За использование детей для попрошайничества предложено наказывать в соответствии с ук рф — юридические советы

За попрошайничество с детьми дадут уголовный срок

За использование детей для попрошайничества предложено наказывать в соответствии с УК РФ - юридические советы

10.10.2014

МВД предлагает ввести уголовную ответственность за попрошайничество с детьми.

​МВД собирается заткнуть «дыру» в законодательстве, благодаря которой попрошайки с малолетними и больными детьми избегали уголовной ответственности по ст.

151 УК («Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность»), потому что полиции было сложно доказать, что они вовлекают детей в теневой бизнес. МВД предлагает ввести в эту статью УК новое понятие — «использование несовершеннолетних».

Таким образом, всем попрошайкам, использующим в своем «бизнесе» детей, будет грозить до 6 лет лишения свободы. 

Ключевым понятием ст. 151 УК является «вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность», в том числе и в попрошайничество. Однако именно в этом и заключался пробел в законодательстве, позволявший попрошайкам уходить от ответственности. 

— В соответствии с законодательством РФ и сложившейся судебной практикой под вовлечением несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством понимается побуждение его различными способами к выпрашиванию денег, продуктов питания, предметов одежды и иных материальных ценностей у посторонних лиц, — пояснили «Известиям» в МВД. — Как правило, эти действия совершаются взрослыми, чтобы самим вести паразитический образ жизни за счет средств, добытых детьми. 

В МВД говорят, что в ст. 151 УК уже предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, однако она не защищает права детей, которых нельзя вовлечь в попрошайничество в силу их малолетнего возраста либо состояния здоровья.

Когда идет речь о грудных, малолетних или больных детях, юридическое понятие «вовлечение» к ним уже неприменимо, потому что они еще не способны осознать свои и чужие действия. Этим обстоятельством и пользуются взрослые попрошайки с детьми на руках, собирая милостыню.

 

В связи с этим МВД предлагает внести в ст. 151 УК понятие «использование несовершеннолетних». В этом случае уголовная ответственность будет наступать в любом случае. Сейчас взрослым, которые заставляют детей попрошайничать, грозит до 6 лет лишения свободы.  

— Такие поправки давно уже были нужны.

Использование детей в совершении противоправных действий приобрело невиданные масштабы, и эти изменения в законе призваны разграничивать ответственность взрослых, — рассказала «Известиям» адвокат Мария Ярмуш, специализирующаяся на семейных уголовных делах. — Причем в случае использования младенцев и больных детей наказание должно быть еще строже

По ее словам, пока складывается ситуация, когда любой попрошайка в переходе метро, на руках у которого младенец, может избежать наказания, потому что в законе нет четких формулировок, позволяющих полноценно квалифицировать его действия. 

— Он может, например, сказать, что никого не вовлекал, а просто взял с собой ребенка, потому что дома оставить не с кем, — пояснила Ярмуш

За попрошайничество с ребенком — четыре года тюрьмы

Использование детей повышает прибыль попрошаек в несколько раз, а штраф за это составляет от 100 до 500 рублей. Остановить преступный бизнес может только уголовное наказание, считают депутаты от ЛДПР Александр Курдюмов, Вадим Деньгин и Дмитрий Носов. Они внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, по которому за попрошайничество и бродяжничество с детьми грозит 4 года тюрьмы.

Закона, который позволяет считать попрошайничество уголовно наказуемым, нет

В Советском Союзе попрошайничество считалось формой паразитизма и за него предусматривалась уголовная ответственность. Сегодня нет закона, который позволяет считать попрошайничество наказуемым. Законодатели уже не впервые предлагают ужесточить наказание за попрошайничество.

В феврале депутат фракции «Справедливая Россия» Сергей Доронин предлагал наказывать попрошаек с животными штрафом до 10 тысяч, а организаторов такой формы попрошайничества — штрафом до 20 тысяч рублей.

«Попрошайничество с использованием животных, то есть нарушение общественного порядка, выразившееся в действиях гражданина по выпрашиванию у посторонних лиц денег и другого имущества, под предлогом помощи предоставляемым на обозрение животным, в общественных местах, — влечёт наложение административного штрафа», — говорится в тексте законопроекта.

Однако Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству инициативу на поддержал. Сергей Доронин рассказал «Парламентской газете», что собирается вносить законопроект в новой редакции, повторно.

Депутат от ЛДПР Михаил Дегтярёв на прошлой неделе предложил брать штраф до 100 тысяч рублей за попрошайничество в военной форме. Альтернативой этому наказанию могут стать исправительные работы на срок до полугода. По словам парламентария, «уличная мафия довела общество до того, что попрошайка в форме стал частью городского ландшафта».

Ребенок в аренду

Что касается попрошайничества с детьми, год назад МВД предлагало внести в статью 151 Уголовного кодекса понятие «использование несовершеннолетних» и ввести за это уголовное наказание до 6 лет. Сейчас статья 151 предусматривает ответственность за «вовлечение» несовершеннолетних в попрошайничество.

Но этот закон не защищает права малолетних или больных детей, которые не осознают свои или чужие действия — их нельзя «вовлечь» в бизнес по выманиваю денег. Даже если нарушителя удастся поймать и доказать его вину, ответственность по этому закону мизерная — штраф от 100 до 500 рублей. В России большинство попрошаек с детьми — это молдаване или цыгане.

Иногда они используют своих детей, в других случаях покупают или «берут в аренду» у неблагополучных семей. «Как правило, такие преступления совершаются взрослыми, которые хотят вести паразитический образ жизни за счёт несовершеннолетних, — говорит заместитель председателя Комитета по регламенту и организации работы Госдумы Александр Курдюмов.

— При этом жизнь и здоровье детей подвергаются опасности. Мы предлагаем устранить пробел в законодательстве, из-за которого попрошайки с младенцами на руках избегают наказания».

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский уверен, что предложенные меры слишком жёсткие.

По его словам, перед тем, как наказывать, необходимо найти доказательства использования детей. Например, если бродяжничают или просят милостыню беженцы, не посадишь же родителей за решётку. «Надо разбираться в каждом конкретном случае и понять мотивы людей, — считает Валерий Рязанский.

— Либо это действительно безвыходная ситуация, либо мошенничество с использованием детского труда». В любом случае уголовное наказание является чрезмерным, считает депутат. Достаточно будет повысить административные штрафы.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова поддерживает инициативу ЛДПР. «Если данный законопроект направлен на защиту детей от лиц и преступных группировок, в корыстных целях вовлекающих их в занятие попрошайничеством, то меры пресечения, указанные авторами, абсолютно правильные», — считает Епифанова.

Законопроект сейчас находится в профильном Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и профессуальному законодательству. Член Комитета, депутат от ЛДПР Иван Сухарев согласен, что проблема как никогда актуальна. «Это серьёзный бизнес, — сказал парламентарий.

— Есть факты купли и продажи детей, их использования для зарабатывания денег. Это недопустимо, с этим надо бороться. Но очевидно, что существующие меры неэффективны».

Законопроект будет рассмотрен на ближайших заседаниях Комитета, но Иван Сухарев уверен, что коллеги сочтут предложенные меры чрезмерными. Положительно и то, что законопроект в очередной раз привлечёт внимание к проблеме.

В свою очередь, автор инициативы Александр Курдюмов считает, что законопроект получит одобрение. Уже есть положительный отзыв Правительства, поддержка Министерства внутренних дел.

А как у них?

Статья 151 вовлечение в попрошайничество — Уголовное право и процесс

Отправлено 13 Май 2005 — 03:31

Добрый день. У меня вопрос по 151 ст. УК. В Москве, в частности в метро, очень много профессиональных попрошаек, эксплуатирующих детей. При обращении к сотруднику милиции чаще всего приходиться слышать, что сделать ничего нельзя, так как: 1. вовлечение систематическое, и нужно «накопление материала», а отследить систему в огромном городе практически невозможно.

Но на сайте Прокурорский журнал я нашла такой комментарий: «Признак систематичности: совершение деяния три и более раза относится только к вовлечению несовершеннолетнего в потребление спиртных напитков и одурманивающих веществ…. Установления факта систематичности при вовлечении несовершеннолетнего в занятие……попрошайничеством не требуется .» Кто прав в данном случае? 2.

Вовлечение предполагает осознанность, то есть за использование грудного ребёнка по этой статье привлечь нельзя.

Так ли это? Как заставить сотрудника милиции предпринять что-нибудь для спасения ребёнка? Должен ли сотрудник милиции задержать попрошайку и вызвать врача или какую-нибудь социальную службу, если состояние ребёнка кажется мне подозрительным (слишком крепко спит, бледный, опоен таблетками и т.д.

) и я готова выступить свидетелем на следствии и в суде? Ещё приходилось слышать: если у попрошайки есть документы на ребёнка, то привлечь её нельзя. А как же ч.2 ст.151 «То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего…» ?? Я не юрист, и разобраться сама во всём этом не могу, очень расчитываю на вашу помощь.

Отправлено 13 Май 2005 — 04:09

Sniff
Вы. Для бродяжничества и попрошайничества систематичность не требуется.
ИМХО именно так. Вы говорите не юрист??? Похоже как будто работу прочли «спорные вопросы в применении ст. 151 УК РФ» .Чушь.

Отправлено 13 Май 2005 — 04:18

Огромное спасибо

Отправлено 05 Октябрь 2005 — 20:47

Добрый день. Снова возник вопрос по 151 ст. В НИИ при Генпрокуратуре дали такое разъяснение к термину «вовлечение»: «…при грамматическом толковании «вовлечение» несовершеннолетнего действительно включает в себя и «использование малолетних для того, чтобы разжалобить лиц, к которым обращается попрошайка «.

Но начальник инспекции по делам несовершеннолетних при Московском метрополитене Кугук С.И. (и другие представители УВД), говорят, что статья не работает, уголовные дела по грудничкам не возбуждаются.

Мы (проект «Территория детства») занимаемся проблемой эксплуатации детей попрошайками, и в числе прочих, обратились к Лаховой (глава комитета по делам женщин, семьи и молодежи) насчёт несовершенства статьи. Собственно, её помошница и позвонила в это НИИ, где получила такое разъяснение.

Большая просьба, не могли бы вы прокомментировать заявление НИИ при Генпрокуратуре, действительно ли возможно такое толкование или нет, и почему, если можно, ссылки на какие-нибудь законы, комментарии и т.д.

Мы хотим сами обратиться в НИИ, но сами понимаете, позвонить и сказать здравствуйте, я, Вася Пупкин, не согласен с таким толкованием…Хотелось бы как-то аргументировать своё несогласие, сослаться на мнения юристов или документы.

Отправлено 05 Октябрь 2005 — 20:58

Sniff
И что измениться от вашего обращения?

Отправлено 06 Октябрь 2005 — 00:11

Sniff
Это статья УК неудачно прописана. Желательно диспозицию изложить так: Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий 1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, либо использование для попрошайничества несовершеннолетнего -Вам в Госдуму надо с инициативой.

Отправлено 07 Октябрь 2005 — 02:19

Чем мы и занимаемся, но мы не можем сами выйти c инициативой, вот и обращаемся к тем кто может, к Лаховой например. Что статья неудачная, мы и сами давно поняли.

Читайте также:  Кабмин стимулирует работодателей вкладываться в образование кадров - юридические советы

Но в НИИ помощнице Лаховой сказали, что никакой проблемы со статьёй нет, «вовлечение» оказывается, включает «использование», и менять что-либо в связи с этим, необходимости нет. На практике это не так.

Обращаться в НИИ мы собираемся, чтобы прояснить этот вопрос, но хотелось бы сначала самой разобраться, может есть какие-то источники, допускающие такое толкование. Т.к. трудно будет с ними разговаривать не владея информацией.

Сообщение отредактировал Sniff: 07 Октябрь 2005 — 02:19

Отправлено 07 Октябрь 2005 — 03:24

Sniff
Да нет таких источников. Если только ВС даст такое официальное толкование в ППВС. Очень это мизервероятно.

Запрет попрошайничества с использованием детей и животных

Инициатива №77Ф6157Уровень инициативы:ФедеральныйСлучаи попрошайничества с использованием детей (сейчас в меньшей степени, но есть) и животных (бизнес развивается как на «дрожжах») необходимо пресекать на корню как явление эксплуатации человеком беззащитных существ.

Это бизнес, курируемый организованной группой людей, поставляющих наемным попрошайкам «реквизит»: детей, животных и пр. в целях регулярного попрошайничества в людных местах, и зарабатывающих таким образом вовсе не на «еду» и «содержание приюта», как написано на табличках, а себе на жизнь.

Дети и животные в этом бизнесе – расходный материал, получаемый как путем воровства, так и по объявлению о пристройстве (в случае с животными), жизнь которых весьма коротка из-за несоблюдения условий содержания. Попрошайничество с детьми более пресекаемо и наказуемо и на текущий момент является редким явлением.

А тем временем попрошаек с животными постоянно видят у станций метро, в метро и в пригородных электричках: это люди (чаще всего заметно алкозависимые) с разными утомленного вида собаками/кошками, постоянно спящими в коробках щенками/котятами, с табличками «Помогите приюту» или в фальшивых накидках с надписью о несуществующем приюте (иногда с названиями реальных приютов).

Во многих из этих животных люди узнают украденных, потерянных или переданных в «добрые руки» животных.

Попрошайки ежедневно собирают с населения огромные суммы, давя на жалость и предоставляя ложную информацию о сборе средств «для приюта» (подтверждающих документов у них нет, а упомянутых приютов не существует или приюты не подтверждают информацию о таком способе сбора пожертвований). Данные действия содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст.

159 УК РФ, однако сотрудники полиции обращения граждан по поводу мошенничества игнорируют.

Реакция полиции по факту обращения граждан в отделения УВД о присутствии попрошаек преимущественно отсутствует, что также заставляет задуматься о том, что руководители попрошаек (организаторы бизнеса) по видимому имеют взаимовыгодную договоренность с сотрудниками полиции на местах, что при современных лозунгах правительства о борьбе с коррупцией, вызывает особое возмущение! Существующие статьи закона в случаях с младенцами (из-за термина «вовлечение») и животными (из-за отсутствия запрета на их использование) не применимы.

Социальную значимость данной проблемы сложно переоценить. Помимо того, что люди вводятся в заблуждение и передают денежные средства данным недобросовестным субъектам, очевидно плохое обращение с детьми и животными, не получающими должного ухода, что приводит к летальным исходам. В случае попрошайничества под видом представителей приютов порочится деятельность всех зоозащитников, волонтеров и владельцев приютов, накладывается отпечаток на благотворительную деятельность по устройству животных «в хорошие руки». Кроме того, картину томящихся на солнце/под дождем животных на поводках с неприятного вида людьми рядом, ежедневно наблюдают дети и чувствительные взрослые, что зачастую может наносит им психологическую травму.

— снижение числа попрошаек-мошенников на улицах городов, портящих вид улиц и оставляющих неприятный осадок у прохожих; — уменьшение объемов воровства детей и животных, т.к. попрошайничество с ними станет невыгодно и уголовно-наказуемо; — привлечения к ответственности за жестокое обращение, отсутствие условий нормального содержания животных; — уменьшение количества погибших или находящихся в тяжелом состоянии детей и животных в результате ненадлежащего ухода или его отсутствия; — снижение негативного настроения и жалоб жителей городов в полицию/мэрию, сталкивающихся с подобными явлениями и не имеющих возможности/инструмента повлиять на ситуацию; — несомненное улучшение вида городов в глазах туристов;

— повышение авторитета благотворительных зоозащитных организаций/приютов.

Ужесточение наказаний за попрошайничество с использованием детей и животных (в том числе ненавязчивое сидение/стояние в общественных местах с табличкой) . 1. Для защиты малышей: Добавить в статью 151 УК РФ (за вовлечение несовершеннолетних в занятия попрошайничеством) к «вовлечению в попрошайничество» ещё и «использование в целях попрошайничества»; Для защиты животных: Прописать в статье 245 УК РФ (о наказании за жестокое обращение с животными) следующие наказания: — попрошайкам за использование в целях попрошайничества своих и чужих (краденных) животных, — за содержание животных без обеспечения необходимого ухода за ними (еды, воды, условий содержания, прививок, мед.помощи), — «коробочникам» за мошенническую деятельность по «пристройству» животных и сбор средств с хозяев за неоказанную в итоге услугу по пристройству. 2. Изменить статью 3.8 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП) г.Москвы: — запретить не только «приставание к гражданам в общественных местах, гадание, навязывание услуг», но и «продолжительное нахождение в общественных местах с табличками с просьбой о помощи/ведрами с монетами с привлечением детей или животных в целях визуального вызова жалости у прохожих», а также «преподнесение ложной информации о целях сбора средств» (мошеннические действия). — изменить меру наказания для попрошаек с детьми и животными:

Штраф 15 тыс. руб. / Исправительные работы — 200 часов.

← К началу списка инициатив

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сегодня мало кого удивишь большим количеством детей-попрошаек, без дела и днём и ночью слоняющихся подростков, которым не исполнилось и 16 лет. В нашем обществе отношение к попрошайкам довольно неоднозначное, у одних они вызывают жалость, у других желание отмежеваться.

Большинство людей воспринимают таких детей как потенциальных преступников, наркоманов и алкоголиков.

Основания для подобного восприятия имеются, так как Российское государство делает очень мало предупреждающих действий и практически не стремится исправить ситуацию на начальной стадии.

Данный вопрос актуален тем, что за последние десять лет увеличилось количество детей, которые были брошены родителями или отобраны у них по закону. Также растёт число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними, в результате чего растёт подростковая и детская преступность.

Дети из неблагополучных семей, не редко занимаются попрошайничеством, часто становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлечёнными в криминальную эксплуатацию.

В большинстве случаев в качестве вовлекающих выступают лица, которым уже исполнилось 18 лет и тем самым несовершеннолетний становятся вовлечёнными в совершение антиобщественных действий, под которые подпадает в соответствии с ч. 1 ст.

151 УК РФ «… систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» [5, с. 187]. В результате чего их жизнь и здоровье находятся под угрозой.

Под вовлечением в попрошайничество следует понимать склонение несовершеннолетнего к систематическому выпрашиванию денег или иных материальных ценностей у посторонних граждан лицом, не имеющим постоянного источника дохода.

Подобные действия различаются между собой по степени асоциальности и степени воздействия на развивающийся организм и несформировавшуюся личность подростка, что обязательно должно учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Также в законе не говориться о вовлечении в попрошайничестве новорождённого, ребёнка либо малолетнего, а ведь сам факт этого существует. Тем не менее, новорождённого в возрасте до одного года вовлечь нельзя, следовательно, он используется как средство для попорошайничества.

Из этого следует, что в ч. 4 ст. 151 УК РФ необходимо ввести новый квалифицирующий признак который учитывал бы возраст потерпевшего. Подобные меры помогут законодательно обезопасить новорождённого, ребёнка либо малолетнего от преступных посягательств, предусмотренных в части первой, второй и третей ст. 151 УК Российской Федерации.

В рядах попрошаек достаточно много воспитанников школ-интернатов (в большинстве случаев в этих заведениях дети очень часто предоставлены сами себе).

Больше половины из них (примерно 52 %) – дети из неблагополучных семей. В тоже время среди маленьких попрошаек можно найти и детей из вполне обеспеченных семей.

Одних на такие действия толкает жажда острых ощущений, других в это вовлекают чужие взрослые либо родители [4, с. 112].

Работники служб по делам несовершеннолетних вместе с сотрудниками милиции пытаются вести борьбу с детским попрошайничеством, а также причинами, которые побудили их этим заниматься.

Они, регулярно отлавливая попрошаек, но после этого возникает следующая проблема, что с ними делать дальше возвращать их к родителям-алкоголикам, которые вероятно приложили усилия, для того чтобы их ребёнок начал заниматься попрошайничать.

В большинстве случаев уже на следующий день эти дети снова оказываются на улице. Лишать родителей родительских прав и направлять их в переполненные школы-интернаты это тоже не выход, оттуда дети бегут не меньше.

Нерадивые родители заставляют своих детей заниматься попрошайничеством, как правило, сначала они начинаю просить деньги у прохожих именно по желанию своих родителей.

Родители подростков-попрошаек предпочитают не показываться рядом со своими детьми, в то время когда подростки побираются в вагонах (или торгуют на перекрёстке букетами), взрослые наблюдают за ними издали, стараясь не привлекать внимания.

Но чаще детей оставляют вовсе без присмотра, а в случае чего связываются с ними по мобильному телефону [4, с. 113].

Если подростка задерживают, то родители оказываются как бы ни причём: «сами не знаем, что с ним делать». Даже если родителей взяли с поличным, призвать их к ответу закон не позволяет.

К уголовной ответственности за это можно привлечь лишь в одном случае, если удастся доказать, что взрослые вовлекли несовершеннолетних в антиобщественное поведение – принудили заняться попрошайничеством или проституцией.

Занятие проституцией исключены из списка ст. 151 УК РФ, так как в Уголовном кодексе имеется специальная норма, согласно которой вовлечение в занятие проституцией заведомо несовершеннолетнего является квалифицирующим признаков ч. 3 ст. 240 УК РФ [2, с. 369].

Примечание к статье 151 УК РФ, устанавливает, что её действие не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие попрошайничества или бродяжничества, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжёлых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Возвращаясь к выше сказанному, к привлечению к ответственности родителей вовлекших своих детей в занятие попрошайничеством то в данном случае дело можно возбудить только против того родителя, который попался на попрошайничестве в третий раз за год, причём с одним и тем же ребёнком. Существует ещё одна проблема: необходимо, чтобы ребёнок дал показания, что родители заставляют его заниматься данной деятельностью. В первом случае маленькие дети могут проговориться, то во втором случае ребята постарше выгораживают родителей.

Безнаказанными эти взрослые остаются ещё и потому, что в России не разработан механизм, по которому их можно задерживать, содержать в каком-нибудь специальном учреждении вместе с ребёнком до выяснения всех обстоятельств, а потом отправлять на родину. В 2005 г. было зарегистрировано 760 фактов эксплуатации взрослыми (в большинстве случаев родителями) детей-попрошаек, за шесть месяцев 2006 г. – 380 [4, с. 114].

Необходимо отметить такой распространённый способ попрошайничества, с использованием несовершеннолетних детей инвалидов, причём не только с увечьями, но и психическими заболеваниями. В соответствии с этим в ч. 3 ст.

Читайте также:  Адвокаты получат больше возможностей для защиты доверителей - юридические советы

151 УК РФ правильно было бы ввести новый квалифицирующий признак «беспомощное состояние», в данном случае под беспомощностью понимается не только физическое, но и психическое состояние, так называемая «Сфера сознания», способность осознавать и оценивать свои действия.

Что касается общественности, то одна из главных причин того, что мы сейчас имеем, – это равнодушие.

В отдельных регионах предпринимаются попытки усиления борьбы с попрошайничеством, а в частности с причинами, которые побудили их этим заниматься.

В это борьбу также должно входить не только предупреждение вовлечения в попрошайничество, но и оказание социальной, медицинской и иной помощи подросткам, оказавшимся в экстремальных условиях без определенного места жительства и т.д.

В числе важнейших направлений улучшения условий жизнедеятельности детей в современной России должна стоять их правовая защита. Данная защита должна выражаться в следующих конкретных задачах:

  • приведение законодательства РФ в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка; определение правового статуса ребёнка, его право на жизнь, развитие и благоприятные условия жизни [3, с. 34];
  • обеспечение защиты ребёнка от криминального воздействия, в том числе от вовлечения в совершение антиобщественных действий;
  • защита ребёнка от всех видов дискриминации, соблюдение его законных интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;
  • определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;
  • усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков.

Следовательно, попрошайничество кардинально нарушает нормальное развитие и формирование личности малолетних и несовершеннолетних, препятствует учёбе, развивает паразитические наклонности.

В результате вовлечения в антиобщественное поведение смываются границы морального и аморального, культурного и некультурного, одним словом если преступление не было пресечено, то это приводит к последующей деградации личности и всё это требует незамедлительных мер способных изменить существующую ситуацию в лучшую сторону.

Список литературы:

  1. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
  2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Элит, 2004. – 32 с.
  3. Комисарова В.С., Борзенкова Г.Н. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 3. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. – М.: ИКД Зерцало, 2002. – 468 с.
  4. Нагаев, В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / В.В. Нагаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 255 с.
  5. Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. [Текст] / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. – Т. 2: Особенная часть. – М.: Норма, 2006. – 944 с.

Прикрываться детьми станет невозможно. Правительство одобрило законопроект «О попрошайках»

19:20  09 февраля 2015 0

фото – Альбина Золотухина

Правительство России и МВД РФ одобрили проект закона «О попрошайничестве», разработанный зампредом комитета по регламенту Госдумы РФ Александром Курдюмовым. Напомним, согласно документу всем попрошайкам, использующим малолетних детей, будет грозить до 6 лет лишения свободы.

Действующая формулировка статьи 151 УК РФ предусматривает ответственность за «вовлечение» несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, однако, она не защищает права детей, которых нельзя вовлечь в попрошайничество в силу их малолетнего возраста либо состояния здоровья. Когда идет речь о грудных, малолетних или больных детях, юридическое понятие «вовлечение» к ним уже неприменимо, потому что они еще не способны осознать свои и чужие действия.

Изменения предполагают введение понятия «использование несовершеннолетних». Такая формулировка не позволит представителям криминальных структур избежать уголовной ответственности за профессиональное попрошайничество, сопряженное с использованием в этих целях детей.

«Как правило, такие преступления совершаются взрослыми, которые хотят вести паразитический образ жизни за счет несовершеннолетних. При этом жизнь и здоровье детей подвергается опасности. Данная поправка устраняет пробел в законодательстве, из-за которого попрошайки с младенцами на руках избегали наказания по статье 151 Уголовного кодекса РФ», — подчеркивал автор законопроекта.

«Концепция законопроекта заслуживает внимания, поскольку предлагается расширить круг субъектов данного преступления, установив ответственность за использование в антиобщественном деянии несовершеннолетних, не способных от него отказаться, в силу их малолетнего возраста либо состояния здоровья и (или) не осознающих свои и чужие действия», — отмечается в официальном отзыве правительства.

Кроме того, как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на защиту детей, которых нельзя вовлечь в попрошайничество в силу их малолетнего возраста либо состояния здоровья (грудные, малолетние дети, больные дети), поскольку они не способны осознавать свои и чужие действия.

Однако, исходя из содержания законопроекта, использоваться в целях попрошайничества могут не только малолетние, но и любые несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Правительство РФ поддержало законопроект с учетом замечаний.

В настоящее время документ дорабатывается депутатами и в ближайшее время будет внесен в правительство на рассмотрение.

Мвд россии предлагает ввести в ук рф статью об использовании детей для попрошайничества — семья, любовь, отечество

В УК РФ предлагается ввести отдельную статью об использовании детей для попрошайничества. Соответствующий законопроект1 разрабатывает МВД России.

В настоящее время существует ст. 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»), максимальное наказание по которой составляет шесть лет лишения свободы. В ней упоминаются такие деяния, как систематическое употребление спиртного и одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством и попрошайничеством.

Однако в МВД России отмечают, что эта статья не охватывает всех существующих видов преступной деятельности. Согласно сложившейся практике, под вовлечением в попрошайничество понимается побуждение самого ребенка к выпрашиванию денег и ценностей у посторонних граждан.

Но если попрошайки просто используют грудного или больного ребенка как инвентарь, нося его на руках, – он не производит никаких действий, а значит, не может идти речь о вовлечении его в антиобщественную деятельность.

Эта юридическая тонкость помогает нищим избегать наказания.

По мнению авторов законопроекта, подобное занятие является отдельным составом преступления. Какое наказание будет предусматривать новая статья, пока не уточняется.

По данным правоохранительных органов и благотворительных организаций, современных профессиональных нищих можно разделить на две категории: это добровольцы, которые приезжают в большие города на такого рода «подработку», и рабы, которых покупают, лишают паспортов и избивают.

Те и другие не являются бездомными, для них снимают квартиры (современные бомжи предпочитают не просить милостыню, а получать минимум необходимого на свалках и в благотворительных центрах).

Уголовные дела в отношении покровителей нищих крайне трудно расследовать, так как даже рабы часто отказываются свидетельствовать против своих хозяев, если те угрожают расправой либо, наоборот, обещают улучшить условия.

Дети используются нищими регулярно. Тем не менее, например, в Москве таких попрошаек сейчас практически не осталось.

В 2005 году широкий резонанс вызвала история женщины, которая использовала для попрошайничества ребенка, мертвого уже 14 часов (это выяснилось, когда женщину задержала милиция у метро «Текстильщики»).

После этого в столице устроили масштабную кампанию по ликвидации данного вида нищенства. Сейчас московские попрошайки предпочитают использовать вместо детей животных, прося подать «на приют».

Источник

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями —

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых.

Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях.

Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Читайте также:  Информацию о льготах при рождении ребенка родителям сообщат в загсе - юридические советы

Попрошайничество административное правонарушение

Часто мы сталкиваемся со случаем, когда незнакомые нам люди на улице очень настойчиво предлагают оказать какую-либо услугу, просят что-то приобрести или дать на безвозмездных условиях денежную сумму. Как можно догадаться, в данном случае мы говорим о попрошайничестве.

Попрошайничество – это паразитическая форма жизнедеятельности, выпрашивание денег либо иных материальных и нематериальных ценностей у незнакомых людей. Не привнося ничего положительного в общество, участники данного явления чаще всего порождают вредные и негативные события.

Они могут проявляться в подрыве социального равновесия, нарушении общественного порядка и, что еще хуже, в посягательстве на права других граждан. Данное явление далеко не всегда является признаком неблагополучия общества. Нищие и бродяги существовали в любую эпоху, независимо от степени экономического развития страны.

В виде исключения можно отметить те государства, где статья за попрошайничество предусматривает серьёзную ответственность в виде исправительных работ или лишения свободы. В нашей стране не существует какой-либо формы уголовной ответственности за то, что взрослый человек просит милостыню на улице или в метро.

Однако это не относится к тем случаям, когда взрослый использует ребёнка для наживы, вовлекая его в попрошайничество или бродяжничество. Отделаться одним лишь штрафом за такое правонарушение не удастся, мера ответственности здесь будет значительно более суровой.

Что же гласит закон Российской Федерации? В отличие от Уголовного кодекса РСФСР, в котором существовала специальная статья 209 «Тунеядство», включавшая в себя не только намеренный отказ от трудоустройства, но и попрошайничество, в современном российском законодательстве совершеннолетнему гражданину не грозит какая-либо ответственность за паразитический образ жизни.

Однако при этом выпрашивание денег у прохожих с использованием для этого несовершеннолетних, согласно ст. 151 УК РФ, является наказуемым деянием и предусматривает следующее наказание: обязательные работы до 480 часов; исправительные работы от года до двух лет; арест от 3 до 6 месяцев; лишение свободы до 4 лет.

Столь разнообразный перечень мер ответственности за попрошайничество, каждая из которых существенно отличается по тяжести, объясняется обстоятельствами, которые могут отягощать или, наоборот, смягчать вину гражданина.

Принимая решение о наказании, суд может учесть не только тяжелые жизненные условия, вынудившие мать с ребёнком заняться бродяжничеством, но и корыстные мотивы, когда несовершеннолетний занимается попрошайничеством лишь для незаконного обогащения других лиц. Существует такой вид попрошайничества, как «профессиональные попрошайки». Этот вид наиболее распространен, поскольку каждый нищий, находящийся под «опекой» криминальных структур, ежедневно приносит им немалый доход.

В государствах бывшего СНГ кроме всем привычного выпрашивания также развито интернетпопрошайничество, включающее мошенничество на порталах знакомств или в социальных сетях.

Бродяжничество и попрошайничество являются социально опасными явлениями, представляя собой питательную среду для криминала, наркомании, алкоголизма и проституции, незаконной миграции.

Если же речь идёт о ребёнке, живущем на улице или путешествующем без присмотра родителей, то задача государства состоит в скорейшем изъятии его из неблагоприятного социума.

Как правило, бродяжничество и попрошайничество взаимосвязаны, поскольку путешествующий без денег гражданин вынужден гдето находить средства к существованию. Не имея необходимой гарантии пропитания и денег для дальнейшего передвижения по стране, попрошайка может заняться воровством или грабежами. Таким образом, длительное проживание на улице социально опасно не только для самого бездомного, но и для окружающих его граждан.

Законодательство не предполагает ни уголовной, ни административной ответственности за бродяжничество. Исключением является лишь вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество. Однако если к взрослому бездомному у государства нет претензий, пока он не подозревается в причастности к криминалу, то малолетний попрошайка должен быть изъят из социально неблагоприятной среды как можно быстрее.

В настоящий момент ответственность за действия, расцениваемые как попрошайничество, исчерпывающим образом не выработана. В Кодексе об административных правонарушениях РФ можно увидеть лишь ст. 20.

1, согласно которой «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка…, сопровождающееся оскорбительным приставанием к гражданам…, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Однако данная статья не в полной мере раскрывает попрошайничество как форму нарушения общественного правопорядка, не отражает её содержание. Но как быть, если факт такого неправомерного действия налицо, а санкции нет? Неужели нужно все подобные нарушения рассматривать через призму состава ст. 20.

1 КоАП РФ? Вышеуказанная позиция не представляется верной, так как на уровне местного законодательства такой вопрос решен давно и более успешно, чем на уровне федеральном. Например, ярким примером в данном вопросе выступает ст. 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах» Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г.

№ 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в диспозиции которой определено: «Приставание к гражданам в общественных местах, то есть нарушение общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах».

В данном случае раскрыты все основные виды и формы попрошайничества, определены его признаки. Это понятие наиболее полно раскрывает сущность этого действия как противоправного, а потому нарушающего охраняемые права и законные интересы граждан.

В отношении данной статьи вопрос остается только один: слишком мала ответственность – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей. На наш взгляд, наказание должно быть наказанием, пусть даже административным.

Учитывая тот факт, что большинство «попрошаек» – как правило, лица без гражданства РФ (либо вообще незаконно находящиеся на территории нашей страны люди), более разумным и эффективным будет замена данной санкции на наказание, предусмотренное ст. 3.10 КоАП РФ, а именно административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Если же данное лицо является гражданином РФ, то к нему следует применить положения ныне не действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 г.

«О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами», то есть «направление на спецпоселение в отдалённые районы России с обязательным привлечением к трудовой деятельности лиц, занимающихся попрошайничеством, уклоняющихся от общественно-полезного труда и ведущих паразитический образ жизни, а также бродяг, не имеющих определенных занятий и места жительства».

Следующим примером нормативного регулирования общественных отношений, связанных с явлением попрошайничества, является ст. 13.3 «Приставание к гражданам» Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

В данном случае формулировка построена более лаконично, но в целом в ней переданы все существенные характеристики указанного действия. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 28.

3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.

20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. Если же такого соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осущест вляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий нет, сотрудники полиции могут принять участие лишь в сборе некоторых материалов (объяснение, рапорт), протокол сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации по статье, предусмотренной законом субъекта Российской Федерации, не составляется.

Анализируя вышесказанное, а также в силу общественной опасности рассматриваемых противоправных действий предлагается внести в главу 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ норму следующего содержания: ч.

1: «Попрошайничество – то есть приставание к гражданам в общественных местах, ведущее к нарушению общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена, приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, требований либо просьб о безвозмездной передаче денег, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах, – влечет для: а) граждан Российской Федерации высылку из места проживания и направление на спецпоселение в отдалённые районы России с обязательным привлечением к трудовой деятельности (в случае неприменения к данным лицам норм трудового законодательства в силу возраста, нетрудоспособности и иных оснований – направление в трудовые комиссии по месту проживания либо месту пребывания); б) для иностранных граждан, лиц без гражданства – административное выдворение за пределы Российской Федерации». ч. 2: «В случае если данное деяние реализовывалось на особо опасных местах (участок дороги, трассы, иные объекты), – влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей».

Заимствование подобной нормы способствует совершенствованию законодательства и устранению пробелов в праве.

Также стоит отметить, что в отношении приведенной статьи сложилась богатая практика применения, что дает основания говорить об успешном внедрении и использовании правовой нормы в систему КоАП РФ, так как многие процедурные моменты уже изучены, и предложены варианты по их решению.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос был, есть и будет актуальным, так как попрошайничество как паразитическая форма жизни является богатой почвой для дальнейшего развития преступных помыслов. Большое деяние начинается с малого. Поэтому лучше пресечь такое явление на корню, чем позже бороться уже с его более агрессивными формами.

Ссылка на основную публикацию