройти налоговую проверку? Легко! Как обезопасить организацию от претензий ФНС

Всякий предприниматель и бухгалтер постоянно критикует налоговые органы, причем в большинстве случаев — обоснованно. Статистика – вещь упрямая, и она говорит о том, что количество ежегодных налоговых проверок в России в 2010 году по сравнению с 2002 годом возросло более чем в семь раз.

Но налоговую службу можно понять. ФНС работает под таким же серьезным прессингом, как и налогоплательщики. Ведь наполнение государственного бюджета очень сильно зависит от работы двух структур — таможни и налоговой службы. Так, бюджет 2011 года ФНС планирует наполнить суммой в 8 триллионов рублей.

И в следующие годы от нее требуют новых рекордов.

Между тем налогоплательщики нередко продолжают всеми правдами и неправдами уклоняться от уплаты налогов и сборов, «прятать» денежные средства и имущество, использовать мошеннические схемы.

Как аудиторы мы часто это наблюдаем и выносим соответствующие рекомендации.

Ведь именно из-за подобных нарушений налоговики постоянно ужесточают методы своей работы, в результате чего страдают в том числе и добросовестные, ни в чем неповинные налогоплательщики.

А бывает другая крайность. Мне один клиент недавно сказал: «Знаете, я плачу все, что нужно, и еще на всякий случай еще процентов 20, чтобы меня не трогали». Я на это ответил: «Вы платите 20 процентов сверх Вашей налоговая нагрузки, значит, налоговая инспекция посчитает, что может с Вас содрать еще процентов 30».

Так что лучше придерживаться налоговых приличий – платить не меньше минимума, но и не больше расчетных величин по совокупной налоговой нагрузке.

В арсенале налоговых органов существует много возможностей исследовать работу организации на «налоговую порядочность». Один из основных аналитических методов – «математическая модель» налогоплательщика.

Эта модель создается по определенным методикам в результате аналитической обработки следующих параметров: виды деятельности организации, денежный оборот по банку, филиальная и торговая сеть, численность работающих, объем производственных и торговых площадей, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, а также характер взаимоотношений с контрагентами и с организациями, обслуживающими бизнес.

Второй метод называется «налоговый портрет» компании.

Налоговиков, которые используют его, интересует прежде всего следующее: суммы и виды уплачиваемых организацией налогов и сборов, регулярность (соблюдение установленных сроков) расчетов с бюджетом, пыталась ли фирма возместить НДС из бюджета, подавала ли заявления на возврат ранее уплаченных сумм, уровень официальных зарплат сотрудников и результаты предыдущих налоговых проверок.

Инспекторы могут сравнивать данные, полученные с помощью первого и второго методов, и проверять их на соответствие показателям фирм, занимающихся аналогичной деятельностью.

И третий метод — «юридический портрет». Инспекция выяснит и тщательно проанализирует, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги и в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.

В результате проведения такого комплексного анализа инспекторы могут практически со 100-процентной точностью определить суммы налогов, которые должен уплачивать добросовестный налогоплательщик. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20 процентов отличаются от тех, что уплачивает предприятие в действительности, то риск налоговой проверки серьезно повышается.

Есть и другие контрольные параметры, которые анализируют инспекторы. Это отраслевые показатели, такие как уровень зарплаты сотрудников компании, размер торговых наценок, рентабельность и прочие характеристики норм прибыли. Обращается внимание на степень благонадежности банков, с которыми работает компания.

Если они не вошли в систему страхования вкладов физических лиц, не имеют договора с Агентством по страхованию вкладов, да еще и имеют взыскания Центрального банка РФ, то считаются не заслуживающими доверия. Всего в России работает около 1000 банков.

Работать рекомендуется с банками, которые находятся не ниже 250-го места в рейтинге надежности банков ЦБ РФ. Все остальные – в зоне риска.

Другими налоговыми рисками являются работа с недобросовестными обслуживающими организациями, непрофильная деятельность и непрофильные активы, юридические и организационные риски.

Отслеживается и еще один важный параметр — признаки фирмы-«однодневки». Причем как у самой компании, ведущей бизнес, так и у ее контрагентов. Работа с «однодневкой» может явиться основанием для выездной налоговой проверки вашей компании, поэтому я не рекомендую напрямую сотрудничать с такими фирмами.

Налоговики выработали определенные критерии, по которым компания может быть причислена к «однодневкам». Этих признаков в настоящее время почти 150. Примечательно, что под эти характеристики может попасть и вполне законопослушная организация. Поэтому компания может быть признана «однодневкой» не по одному критерию, а по совокупности нескольких из них.

Одним из таких признаков являются регистрационные критерии. У налоговых органов вызывает подозрение организационно-правовая форма предприятия «общество с ограниченной ответственностью».

Инспекторы с настороженностью относятся к организациям, юридические адреса которых совпадают с несколькими десятками других зарегистрированных фирм. К таким адресам, впрочем, причислены практически все офисные центры в Москве.

Сведения об адресах массовой регистрации в столице можно найти на интернет-сайте Управления ФНС России по Москве. Там же можно посмотреть и списки генеральных директоров, которые руководят десятью и более фирмами.

Негативным будет мнение налоговиков и в тех случаях, когда в учредителях у нее значится только одно физическое лицо. Негативным фактором будет совмещение одним человеком должностей генерального директора и учредителя или генерального директора и главного бухгалтера.

Во вторую группу входят налоговые критерии. Это сдача нулевых балансов или отказ сдавать отчетность в электронном виде. Для инспекторов такой отказ равносилен добровольному признанию организации «однодневкой». При электронном документообороте передавать отчетность нужно по интернету, налоговики в этом случае могут легко отследить IP-адрес, а через него можно «выйти» на организаторов.

Третьей группой являются критерии, связанные с порядком документооборота. Существенным основанием для признания компании «однодневкой» является расхождение образцов подписей в банковской карточке с подписями на бухгалтерской отчетности и первичных документах. Нередко на основании почерковедческой экспертизы налоговики признают документы не имеющими юридической силы.

И четвертой группой признаков фирм-«однодневок» являются финансовые критерии: например, несоответствие входящих и исходящих платежей по назначению и видам деятельности компании. Если деньги на счет организации приходят, например, за горюче-смазочные материалы, строительство и консалтинг, а уходят за ценные бумаги, то к компании со стороны налоговой инспекции могут возникнуть вопросы.

Ни для кого уже не секрет, что у налоговой службы есть план, сколько налогов нужно собрать, сколько проверок разного рода при этом провести и даже сколько следует собрать штрафов, пеней и недоимок. Есть разнарядка и по внеплановым налоговым проверкам.

Из всех налоговых проверок самая легкая – встречная проверка, при которой проверяют не организацию, а контрагента, которого внимательно изучают по отдельно взятому налогу в отдельно взятом периоде. В организацию приходит запрос о том, было ли сотрудничество с этим контрагентом.

Согласно прошлогодней поправке в Налоговый кодекс (закон №229-ФЗ) требование инспекции ФНС о предоставлении документов считается полученным на шестой день после его отправки. А на то, чтобы предоставить документы, у налогоплательщика есть 10 рабочих дней. Делопроизводство в компании должно быть поставлено очень четко.

Ведь если вы укладываетесь в эти сроки, то, скорее всего, проверка может считаться законченной. Если же организация не уложится в срок, предоставит документы не в полном объеме или они будут содержать грубые ошибки, например, несоответствие подписей и печатей имеющимся образцам и т.п.

, то фискальный орган по какой-нибудь формальной причине вызывает представителя организации в инспекцию на разбирательство, и ему и будет задан вопрос о том, почему было допущено данное нарушение.

Главное условие, позволяющее организации успешно пройти встречную проверку, при администрировании – подписывая документы с контрагентом, нужно внимательно проследить за единообразием нумерации, подписей, печати, прочитав все комплекты любых соглашений, а не единичный экземпляр. Встречные проверки у ваших контрагентов могут вовремя предостеречь о возможном появлении сотрудников налоговой инспекции и у вас.

Более сложным вариантом является камеральная проверка. Слово «Cameral» переводится с латинского как «ограниченный», то есть эта проверка — ограниченное по своему масштабу инспектирование. Оно обычно охватывает небольшой период деятельности, включающий в себя один-два отчетных периода или одну сделку, по которой проверяется правильность исчислений и уплаты всех налогов.

А вашим контрагентам будут разосланы требования о встречных проверках. Процедура проходит заочно путем доставки документации по почте. Чаще всего результатом такого типа проверок становятся доначисления налогов, пени, штрафы.

Читайте также:  Образец приказа об установлении доплаты до мрот в 2018 году - юридические советы

Если нарушения совершены в особо крупных масштабах (от 1 млн рублей), то возможно возбуждение уголовного дела по статьям 198 и 199 УК РФ («Неуплата налогов» и «Сокрытие объектов налогообложения»).

Примечательно, что инспекторы имеют весьма мощную мотивацию – они получают до 70% от сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов, поэтому эффективность камеральной проверки для налоговой службы не меньше выездной. И еще одна важная деталь: результаты камеральной проверки могут послужить предпосылкой для более серьезной налоговой проверки предприятия.

Камеральная проверка – единственный вид проверок, который может проводиться без ведома налогоплательщика. О том, что в отношение вас проводится такая проверка, можно узнать из двух верных источников – от банка и от контрагентов.

Банк знает о начатой проверке, поскольку инспекторы обращаются туда с требованием предоставить выписку по расчетному счету за определенный период. А по контрагентам проводятся встречные проверки.

Чтобы вас предупредили, с банком и контрагентами должны быть установлены хорошие отношении.

Прогнозировать можно и внеплановую выездную проверку организации, задачей которой является тоже доначисление налогов, штрафов пеней. В каждой инспекции есть свои негласные указания о «тарифах». По Москве, например, минимальная ставка – в Восточном округе (1,5 млн руб.), максимальная – естественно, в Центральном (до 5 млн руб.).

Одним из признаков приближения выездной проверки может быть вызов в налоговую инспекцию «на беседу» сотрудников компании, имеющих право подписи на расчетно-финансовых документах. Тематика разговора может быть как определенной, по какому-то конкретному вопросу, так и общей. Проводиться она тоже может по-разному (в неформальном ключе или в формате объяснений).

Также должен насторожить тот факт, что налоговая служба направила запрос в банк по операциям по расчетному счету и с просьбой предоставить копию юридического дела для анализа на предмет реального функционирования компании. Впрочем, налоговики и сами все чаще заранее предупреждают о готовящейся выездной проверке, тайну из этого мало кто делает.

За время до начала проверки (как правило, это один-два месяца) можно подготовиться и устранить недостатки в документации.

Во время ожидания выездной проверки нужно подготовить офис, там должно находиться только официальная документация, объяснимая с юридической точки зрения. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая может поступить к налоговикам.

Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток информации станет неуправляемым.

Рекомендую выделить инспекторам отдельное помещение, поставить туда компьютер, не подключенный к серверу, обеспечить проверяющих чаем, кофе, булочками, а также строго ограничить количество работников, которые могут с ними общаться.

Это должны быть только несколько человек – должностные лица предприятия, которые имеют право подписи, и специалист, разбирающийся в юридических и налоговых тонкостях. Грамотный специалист сделает так, что в результате проверки налоговая служба обязательно допустит ряд нарушений, благодаря которым акт инспекции можно будет отменить в судебном порядке.

Учтите, что попытка «договориться» с налоговой инспекцией посредством дачи взятки может обернуться уголовным делом. Все проверяющие «вооружены» диктофонами, да и в стенах самой инспекции все постоянно «пишется» на аудио и видео. Так что будьте внимательны в выборе выражений, когда общаетесь с сотрудниками ИФНС.

Оспаривать результаты проверки можно после составления чернового акта налоговой проверки с прилагаемым к нему отчетом. Налоговая инспекция в последнее время все чаще идет на диалог по урегулированию разногласий с налогоплательщиком в досудебном порядке.

И еще один совет: на всякий непредвиденный случай (блокировка счета, наложение взыскания) нужно иметь резервное предприятие или группу предприятий, расчетными счетами которых можно будет воспользоваться.

Полностью избежать налоговых доначислений, скорее всего, не удастся, однако существенно уменьшить их вполне возможно.

Источник: https://www.b-seminar.ru/article/show/651.htm

Важные моменты оформления результатов налоговых проверок

11.07.2016Автор: Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

— Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о действиях инспекторов во время окончания выездной и камеральной налоговой проверки. Какие документы они обязаны составить?

— В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ; приложение № 7 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ ФНС России)). С момента ее составления проверка считается законченной.

В справке фиксируют предмет проверки, сроки ее проведения и отдельно оговаривают сроки ее приостановления и продления.

Напомню, что если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки о ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении проверки.

Далее справку вручают проверяемой организации.

При этом если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории организации и она проигнорировала уведомление о необходимости ее уполномоченных лиц явиться в налоговый орган для получения справки, то документ направляют по почте заказным письмом на адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ. Письмо считается полученным на шестой день со дня отправки (пп. 45 ст. 31 НК РФ).

После составления справки налоговый орган в срок не позднее двух месяцев обязан подготовить акт налоговой проверки (приложение № 23 к Приказу ФНС России) и ознакомить с ним организацию (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Что касается камеральной проверки, то статья 88 Налогового кодекса не предусматривает составление справки. Акт налоговой проверки составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение десяти рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Какие особенности имеет порядок составления акта при выездной налоговой проверке организации, имеющей филиалы и представительства?

— Акт составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Сами разделы акта проверки филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Вправе ли должностное лицо налогового органа, не принимавшее участия в выездной проверке, подписывать акт?

— Да, вправе. Сам по себе факт подписания акта таким лицом не указывает на существенное нарушение прав проверяемой организации (пост. Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11). Она должна указать, в чем именно состояло нарушение ее прав. Это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений и прочие основания.

Другая ситуация имеет место, когда, например, по причине отсутствия на рабочем месте должностного лица, принимавшего участие в проверке, акт подписан за него другим должностным лицом.

Такой документ не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе принятия решения о привлечении организации к налоговой ответственности независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (пост. АС ПО от 29.04.2015 № Ф06-23225/15).

Каковы особенности определения сроков проведения камеральных налоговых проверок?

— По общему правилу Налоговый кодекс отводит на проведение камеральной проверки три месяца со дня представления организацией налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Однако проверка декларации по НДС и акцизам имеет некоторые особенности.

Так, по окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи рабочих дней обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176п. 4 ст. 203 НК РФ).

Камеральная проверка при заявительном порядке возмещения НДС и возмещения акциза лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом и (или) включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, предусматривает направление им сообщения об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 12 ст. 176.1п. 9 ст. 203.1 НК РФ).

Каким образом акт налоговой проверки может быть вручен организации?

— Акт по итогам как камеральной, так и выездной налоговой проверки вручается организации под расписку в течение пяти рабочих дней с даты его подписания должностным лицом налогового органа или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения организацией (в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика) (п. 5 ст. 100 НК РФ). Например, при составлении акта 19 февраля 2016 года он с учетом выходных и праздничных дней должен быть вручен до 1 марта.

При этом вручение акта под расписку может быть реализовано только путем вызова уполномоченного лица организации в налоговый орган.

Если по каким-то причинам уполномоченное лицо не явилось, то акт будет направлен на адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ, по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней. Другого способа вручения акта в этом случае Налоговый кодекс не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, и иные материалы (при их наличии).

— Сколько времени отводится организации на подготовку возражений по акту?

— Один месяц со дня его получения. Именно в этот срок лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган свои письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

До истечения указанного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-380107-vajnyie_momentyi_oformleniya_rezultatov_nalogovyih_proverok

О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок

Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Предпроверочный анализ, программа и методы проверки

Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок. Указанная программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) налогового органа, которым устанавливается периодичность отчетов руководителя проверяющей группы о ходе проведения проверки.

Как правило, применение сплошного метода проверки является затруднительным по объективным причинам (при проверке налогоплательщиков, относящихся к субъектам крупного и среднего бизнеса) и применяется выборочный метод проверки.

Степень охвата проверкой документов и информации самостоятельно определяется должностными лицами, проводящими проверку, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика, а также степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных анализа информации о налогоплательщике, с учетом предпроверочного анализа, а также результатов ранее проведенных мероприятий налогового контроля.

При применении выборочного метода проверки рекомендуется использовать правила (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.

2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», в которых, в частности, приведены методы отбора элементов (например, отбираются однотипные первичные документы, отдельные записи в выписках из банковского счета, счета-фактуры по продажам, обороты по лицевым счетам дебиторов, крупнейшие суммы обязательств в рамках договоров, крупнейшие суммы обязательств перед контрагентами без деления на виды обязательств; крупные суммы обязательств в опционах + (-) 5%, и др.), подлежащих проверке с целью сбора доказательств.

Предмет проверки

Читайте также:  Составляем приказ на проведение инвентаризации - образец - юридические советы

В ходе проведения проверки документов налогоплательщика и информации о налогоплательщике контролируются, в частности, вопросы:

  • полнота устранения выявленных предыдущей выездной налоговой проверкой нарушений правил ведения учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения и иных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также наличие в проверяемом периоде нарушений, аналогичных нарушениям, выявленным предыдущей проверкой;
  • проверка сведений и получение доказательств нарушений законодательства о налогах и сборах признаки совершения которых были выявлены в ходе камеральных проверок, предпроверочного анализа, анализа сведений, полученных при исполнении поручений об истребовании документов у налогоплательщика, сведений, полученных от правоохранительных органов или иных внешних источников;
  • соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях (расчетах), в том числе уточненных, регистрам налогового учета, книгам продаж, книгам покупок (дополнительным листам к ним), регистрам бухгалтерского учета, первичным учетным и другим документам. При этом:
    1. проводится общий анализ деятельности и организации учета налогоплательщика, определяются виды деятельности и хозяйственные операции, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на формирование налогооблагаемой базы или свидетельствуют о наличии объектов налогообложения, определяются регистры налогового и бухгалтерского учета, получение которых необходимо для проверки, планируется очередность контрольных мероприятий;
    2. анализируется организация учета, документооборота и внутреннего контроля по основным видам деятельности, оценивается возможность выявления оборотов (доходов) не отраженных в учете или в налоговых декларациях, определяются контрольные мероприятия, необходимые (достаточные) для проверки;
    3. оценивается возможность и необходимость применения расчетного метода определения сумм налогов в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
    4. проводится анализ соответствия показателей налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового и бухгалтерского учета, отражающих объемы производства и реализации товаров (работ, услуг) данным об использованных на их производство (реализацию) энергетических и материальных ресурсов (в том числе сырья, комплектующих, вспомогательных и расходных материалов, тары), сведениям о расходах на сбыт, хранение и транспортировку товаров, в том числе, полученным от контрагентов;
    5. проводится анализ приказов об учетной политике для целей налогообложения и фактически применяемого порядка ведения раздельного учета операций (объектов налогообложения) с целью выявления систематических ошибок и нарушений при совершении операций, по которым Кодексом установлены требования о ведении раздельного учета;
    6. проверяется соответствие содержания представленных договоров фактическим обстоятельствам исполнения сделок, оценивается необходимость изменения юридической квалификации сделок налогоплательщика, как это предусмотрено статьей 45 Кодекса;
    7. проводится анализ движения средств в российской и иностранной валютах, документов строгой отчетности, движения иных ценностей находящихся в кассе, на счетах в банках на территории Российской Федерации и за рубежом, ценных бумаг, расчетов через третьих лиц;
    8. выявляются нестандартные и (или) нетипичные для проверяемого налогоплательщика хозяйственные (финансовые) операции не связанные с ведением основной деятельности, наиболее крупные и (или) сложные (многоступенчатые) сделки, проводится анализ налоговых последствий и вероятности (возможности) получения необоснованной налоговой выгоды в результате совершения таких операций, проводятся необходимые для выяснения фактических обстоятельств совершения сделок контрольные мероприятия, проверяется правильность исчисления и уплаты налогов при совершении подобных сделок;
    9. выявляются доходы, полученные в денежном или в натуральном выражении, связанные с реализацией, внереализационные доходы, увеличивающие налоговую базу (пункт 2 статьи 153, статья 162, пункт 2 статьи 249, пункт 1 статьи 210 Кодекса), операции, связанные с безвозмездным выбытием (получением) активов, оказанием (получением) услуг, списанием задолженности (освобождением от обязательств), безвозмездной передачей (получением) имущественных прав по основаниям, не связанным с исполнением возмездных договоров, проверяется правильность определения доходов, налоговой базы, сумм расходов и вычетов;
    10. проверяется правильность исчисления налогов по операциям, связанным с исполнением договоров комиссии, поручения, агентских и иных подобных договоров, обоснованность квалификации договоров, проводятся контрольные мероприятия по проверке взаимоотношений и расчетов с контрагентами;
    11. проверяется выполнение требований о документальном подтверждении и экономической обоснованности расходов, правомерности применения вычетов с учетом особенностей, установленных отдельными главами Кодекса, наличие первичных документов и счетов-фактур и их соответствие установленным законодательством требованиям, выявляются документы, имеющие признаки недостоверных и проводятся контрольные мероприятия для получения доказательств недостоверности;
  • соответствие изменений динамики показателей налогового учета изменениям динамики по данным регистров бухгалтерского учета, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • обоснованность получения налоговой выгоды по сделкам с контрагентами-перекупщиками или посредниками (через «цепочки контрагентов»), совершенным с высоким налоговым риском, имеющим признаки нереальных хозяйственных операций, хозяйственных операций, учтенных не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или совершенных без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), которые могли привести к получению необоснованной налоговой выгоды, проводятся контрольные мероприятия необходимые для получения доказательств необоснованности получения налоговой выгоды;
  • обнаружение фактов совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 10516 Кодекса, в случае их обнаружения — совершение действий по извещению ФНС России о факте выявления контролируемых сделок и одновременному направлению полученных сведений о таких сделках, в соответствии с методическими рекомендациями ФНС России по данному вопросу;
  • обоснованность применения предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате;
  • выполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и (или) перечислению налога;
  • иные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах.

В процессе проверки устанавливается соблюдение требований к порядку оформления хозяйственных операций первичными документами.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

  • формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения правил его оформления, установленных действующим законодательством для соответствующих документов;
  • арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах (как правило, осуществляется выборочным методом);
  • правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие документа действующему на момент совершения операции законодательству;
  • проверка достоверности сведений, в процессе которой проверяется соответствие сведений о содержании фактов хозяйственной жизни, приведенных в первичных учетных документах, фактически имевшим место обстоятельствам (произведенным хозяйственным операциям).

Вышеуказанные правила также применимы к документам в электронном виде в случае организации проверяемым налогоплательщиком доступа к ним проверяющих с применением компьютерной техники налогоплательщика.

Участие сотрудников органов внутренних дел

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения. В случае проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел, в решении о проведении выездной налоговой проверки указываются также Ф.И.О.

, должности этих сотрудников, выделенных на основании запроса налогового органа для участия в проведении выездной налоговой проверки и входящих в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органов внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа. При необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, в том числе в случае привлечения сотрудников внутренних дел для участия в уже проводимой выездной налоговой проверке, принимается решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Изменение налогоплательщиком места нахождения

В случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица.

Передача налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику. В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, а также по адресу регистрации его руководителя.

Проверяемый период

Выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

Количество проверок

Для проведения более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении каждой выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения налоговым органом в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о проведении выездной налоговой проверки. В случае, если таким налоговым органом является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, то оно направляет указанный запрос вместе со своим мотивированным заключением о целесообразности проведения выездной налоговой проверки непосредственно в ФНС России. В случае, если, по мнению управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, целесообразность проведения выездной налоговой проверки отсутствует, запрос не направляется. О принятом решении сообщается налоговому органу, направившему запрос.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Повторные проверки

Не исключает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

Не исключена возможность проведения повторной выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по иным налогам, при исчислении которых учитываются убытки и в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка. Кроме того, указанная норма не исключает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций, в которых уменьшена налоговая база.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

В рамках повторной выездной налоговой проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (при этом может быть проверен период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки).

Анализируемые документы и источники информации

В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

  • учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
  • имеющиеся в наличии лицензии;
  • приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
  • налоговые декларации (расчеты);
  • регистры налогового учета;
  • счета-фактуры;
  • книги покупок;
  • книги продаж;
  • журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
  • книги учета доходов и расходов;
  • книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • иные документы, относящиеся к налоговому учету;
  • бухгалтерская отчетность организации;
  • регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные;
  • путевые листы;
  • перевозочные документы;
  • акты приема-передачи;
  • акты выполненных работ;
  • другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);
  • иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Источник: http://pravo.urcgroup.ru/news/news_165.html

Ссылка на основную публикацию