Минфин планирует ввести новую госпошлину для ломбардов — юридические советы

Изменения в ФЗ «О ломбардах» и ряд других федеральных законов

Минфин планирует ввести новую госпошлину для ломбардов - юридические советы

Новости

28.02.2018 — 08:45Уважаемые руководители ломбардов! На сайте http://regulation.gov.ru были размещены изменения в ФЗ «О ломбардах» и ряд других федеральных законов, регулирующих сферу выдачи займов. Инициатором данных изменений выступил Минфин РФ, и, стоит предположить, что также они были согласованы и с Банком России. Помимо ряда полезных и давно назревших инициатив, которые Ассоциация развития ломбардов продвигала не один год, а именно: 

  1. Отмена ограничений по времени работы ломбарда. 
  2. Увеличение лимита для реализации невостребованного имущества с публичных торгов с 30 тысяч до 300 тыс. рублей. 
  3. Расширение правоспособности ломбардов: возможность сдавать имущество в аренду; выступать в качестве платежного агента, что необходимо для выдачи предоплаченных карт (доступности безналичных займов для клиентов ломбардов). 

Данный законопроект содержит инициативы, которые вряд ли можно приветствовать: 

  1. Среди разрешенных сфер деятельности: не вводится право ломбардов осуществлять ремонт, чистку вещей; у ломбардов не появляется право оказывать агентские услуги – например, продавать страховые продукты; не нашло отражение предложения Ассоциации развития ломбардов по осуществлению скупочной деятельности под надзором Минфина РФ – ведь недобросовестные ломбарды ушли в комиссионные магазины или в скупку.  
  2. Введение реестра ломбардов и сопутствующего ему отказа от уведомительной работы и введение, по сути, разрешения на вид деятельности, когда лицом, допускающим ломбард к деятельности, становится Банк России. При этом в Банк России необходимо не только подать заявление о включении в реестр, но и приложить ряд документов: — платежное поручение об оплате госпошлины (ранее обсуждались инициативы о бесплатном включении ломбардов в реестр); — правила внутреннего контроля (ПВК), соответствующие требованиям законодательства (каждый ломбард, который столкнулся с действиями проверяющих, знает, что на 100-страничных ПВК проверяющие сотрудники всегда найдут хотя бы одно, а иногда и несколько нарушений, которые дадут Банку России право не включать в реестр ломбардов как действующие, так и новые ломбарды); — документы на юридический адрес ломбардов: если акционер ломбарда иностранная организация – то выписка из реестра соответствующей страны; — справки об отсутствии судимости на руководителей, собственников и членов совета директоров ломбарда; — копии документа о назначении специального должностного лица. При этом, если вышеуказанные документы будут предоставлены с недостатками – Банк России откажет во включении ломбарда в реестр. 
  3. Вводится ограничение на прием займов от любых физических лиц и предпринимателей, за исключением учредителей ломбардов.  
  4. Не допускается наличия у ломбардов одинаковых названий. Отметим, что сейчас около 1000 ломбардов имеют одинаковые названия и, видимо, тем, кто не успеет первым подать заявление в Банк России придется вносить изменения в учредительные документы, а также иные документы, которые связаны с деятельностью ломбардов (договоры, в т.ч. договоры аренды, требующие регистрации в регистрационной службе (что также понесет затраты), вывески и т.п.).  
  5. У Банка России появится право не в судебном порядке, а своим решением исключать ломбарды из реестра. При этом основания для исключения весьма обширны: 2 нарушения ФЗ «О противодействии легализации» в течение года или же 2 нарушения ФЗ «О потребительском кредите», ФЗ «О ломбардах». Т.е. допущенные, например, бухгалтером нарушения в части неправильно поставленной запятой в отчетности (которую, напомним, ломбард должен подавать 16 раз в год, иногда кол-во страниц отчетности – десятки страниц), или же не назначение лица, замещающего СДЛ в связи с болезнью или командировкой, который должен соответствовать очень строгим требованиям: иметь высшее образование, пройти предварительное обучение, получить справку об отсутствии судимости (которая получается за 30 календарных дней). 

Учитывая начавшуюся работу по подготовке законопроектов, направление на разумное и достаточное регулирование деятельности ломбардов, которая проводится под руководством Председателя Ассоциации развития ломбардов Соковникова С.В., просим всех заинтересованных лиц направлять свои предложения, комментарии в адрес Ассоциации, с целью представления в Государственную Думу РФ более сбалансированных предложений по изменению нормативного регулирования деятельности ломбардов с тем, чтобы уже в 2018 г. количество законопослушных ломбардов не сократилось в разы. Ознакомиться с Законопроектом >>>

Источник: http://xn—-8sbcn6aglcohc4k.xn--p1ai/100000581.html

Госпошлину за регистрацию ООО и ИП хотят отменить

Минфин России хочет стимулировать развитие бизнеса в РФ, поэтому собирается отменить государственную пошлину за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Чиновники предлагают способ, когда получение соответствующего статуса станет для бизнесменов абсолютно бесплатным.

Что случилось?

Министерство финансов РФ подготовило и опубликовало на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов проект поправок в Налоговый кодекс, полностью отменяющих уплату государственной пошлины за совершение юридически значимых действий — регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя. Чиновники уверены, что такие меры будут способствовать развитию бизнеса в стране и созданию новых рабочих мест и налогоплательщиков. Ведь начинающие бизнесмены смогут на старте хоть немного, но сэкономить. Однако в некоторых случаях госпошлина все же сохранится.

Условия беспошлинной регистрации

Чиновники предлагают дополнить пункт 1 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающий освобождение от уплаты госпошлины, новым подпунктом 19 следующего содержания:

Это означает, что без пошлины можно будет зарегистрировать юридическое лицо или ИП, при условии оформления всех документов в электронном виде через сайт госуслуг. При личном обращении в регистрирующий орган ФНС и оформлении бумажного заявления госпошлина сохранится в прежнем размере:

  1. При регистрации организации — 4000 рублей.
  2. При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — 800 рублей.

При этом госрегистрация внесения изменений в учредительную документацию юрлица и его ликвидации также будет беспошлинной, при условии подачи документов в электронном виде. Аналогичный порядок предусмотрен для прекращения статуса ИП у физического лица. В настоящее время госпошлина за совершение этих юридически значимых действий составляет 800 и 200 рублей соответственно.

Сейчас проект поправок в НК РФ находится на стадии общественного обсуждения, которая продлится до 15 марта 2018 года. После этого проект будет передан на рассмотрение Правительства, а после — Государственной думы. Если инициатива понравится депутатам, госпошлину за регистрацию юрлиц и ИП отменят с 1 января 2019 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Подписаться

e-mail рассылка

Подпишитесь на новости для юриста!

Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: http://ppt.ru/news/141446

Онлайн-кассы в ломбардах и МФО отменяются?

Министерство финансов РФ в ответ на запрос Национальной ассоциации ломбардов разъяснило вопрос применения ККТ (контрольно-кассовой техники) в ломбардах согласно ФЗ-54.

Введение онлайн-касс запланировано на 01 июля 2018 года, и серьезно тревожит ломбардистов. До этого срока ломбарды имеют право не применять ККТ, работают по бланкам строгой отчетности (БСО) – залоговым билетам. Они же являются подтверждением расчетов с клиентом.

Разъяснение Минфина следующее: «Отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством РФ, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ. Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда заимодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг). Учитывая вышеизложенное, расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ».

В то же время реализация невостребованного имущества под определение не попадает, в этом случае ККТ обязателен. Также Минфин отметил, что данное разъяснение не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться другими трактовками закона.

Петр Слизкий, президент «Национальной ассоциации ломбардов», комментирует: «Минфин подтвердил свою позицию, изложенную в 2011 году: выдачу, а также возврат займов, уплату процентов Минфин не относит к расчетам, при которых необходимо применять ККТ. Вывод касается не только ломбардов, но и других субъектов микрофинансового рынка: МФО и КПК – они также не обязаны применять ККТ по заемным операциям. Для рынка новость очень хорошая».

Также спикер отмечает, что при этом у ломбардов возникает другой вопрос: если в 2018 году все, кто применяет БСО, будут обязаны использовать автоматизированную систему для печати БСО, а не заказывать в типографии, то как ломбардам изготавливать залоговые билеты, которые, согласно закону «О ломбардах», являются БСО и изготавливаются только типографским способом?

Петр Слизкий полагает, что решением этой правовой коллизии может стать утверждение Банком России формы залогового билета, аналогично тому, как была утверждена Банком России форма индивидуальных условий потребительского займа. Об этом ломбардное сообщество просит регулятора не первый год, но проблему только силами ЦБ не решить, т. к. регулирование БСО – это зона ответственности Минфина.

Если онлайн-ККТ для микрофинансистов все же введут, это потребует большой работы и расходов: доработки программного обеспечения, установления ККТ, заключения договоров со специализированными провайдерами, обучение сотрудников. И все это параллельно с подготовкой к переходу на МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности).

Zaim.com

Источник: https://zaim.com/news/novosti-dlya-lombardov/onlayn-kassy-v-lombardakh-i-mfo-otmenyayutsya/

Цб введет разрешительный порядок регистрации ломбардов

Небанковские кредитные организации ждет целый ряд регулятивных изменений. Осенью ЦБ планирует ввести разрешительный порядок регистрации ломбардов. Также регулятор намерен разработать общий подход к надзору за ними и микрофинансовыми организациями (МФО), сообщил начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ Михаил Мамута.

Регулятор рассматривает также возможность введения системы защиты сбережений кредитно-потребительских кооперативов (КПК). Она может заработать в 2016 году и стать заменой действующим сейчас компенсационным фондам при СРО, в которые КПК отчисляют средства.

В ЦБ считают, что существующая система подвергается риску из-за того, что проблемы могут возникнуть как у самой СРО, так и у банка, в котором она размещает средства компенсационных фондов.

Параметры новой системы (в частности, порядок отчислений, юридическая форма структуры) сейчас обсуждаются, проработать эти вопросы предполагается до конца года.

В подмосковном Видном ограблен ломбард на 10 млн рублей

А уже в ближайшие месяцы ЦБ планирует ввести для МФО, КПК и ломбардов специальную отчетность по операциям с денежными средствами.

Как рассказал Михаил Мамута, она будет раскрывать консолидированные данные не только о количестве и объеме выданных займов, но и о движении средств. Поначалу новое требование будет распространяться в обязательном порядке только на крупные компании.

Компании поменьше будут предоставлять спецотчетность по запросу регулятора. Впоследствии требование станет обязательным для всех участников рынка.

По словам Мамуты, в последнее время на рынке небанковского кредитования увеличилось число сомнительных операций с денежными средствами, поэтому превентивный надзор будет ужесточен. Крупнейшие участники рынка такие меры поддерживают.

«Для добросовестных МФО прозрачная отчетность — нормальная практика, — рассказал главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. — Введение этой инициативы должно привести к очищению сектора и отношению к МФО как к полноценным игрокам финансового рынка. Мы это приветствуем. Это позволит исключить с рынка тех, кто негативно влияет на имидж сектора».

«Мы работаем с регулятором в тесной связке с другими крупнейшими игроками рынка МФО в рамках саморегулируемой организации НП «МиР», — отметил генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

— Соответствие требованиям специальной отчетности Центробанка, безусловно, потребует некоторых усилий от ряда компаний, часть МФО будут вынуждены выделить на это дополнительные технологические и трудовые ресурсы.

Большинство процессов в нашей компании автоматизированы, в том числе отчетность в разрезе движения денежных средств, поэтому мы сможем подготовиться к нововведению в нужные сроки. Однако для небольших игроков нагрузка может оказаться непосильной, если частота запросов подобной отчетности будет слишком высокой».

Тем не менее, добавил Батин, введение отчетности по движению средств обсуждалось уже давно, и рано или поздно МФО обязаны будут это делать. Чем раньше компании подготовятся технологически, тем лучше для них, уверен эксперт. «Требования регулятора справедливы, это не стало неожиданностью. Неспособные выполнять требования регулятора игроки должны покинуть рынок», — заключил Батин.

ЦБ: Льготы по ОСАГО могут появиться в начале 2016 года

Свои меры борьбы с черным сегментом небанковского кредитного рынка предложила и СРО НП «МиР». Директор организации Андрей Паранич считает необходимым ввести налоговые льготы для микрофинансовых организаций, кредитующих малый и средний бизнес.

Черный рынок займов он назвал одной из основных проблем, мешающих развитию цивилизованного рынка. По оценкам Общероссийского народного фронта, доля нелегального рынка кредитования может достигать 40%. Такие кредиторы неподнадзорны регулятору, часто не соблюдают нормы законодательства, в том числе правила выдачи займов и взыскания заложенности.

По словам Паранича, задача регулятора и микрофинансового рынка — способствовать легализации черных кредиторов и их переходу под надзор ЦБ. Однако у компаний должны быть экономические стимулы для того, чтобы войти в реестр МФО, ведь затраты участников регулируемого рынка на ведение бизнеса выше, чем затраты черных кредиторов.

Необходимо создать условия, при которых вхождение в реестр было бы экономически выгодно.

Источник: https://rg.ru/2015/05/26/lombardi.html

Цб взялся за ломбарды

Банк России продолжает зачищать рынок микрофинансирования от недобросовестных игроков. В 2016 году регулятор подал свыше 220 исков к ломбардам. Однако на темпы роста рынка меры ЦБ практически не повлияли

Фото: Lori

Из 220 судебных исков, поданных Банком России в отношении ломбардов в 2016 году, суды удовлетворили только половину, свидетельствуют данные картотеки арбитражных дел «Электронное правосудие». При этом суды ликвидировали по требованию регулятора в 2016 году 22 ломбарда.

Основное число судебных исков связано с нарушениями этими микрофинансовыми организациями правил предоставления отчетности в ЦБ.

Подавать ее регулятору ломбарды обязаны с 2014 года, однако до сих пор у участников рынка масса нареканий к правилам предоставления этих документов, а ряд ломбардных организаций и вовсе продолжает игнорировать требования Банка России, поясняют участники рынка.

«Отчетность для ломбардов не учитывает особенности их деятельности, в частности то, что в отличие от других микрофинансовых организаций они имеют дело с материальными ценностями. Это совершенно особая система учета и контроля», — говорит президент «Лиги ломбардов» Михаил Унксов.

В частности, по его словам, в отчетности требуется указать данные о просрочке, и нет действительно важной информации — например, о степени обеспечения выданных займов.

Кроме того, по его словам, законодательство о ломбардах имеет другие специфические особенности: например, в случае изъятия залога правоохранительными органами договор с клиентом считается аннулированным. Но ЦБ все равно учитывает это как займы», — добавляет он.

По словам Михаила Унксова, противоречия между требованиями регулятора и особенностями деятельности ломбардов зачастую приводят к тому, что свои права участникам рынка приходится отстаивать в суде. По данным картотеки арбитражных дел, в этом году ломбарды подали девять исков в отношении регулятора.

«Мы наблюдаем в последнее время рост регуляторных рисков в ломбардной отрасли. ЦБ старается усилить надзор за данной сферой.

По моим оценкам, в большинстве случаев иски ЦБ к ломбардам связаны с тем, что компании не ведут ломбардную деятельность», — говорит глава Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин.

Согласно закону «О ломбардах», более одного нарушения в течение года дает ЦБ право выдать предписание.

Неисполнение предписания, в том числе за несдачу отчетности или сдачу неправильной отчетности, — это уже основание для наложения штрафа.

«Как правило, именно неуплата штрафа в большинстве случаев становится основанием для иска ЦБ или попытки ломбардов опротестовать это наказание», — рассказал Лазутин.

«Ликвидация ломбардов проводится только в случае грубого нарушения законодательства: неоднократное непредставление отчетности и неисполнение предписания», — сообщили РБК в пресс-службе Банка России. В ЦБ уточнили, что в 2015 году подали в отношении ломбардов 580 исков.

Как отмечает председатель Национальной ассоциации ломбардов Петр Слизкий, почти в 100% суд удовлетворяет требования ЦБ. «Чаще всего регулятор подает в суд за неоднократное непредставление отчетности, а также за невыполнение предписаний.

​ Как правило, ЦБ дает шанс ломбарду исправиться, а уже потом приступает к ликвидации», — говорит он.

Сколько ломбардов было ликвидировано с того момента, как отрасль попала под регулирование, в ЦБ не уточнили. Согласно официальной информации Банка России, на 1 апреля 2016 года в России было зарегистрировано 8290 ломбардов, тогда как годом ранее их было 8594.

В апреле 2016 года Михаил Мамута, возглавлявший на тот момент главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, говорил, что из 8,3 тыс. действующих ломбардов более половины подлежат ликвидации.

Он также уточнял, что регулятор принял меры в отношении 4,2 тыс. ломбардных организаций.

«Около 50% рынка — это мертвые организации, которые существуют только на бумаге», — согласен Унксов. По его словам, зачастую владельцы ломбардов, которым поступило предписание регулятора, предпочитают не платить штрафы, а продать бизнес.

«Штрафы за непредставление отчетности​ составляют 500–700 тыс. руб. Это достаточно большая сумма для региональных игроков. Им проще избавиться от бизнеса, а потом на этом же месте открыть новый ломбард», — говорит он.

Председатель правления Региональной лиги ломбардов Людмила Грибок уточняет, что часто ломбарды преобразуются в комиссионные магазины.

​Другая причина, почему регулятору пока не удается избавить рынок ломбардных займов от недобросовестных участников, в высоком спросе на эти услуги со стороны граждан. «Бизнес очень прибыльный, потому что взять деньги в кризис гражданам просто негде.

Банки отказываются кредитовать клиентов «с улицы», а ставки в микрофинансовых организациях значительно выше, чем в ломбардах», — рассказывает Петр Слизкий.

Также, по его словам, клиентов ломбардов привлекает и то, что в отличие от банковского займа или ссуды в МФО в случае их невозврата не придется иметь дело с коллекторами — даже если залог продан и вырученная сумма ниже, чем выданный заем, договор с клиентом прекращается, он не считается должником.

Данные ЦБ свидетельствуют, что в 2015 году кредитный рынок ломбардов вырос на 40% (на 8,4 млрд руб.). ​По оценкам экспертов, за последние два года рынок ломбардного кредитования вырос на 50%. «Еще в 2014 году он был на уровне 25–30 млрд руб. Сейчас — около 40 млрд руб.

», — говорит Слизкий. Рост рынка, по его мнению, продолжится как минимум до 2019 года, когда ЦБ планирует внедрить новые правила бухгалтерского учета для ломбардов. «Участникам рынка придется приспосабливаться, нести затраты на бухгалтерию.

Выживут не все», — добавил глава Национальной ассоциации ломбардов. Портфель ломбардов в этом году вырос еще на 20%, подсчитала Людмила Грибок. «В кризис стали появляться новые заемщики.

Например, мы отмечаем, что среди клиентов стали появляться ипотечные заемщики, которым надо погасить кредиты в банках», — уточнила она.

Источник: https://www.rbc.ru/finances/22/08/2016/57bb23ec9a7947f015502a8a

Цб изменит регулирование рынка ломбардов

  • Хорошие дороги обходятся немцам дорого25.08 11:15
  • 1998: новый взгляд на старый кризис25.08 10:40
  • Первые биржи в России: Санкт-Петербург vs Архангельск25.08 08:20
  • Трамп подвел сильный доллар к обрыву25.08 00:01
  • Китай не захотел договариваться с Трампом24.08 22:07
  • Активы ВЭБа выросли на 100 млрд рублей за 6 месяцев24.08 20:25
  • Как Америка увеличивает свой госдолг?24.08 19:20
  • Пауэлл смог вдохнуть в рынки оптимизм24.08 18:57
  • Отчет «АЛРОСА» вселяет уверенность в инвесторов24.08 18:51
  • Баррель нефти впервые подорожал выше 5 тысяч рублей24.08 18:33
  • Ставки сделаны: пора забыть о долларе и внимательно следить за ЦБ и Федрезервом24.08 18:33
  • Помощник президента РФ оценил в 200-300 млрд рублей инвестиции за счет «сверхдоходов» компаний24.08 17:22
  • Новые санкции США запрещают кредиты РФ, экспорт оружия и продукции двойного назначения24.08 17:12
  • Рынок США: настроения инвесторов во власти политических идей24.08 17:09
  • Дутерте: действия Пекина в Южно-Китайском море могут привести к войне24.08 17:09
  • Пауза в покупках валюты ЦБ психологически важна, но проблем рубля не решит24.08 17:03
  • Росстат: уровень безработицы в России снизился до 4,7%24.08 16:45
  • Предпринимательская уверенность в РФ в августе выросла в добыче и обработке24.08 16:12
  • Правительство утвердило дорожную карту по развитию конкуренции в отраслях экономики24.08 16:06
  • МРОТ заменят конкретными суммами при определении размера ряда выплат24.08 16:01
  • Буллард хочет приостановить повышение ставок ФРС24.08 16:01
  • Совет директоров «НОВАТЭКа» рекомендовал дивиденды за первое полугодие в 9,25 руб. на акцию24.08 15:39
  • Трамп предложил Италии помощь в финансировании ее госдолга24.08 15:34
  • Болтон: есть прогресс на пути вступления Украины в НАТО24.08 15:30
  • Сотрудники Tesla уходят от Илона Маска к Тиму Куку24.08 15:18
  • Сбербанк повысил ставки по вкладам в рублях на 0,1–0,4 п.п.24.08 15:12
  • Нефтяные компании РФ в июле увеличили отгрузку бензина на экспорт на 19,7%24.08 15:11
  • Маленькие, но смелые: кто не поддержал антироссийские санкции24.08 14:54
  • План суверенного фонда Норвегии по отказу от нефтегазовых инвестиций встретил сопротивление24.08 14:46
  • Силуанов: власти не намерены повышать налоги на бизнес, ослаблять или укреплять рубль24.08 14:32
  • Профицит общественных бюджетов ФРГ вырос до максимума с 1990 года24.08 14:31
  • ВСМ «Екатеринбург — Челябинск» добавит в прирост ВВП 2,2 трлн рублей24.08 14:27
  • Самые дорогие свадебные церемонии современности24.08 14:00
  • Китай снова откладывает открытие моста Гонконг — Чжухай — Макао24.08 13:57
  • Бывший президент Украины Кравчук: большинство украинцев — рабы и холуи24.08 13:53
  • «АЛРОСА» выставит 129 крупных алмазов на аукционе во Владивостоке24.08 13:45
  • Пекин назвал напрасными усилиями заявления США о плохом состоянии экономики КНР24.08 13:29
  • Более 32 тысяч «умных» домов под угрозой взлома хакерами24.08 13:18
  • В России создали уникальное оборудование, повышающее нефтеотдачу с помощью землетрясения24.08 13:12
  • ЦБ РФ с расчетами 23 августа купил на рынке валюту для Минфина на 20,2 млрд рублей24.08 12:37
  • Европейский долговой кризис уже стоит на пороге24.08 12:36
  • Proctor & Gamble хочет зарегистрировать товарные знаки WTF и LOL24.08 12:33
  • Денежная база в РФ выросла за неделю на 98,5 млрд рублей24.08 12:28
  • США: индексы закрылись в небольшом минусе24.08 12:22
  • Северокорейские хакеры взломали азиатскую криптобиржу24.08 12:18
  • Реновация: до конца года переселят 10 тысяч москвичей из 40 домов24.08 12:07
  • Baidu готовится совершить рывок в финтех-секторе24.08 11:48
  • Меркель опровергла зависимость Германии от России из-за «Северного потока-2″24.08 11:32
  • Небензя: спецслужбы ряда стран помогают ИГ, а в Сирию может прийти «Аль-Каида»24.08 11:30
  • ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО24.08 11:12

Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/79509

Госпошлина (государственная пошлина) — размеры и льготы

Государственная пошлина — понятие и элементы

Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.

17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

При установлении государственной пошлины законодатель определил следующие элементы ее взимания:

Налоговым кодексом РФ также установлены особенности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, осуществления возврата (зачета) государственной пошлины, а также порядок осуществления налоговыми органами проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины.

Некоторые элементы юридического состава государственной пошлины установлены законодателем только в отношении оплаты конкретного вида юридически значимого действия. Так, например, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска. Цена иска в данном случае носит характер «налоговой базы».

Такой же характер носит сумма договора при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными должностными лицами; стоимость имущества, на которое переходят по наследству имущественные права при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию или по закону.

Плательщики государственной пошлины

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Понятия физических лиц и организаций раскрывается в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. К физическим лицам причисляются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

К организациям Налоговый кодекс РФ относит российские и иностранные организации. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 Налогового кодекса).

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

  • в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

  • если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Объекты взимания государственной пошлины

Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины.

Юридически значимые действия — это такие действия, с совершением которых закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей у заинтересованного лица.

С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены следующие действия:

  • действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

  • действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;

  • действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

  • нотариальные действия;

  • действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;

  • действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

  • действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;

  • государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Государственной пошлиной не облагаются вышеуказанные юридически значимые действия, если они совершаются, во-первых, консульскими учреждениями, а во-вторых, частными нотариусами.

За совершение указанных действий консульскими учреждениями взимается не государственная пошлина, а иной платеж — консульский сбор (п. п. 1, 2 ст. 333.16 НК РФ и п. 9 Указа Президента РФ N 1330 от 5 ноября 1998 г. «Об утверждении Положения о консульском учреждении РФ»).

Что же касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то они вместо государственной пошлины взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 333.24 НК РФ и абз. 2 ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате»).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу, которое соответствует принципу — без уплаты сбора не может быть совершено юридическое действие, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий), или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В главе 25.3 НК содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ);

  • при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);

  • при доплате государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ);

  • при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов государственная пошлина уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение (подп. 5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Кроме того, при предъявлении ювелирных, других бытовых изделий на опробование и клеймение, при предъявлении различных предметов и материалов на экспертизу, при проведении экспертизы на территориях музеев и экспертизы драгоценных камней по запросу правоохранительных органов государственная пошлина уплачивается до выдачи соответственно изделий или результатов экспертизы (п. 1 ст. 333.32 НК РФ).

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленном ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ воспроизводит один из основных принципов исполнения налоговой обязанности, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данное положение полностью распространяется на плательщиков сборов (п. п. 1, 5 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 18 указанного информационного письма).

Исключения из принципа непосредственной уплаты государственной пошлины лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, установленные Налоговым кодексом РФ, составляют случаи, когда государственная пошлина уплачивается правопреемником замененной по определению суда стороны по делу, если она не была уплачена замененной стороной (п. 5 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий.

Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Из п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ следует, что факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией или платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Высший Арбитражный Суд РФ в разъяснениях по применению главы 25.

3 Налогового кодекса конкретизировал понятие «отметка банка об исполнении платежного поручения» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г.

N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»). Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены:

  • в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа);

  • в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П).

Учитывая рекомендательный характер данных Высшим Арбитражным Судом РФ разъяснений, некоторые федеральные арбитражные суды принимают в качестве доказательств факта уплаты государственной пошлины не только платежное поручение с подлинной отметкой банка о списании со счета плательщика денежных средств, но и платежное поручение и выписку из лицевого счета плательщика (Постановление ФАС ВСО от 11.01.2006 по делу N А78-2488/05-С1-1/85-Ф02-6657/05-С2).

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий Налоговым кодексом РФ установлен ряд особенностей уплаты государственной пошлины, а именно:

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 Налогового кодекса РФ;

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.22 Налогового кодекса РФ;

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены ст. 333.25 Налогового кодекса РФ;

  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, установлены ст. 333.27 Налогового кодекса РФ;

  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, установлены ст. 333.29 Налогового кодекса РФ;

  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора установлены ст. 333.32 Налогового кодекса РФ;

  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации установлены ст. 333.34 Налогового кодекса РФ.

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. N 03-05-06-03/41266 разъяснено, что взимание с плательщиков государственной пошлины комиссионного сбора за исполнение поручений по ее перечислению в бюджетную систему Российской Федерации через банковские терминалы является неправомерным, так как:

  • согласно пункту 1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации;

  • при этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ);

  • правила, установленные статьей 60 НК РФ, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 60 НК РФ);

  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 НК РФ).

Недопустимо взимать комиссию и в том случае, когда госпошлина уплачивается за счет электронных денег налогоплательщика (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. № 03-05-06-03/41141).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/gosposhlina.html

Ссылка на основную публикацию