Аудиторов обязали сообщать о подозрительных клиентах в росфинмониторинг — юридические советы

Каждый «чих» уйдет в Росфинмониторинг. Чихайте с разрешения!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Продолжаю обзор законодательства. Знаете, у меня появилось правило: все документы, которые выходят из недр государственных органов, я называю «замечательными».

В наше время, если вдруг назовешь документ «незамечательным», социальная группа может обидеться.

Все социальные группы, будь то социальная группа Правительства, Госдумы или полиции, выпускают, безусловно, замечательные документы во благо бизнесменам.

Эти документы относятся к любой компании, которая привлекает аудиторов. Неважно, привлекаете вы аудиторов для цели проведения стандартного аудита или в качестве консультанта. Также эти документы относятся к бухгалтерско-аудиторским компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги. В том числе, эти два документа относятся к тем бизнесменам, которые передали свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Итак, первый документ: Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Раньше, если аудитор видел, что компания, по его мнению, подпадает под сотню многочисленных критериев отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористов, «аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев)». Т.е. раньше аудитор был обязан направить подобную информацию учредителям, директорам, и в течение 90 дней они должны были предпринять соответствующие меры. Теперь все по-другому.

Если аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то аудитор обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Причем уведомить, не уведомляя учредителей или директоров аудируемой компании. Крайне интересный документ…

Как все будет происходить – прочитайте в документе. В этом информационном сообщении дана многочисленная нормативная база, которую вы должны изучить.

В частности, аудиторы будут использовать специальную Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

При этом аудиторы не обязаны разглашать информацию. А передача аудиторами информации в Росфинмониторинг «не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)».

На кого распространяется эта инструкция? Цитирую: «на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы». Т.е. не только к аудиторам, но и к компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги.

Второй документ уже более детально расписывает, что должны делать индивидуальные предприниматели-бухгалтеры, бухгалтерские компании или бухгалтерско-аудиторские компании в отношении своих клиентов.

Документ называется так: Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процитирую наиболее важные моменты. Пункт 1: «Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах бухгалтерская компания на аутсорсинге будет «стучать» в Росфинмониторинг. Не хочу писать отсебятину, ведь вопрос серьезный. Если бизнесмен передал ведение своей бухгалтерии аутсорсинговой компании, наверняка, он рассчитывает на конфиденциальность, какую-то секретность.

И, наверное, бизнесмен не хочет, чтобы эта информация ушла в Росфинмониторинг, а затем автоматически  в банки. Я насчитал 25 служб, которые подключены к системе Росфинмониторинга и имеют право пользоваться этой информацией. Наверное, бизнесмены пока не готовы в онлайн-доступе подключиться к спецслужбам и сливать всю информацию… Нас к этому готовят.

Поэтому  важно знать, куда эта информация уйдет.

Цитирую пункт 4: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».

Что это за меры? Пункт 5 со ссылкой на статью 7.1 № 115-ФЗ. Итак, организации по всем вышеперечисленным основаниям, обязаны:

«5.1. Разработать правила внутреннего контроля. При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением № 667.

5.2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, установлены Постановлением № 492

5.3. Идентифицировать клиента (клиент — лицо, находящееся на обслуживании)…».

Куча нормативной базы… Подробно написано, как идентифицировать: необходимо собрать огромное досье на клиента.

Что же будет являться основанием документального фиксирования информации о своем клиенте и передача этой информации в Росфинмониторинг. Ну, например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Если бухгалтер посчитает, что у вас нет очевидного экономического смысла – «тук-тук» в Росфинмониторинг.

Читайте также:  Должностная инструкция исполнительного директора - юридические советы

Если сделка не соответствует целям деятельности организации, установленными учредительными документами, информация уйдет в Росфинмониторинг.

Или, допустим, цитирую: «выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Казалось бы, ни о чем… Нет! Для этого нужно знать №115-ФЗ. Чихнул – информация ушла в Росфинмониторинг. Потому что мне показалось, что во время чихания ты таким образом подавал сигналы террористам. Не надо чихать.

Чихать надо с разрешения! Чтобы это соответствовало закону… Еще один момент мне нравится: «Основаниями документального фиксирования информации являются: иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Знаете, все перевернуто с ног на голову… Например, обналичка относится к отмыванию доходов, полученных преступным путем. Я знаю, о чем говорю. Что такое «отмывание доходов, полученных преступным путем»? Например, кто-то продал наркотики и деньги от продажи, например, вложил в недвижимость.

Эта операция будет отмыванием доходов, полученных преступным путем. Или, к примеру, кто-то не оприходовал деньги по кассе. Если сумма большая, эта операция может попасть под состав преступления… Транзитные операции – отмывание доходов. Снял деньги со счета –  отмывание доходов. Положил деньги на счет – отмывание доходов.

Попросил коммерческий банк поскорее провести операцию – попал под подозрение.

Что бы ты ни делал, ты можешь подпасть под критерии отмывания доходов, полученных преступным путем… Да, возможно, потом ты сможешь доказать коммерческому банку, что никакого отмывания доходов не было, подтвердишь легальность происхождения денежных средств, уплату налогов, предоставишь первичку, но головняк ты получишь. Поэтому надо знать, с чем можно столкнуться.

В этом документе много-много всего написано.

Вот, например: «Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС)… ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью». Дальше написано, что должно содержать сообщение. Главное, бизнесмен об этом даже знать не будет…

Цитирую еще один «шедевр»: «Кроме того, лица, оказывающие бухгалтерские услуги, целесообразно участвовать в добровольном сотрудничестве с Росфинмониторингом путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах». Понятно, господа бухгалтеры? Вы должны не только подключиться к системе Росфинмониторинга, создать личный кабинет и передавать информацию, но и добровольно заполнять соответствующие опросные листы.

Рекомендации

Если вы создали бухгалтерию на аутсорсинговую, обязуйте директора этой организации зарегистрироваться в Росфинмониторинге.

Я надеюсь, что аутсорсинговая компания, которая обслуживает вашу группу компаний, будет действовать на основе здравого смысла.

И, сотрудничая с Росфинмониторингом, будет передавать ту информацию, которая не будет подпадать под отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Я 15 лет работаю в области легализации бизнеса. Я точно знаю, что вы, бизнесмены, никогда в жизни не занимались отмыванием доходов, полученных преступным путем. Вы никогда не финансировали террористов или экстремистов.

Во всяком случае, через меня проходят тысячи людей, и мы таких не встречали. Поэтому вам опасаться нечего. Пусть ваша бухгалтерская компания спокойненько зарегистрируется в Росфинмониторинге.

Продолжайте спокойно работать, зная эти замечательные инструкции.

Более подробно об этом мы поговорим на ближайшем семинаре, который пройдет 30-31 мая в Москве. Два дня я буду давать законные решения по оптимизации налогов, обеспечению безопасности активов, субсидиарке. Целых два дня.

Приглашаю – не пожалеете.

Спасибо. Удачи в делах.

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР В МОСКВЕ 30-31 МАЯ

Ссылки на нормативную базу:

Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22

Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной №115-ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110

Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Источник: https://turov.pro/kazhdyiy-chih-uydet-v-rosfinmonitoring-chihayte-s-razresheniya-c/

Аудиторов обязали «стучать» о сомнительных клиентах

4 мая вступил в действие ФЗ N112, обязывающий аудиторов конфиденциально сообщать в Росфинмониторинг обо всех подозрениях в адрес проверяемых.

Декларируемая цель закона – борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Но, как отмечают эксперты, под него подпадает и такая распространенная практика, как «обнал» – обналичивание финансовых средств с целью ухода от налогов. К каким последствиям это приведет?

Аудиторы проверяют, как происходит бухгалтерский учет в компаниях. Разные его виды (налоговый, международный и так далее) ведутся по разным принципам и у каждого из них свой получатель. Это могут быть налоговая, российский и зарубежный менеджмент, а также инвесторы, в том числе потенциальные. Каждый из них вправе усомниться в том, что учет доходов и расходов производится правильно.

– Аудиторы – это высокопрофессиональные проверяющие, которые должны точно знать все тонкости законодательства. Задача бухгалтера – рутинное ведение документации.

Он может ошибиться, выбрать рискованное решение в неоднозначной ситуации.

Когда нужно получить мнение специалиста со стороны, привлекают аудитора, – объясняет Валентина Зайцева, главный бухгалтер одной из крупных петербургских компаний.

Часто к аудиту прибегают руководители бизнеса, желающие проверить собственную бухгалтерскую службу. В ходе налоговой проверки заключение аудиторов может стать весомым аргументом в пользу «невиновности» компании. Некоторые организации должны проходить обязательный аудит – в этом случае частные аудиторские фирмы, по сути, замещают собой надзорные органы.

– Аудиторская проверка мягче, чем проверка налоговой. Во время проведения аудита некоторые нарушения могут быть устранены. Это нечто среднее между внутренним самоконтролем организации и жестким контролем государства.

Читайте также:  Право на суд присяжных получили женщины, пожилые мужчины и военные - юридические советы

В самой аудиторской профессии заложена двойственность: тебя нанимает заказчик, но потребитель твоих отчетов не он. Вся твоя деятельность зиждется на том, что ты должен найти недостатки и непредвзято заявить о них. Тебе платят за критику.

Что сделают с твоим заключением потом – спрячут в стол или опубликуют на сайте, – другой вопрос. Конечно, очень соблазнительно нанять аудиторскую компанию, которая тебе напишет, что все отлично. Но это обесценивает весь смысл проверки.

Если пойдет слушок, что аудиторы покрывают нарушения (а налоговая их не любит), к заключениям таких компаний будут относиться предвзято, – объясняет собеседница издания.

Требование «сдавать» Росфинмониторингу своих клиентов ставит аудиторов в щекотливое положение. С одной стороны, они должны оставаться непредвзятыми, а с другой – клиенты рассчитывают на дружественный настрой.

– По закону, аудиторы должны писать в Росфинмониторинг о своих подозрениях, ни в коем случае не ставя об этом в известность проверяемую организацию. Тихонько, чтобы Росфинмониторинг успел подкрасться.

Это способ руками аудиторов провести то, на что сегодня нет человеческих и денежных ресурсов у Росфинмониторинга и налоговой. Ситуация совсем как с банками, которые обязали сообщать о подозрительных действиях клиентов.

Это сделает отношения между аудиторами и их клиентами более напряженными, – считает главный бухгалтер.

По ее словам, изменения могут привести к сужению рынка аудиторских услуг, однако критических последствий ждать не стоит. Некоторые малые и средние фирмы решат вообще не привлекать аудитора, если он может донести об ошибках, или будут искать «договороспособные» аудиторские конторы.

Однако аудиторская проверка – не всегда добровольный шаг. Это может быть нужно инвесторам, головному офису за границей или налоговой, а значит – предприниматели никуда не денутся. По мнению Валентины Зайцевой, аудиторские фирмы будут искать гибкую тактику взаимодействия с клиентами.

– Как вообще можно проверить, что аудиторы не донесли? Допустим, придет налоговая проверка, которой покажется, что компания обналичивала средства. Теоретически она может спросить аудиторов: «Как же вы недосмотрели?». Но формулировка закона: «сообщать обо всех имеющихся подозрениях», – очень расплывчата.

«Подозрение» означает, что, даже если у вас нет доказательств, вы должны о нем сообщить, но что, если вы не обратились, потому что у вас не было доказательств и поэтому не возникло подозрений? Думаю, аудиторы смогут избежать ответственности за недоносительство.

Но, с другой стороны, некоторые аудиторские компании не захотят себе репутационных издержек. Обычно они будут стараться сообщать своим заказчикам: «Вот это – очень плохо, исправьте». Но если будут видеть, что их услугами хотят воспользоваться, чтобы прикрыть откровенные нарушения, то сообщат, кому следует.

Никто из крупных аудиторских компаний не будет сознательно покрывать очевидные огрехи. Основа их репутации – неподкупность, – говорит главбух.

По мнению Валентины Зайцевой, главная задача поправок в закон об аудиторской деятельности – борьба с теневыми финансовыми операциями («обналом») и ужесточение фискального контроля.

– Сделает ли это весь бизнес «белым»? Думаю, нет. Бизнес «черный» не потому, что его не проверяют. Тут действует целый комплекс экономических причин. Для некоторых компаний выход сию секунду в белое поле – смерти подобно.

Все их цены установлены, исходя из того, что какая-то часть доходов находится в тени. Каждый вид аудируемых компаний будет подстраиваться под новую ситуацию.

Возможно, те, у кого все было очевидно неприглядно, постараются платить чуть больше налогов или поменяют схемы, – полагает собеседница издания.

Источник: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/47517-auditorov-obyazali—stuchat—o-somnitelnykh-klientakh.html

Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность.

Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.

4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.

Андрей Гривцов
Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва

До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.

Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:

  • исправно платить страховые взносы;
  • своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
  • не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.

Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности.

При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года.

Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе
Для кого актуально: Генеральный Директор

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС.

Читайте также:  Каковы правила и процедура выписки из квартиры при продаже - юридические советы

Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен.

Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно.

В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата.

Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности.

А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков.

Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник:

Источник: https://fingu.ru/blog/auditorov-obyazali-stuchat-na-klientov-i-eshche-tri-vazhnye-popravki/

Аудиторов обяжут сообщать о подозрительных сделках клиентов

← все новости

12.08.2016

Аудиторов все-таки обяжут стучать на своих клиентов, но не в Центральный банк, как это неоднократно предлагалось сделать, а в Росфинмониторинг.

Вчера были обнародованы поправки, закрепляющие их обязанность следить за подозрительными сделками клиентов и информировать о рисках профильное ведомство. Впрочем, сначала их предстоит принять, а затем разработать к ним соответствующую нормативную базу.

Да и после этого всегда найдутся игроки, готовые за плату помочь обойти закон, так что спрос на услуги черных аудиторов может только вырасти, опасаются участники рынка.

Проект поправок к законам «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Об аудиторской деятельности» вчера был размещен на сайте Regulation. gov. ru. Изменения крайне важны для аудиторов. Ими вводится обязанность сообщать в Росфинмониторинг о сомнительной или кажущейся таковой активности клиентов.

Делать это надо, согласно тексту поправок, «при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Как следует из пояснительной записки к проекту, он разработан с целью приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В Минфине, который курирует аудиторский рынок, сообщили, что документ поступал к ним на согласование и был одобрен министерством.

На сегодняшний день обязанности оперативно сообщать о чем-либо напрямую в Росфинмониторинг для аудиторов нет.

«Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг», одобренные советом по аудиторской деятельности при Минфине, не содержат упоминания антиотмывочного законодательства.

Аудиторские федеральные стандарты ФСАД 6/2010 и 5/2010 обязывают аудиторов рассматривать риски искажения отчетности из-за несоблюдения антиотмывочных норм, но не требуют информировать об этом Росфинмониторинг, говорит генеральный директор аудиторской компании «Аудит Бизнес Платформа» Татьяна Михайлович.

По ее словам, о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства аудитор должен сообщать учредителям (участникам) проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции — в уполномоченный орган. При этом Росфинмониторинг сейчас не указан в качестве такового.

Интересно, что идея заставить аудиторов, по сути, стучать на своих клиентов появляется далеко не первый раз. Однако во всех предыдущих случаях (ни одна из идей реализована так и не была) получателем этой информации предлагалось сделать Центральный банк. При этом акцента именно на сомнительных с точки зрения антиотмывочного законодательства операциях ранее не делалось.

Впрочем, в текущем виде законопроект будет не слишком эффективен в практическом применении, указывают эксперты. Хотя, по сути, норма закона является обязательной для исполнения, необходимы дополнительные нормотворческие усилия, чтобы она заработала. Дело в том, что ответственность за неисполнение закона есть. «Например, по ст. 15.

27 КоАП за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен штраф для должностных лиц до 30 тыс. руб., для организаций — до 200 тыс. руб.«,— указывает собеседник «Ъ», близкий к Росфинмониторингу.

Однако, прежде чем штрафовать кого-либо за новую норму, необходимо установить детальный порядок ее действия, что конкретно, кому именно и по каким каналам передавать, в настоящее время таких правил для аудиторов нет, утверждать их должен надзорный орган, в данном случае — Минфин, резюмировал собеседник «Ъ».

«Для реализации закона необходимо также установить четкие сроки для этих сообщений»,— считает генеральный директор МКПЦ Дмитрий Винокуров.

Минфин уверяет, что подобный нормативный акт будет. «Мы постоянно совершенствуем нормативную базу и, как только поправки будут приняты, разработаем необходимые правила внутреннего контроля»,— заверили в Минфине.

Однако пока нет правил — и нет ответственности. В такой ситуации аудиторы опасаются, что подготовка к принятию закона может обернуться негативными последствиями для рынка.

«Например, может вырасти спрос на услуги тех аудиторов, которые не только не собираются сообщать в Росфинмониторинг о возможном невыполнении клиентом антиотмывочного законодательства, но еще и окажут консультации по надлежащему оформлению сомнительных операций»,— отмечает Татьяна Михайлович.

Вероника Горячева

Источник: http://www. kommersant. ru/Doc/3059567

Все изменения подробно представлены в Системе Главбух

Источник: http://kgermak.ru/news.php?id=333

Ссылка на основную публикацию