Ифнс может поставить отметку о приеме на копии декларации по запросу налогоплательщика — юридические советы

При утере налоговой декларации плательщик может получить ее копию в налоговой инспекции

За невыполнение, по мнению плательщика, неправомерного решения налогового органа (его должностных лиц) плательщик будет привлечен к ответственности

Необходимость в получении копий налоговых деклараций (расчетов) обусловлена ситуациями, когда у плательщика такие документы, например, вследствие утраты, хищения, наступления форс-мажорных обстоятельств, отсутствуют. Как известно, при отсутствии у плательщика документов, обеспечивающих возможность исчисления размера налогов, контролирующий (надзорный) орган вправе определить размер причитающихся к уплате в бюджет налогов:

– на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

– сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;

– расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Очевидно, что исчисление налогов такими методами не в интересах плательщика, в связи с чем плательщику предоставляется возможность получить в налоговом органе копии ранее представленных налоговых деклараций (расчетов), восстановить бухгалтерский, налоговый учет и представить документы бухгалтерского, налогового учета в налоговый орган в установленный им срок.

Предоставление налоговым органом плательщику информации о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, призвано способствовать своевременному исполнению последним налогового обязательства.

Такие права плательщик может реализовать путем подачи заявления в налоговый орган по месту постановки на учет. При этом информация о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, подлежит представлению плательщику в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст.

 82 НК). Срок представления плательщику копии представленной им ранее налоговой декларации (расчета) НК не установлен. Полагаем, что к такой ситуации подлежит применению срок, определенный Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (п. 3 ст.

 17), – продолжительностью 15 дней.

Также закреплено право плательщика не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям НК.

Кроме того, плательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков (подп. 1.8 п. 1 ст. 21 НК).

Эти права плательщика корреспондируют с обязанностью налогового органа и его должностных лиц действовать в строгом соответствии с законодательством (ст. 82 НК).

Неправомерными являются решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не основанные на нормах НК.

Например, неправомерными решениями могут быть решения:

– по акту проверки, о приостановлении операций по счетам в банке, об аресте имущества, взыскании налога.

Справочно: с 1 января 2013 г. установлен срок, в течение которого решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика по его счетам в банке должно быть доведено до банка и плательщика на бумажном носителе или в виде электронного документа, – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 5 ст. 53 НК).

Если такое решение доводится до плательщика на бумажном носителе, то он (его представитель) должен получить его под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении);

– о досрочной уплате налогов; передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего плательщику; об обеспечении транспортом; предоставлении средств связи; представлении налоговой отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства; представлении документов, не предусмотренных НК; включении в налоговую декларацию (расчет) сведений, не указанных в п. 7 ст. 63 НК.

От редакции:
Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины), за исключением следующих данных (п. 7 ст. 63 НК), а именно:

тип декларации (расчета): ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

наименование и код налогового органа;

место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица);

полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица);

номер контактного телефона;

среднесписочная численность работников за отчетный период;

фонд заработной платы;

код вида экономической деятельности;

чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета;

общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, предусмотренном подп. 3.13.1 и 3.13.3 п. 3 ст. 286 НК;

общая площадь земельных участков, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, определенном подп. 3.14.1 п. 3 ст. 286 НК.

Каким же образом может быть реализована указанная норма?

На практике невыполнение плательщиком неправомерных решений налогового органа и требований их должностных лиц влечет привлечение плательщика к ответственности, поскольку критерии неправомерности решения или требования у плательщиков и налоговых органов различны.

В силу презумпции законности решений налоговых органов (требований их должностных лиц) до их признания незаконными по установленной процедуре они будут считаться законными, соответствующие решения (требования) должны исполняться.

Законодательство не устанавливает каких-либо правовых последствий, если плательщик только сочтет решение налогового органа (требование его должностных лиц) незаконным. Хотя плательщик может инициировать в уполномоченных органах процедуры по признанию этих решений таковыми. Смысл нормативного положения подп. 1.81 п. 1 ст.

 21 НК, как представляется, заключен в том, что плательщик не может нести отрицательных последствий неисполнения им решений налоговых органов (требований их должностных лиц), если впоследствии в надлежащем порядке будет установлена незаконность данного решения (требования).

Наиболее эффективным в большинстве случаев является инициативный способ защиты прав путем обращения плательщика к уполномоченному органу. Так, например, если налоговый орган в нарушение ст.

 75 НК при проведении проверки будет требовать представления документов и (или) информации, не имеющих отношения к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (например, статистических отчетов), либо представления документов и (или) информации в отношении плательщика, в отношении которого не проводится проверка, для плательщика, не представившего такие документы и (или) информацию, имеет смысл активно защищать свои права через обращение к вышестоящему налоговому органу о признании незаконным требования о представлении документов и (или) информации.

Пунктом 11 ст. 21 НК установлено общее право плательщиков взаимодействовать с налоговым органом в электронном виде. До 1 января 2013 г.

такое взаимодействие ограничивалось представлением в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), сообщений, заявлений, уведомлений в виде электронного документа и  получением от налогового органа соответствующих подтверждений, решений. С 1 января 2013 г.

плательщик вправе создавать первичные учетные документы в виде электронного документа, например, производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов (п. 5 ст. 107 НК).

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять только по требованию налогового или иного государственного органа

С этого года плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, не только в налоговый орган по месту постановки на учет, но и иным государственным органам (иным организациям, должностным лицам) (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК), например при обращении в суд, нотариальные конторы, прокуратуру – при использовании льгот по государственной пошлине.

Кроме того, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять по требованию налогового или иного государственного органа (иной организации, должностного лица). При отсутствии такого требования представление документов, подтверждающих право на налоговые льготы, – право, а не обязанность плательщика.

Установлена обязанность плательщика представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.

Это обусловлено необходимостью осуществления налоговыми органами контроля за уплатой налогов плательщиками, находящимися в процессе ликвидации.

Ведь после проведения налоговым органом проверки такого плательщика в связи с его ликвидацией и представления в регистрирующий орган справки об отсутствии задолженности перед бюджетом у него может возникнуть налоговое обязательство, например, в связи с реализацией имущества для расчетов с кредиторами при недостаточности денежных средств. Однако налоговый орган не вправе после проведенной проверки вновь проводить проверку плательщика.

Поэтому указанная обязанность должна быть исполнена в течение 2 рабочих дней со дня утверждения балансов в соответствии с законодательством.

Не все предоставляемые плательщиком сведения имеют статус налоговой тайны

С 1 января 2013 г. установлено, что сведения, предоставляемые не только налоговым или правоохранительным, но и иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ, не составляют налоговую тайну (подп. 1.6 п. 1 ст. 79 НК).

В частности, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.

2008 (далее – Соглашение) установлена обязанность органов государственной власти (управления) Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан предоставлять по соответствующим запросам органу, проводящему расследования, необходимую для целей проведения расследования информацию, предусмотренную Соглашением (п. 6 ст. 35). Орган, проводящий расследования, определяется Комиссией Таможенного союза (п. 4 ст. 3 Соглашения).

Читайте также:  Входящий ндс предприятия-банкрота при реализации его имущества нужно восстановить - юридические советы

Кроме того, установлено, что к сведениям, не составляющим налоговую тайну, относятся информация о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и дата решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подп. 1.33 п. 1 ст. 79 НК).

Налоговые органы вправе проводить мониторинги

Право налоговых органов на проведение мониторинга закреплено в подп. 1.81 п. 1 ст. 81 НК.

Мониторинг – это новая форма контроля (надзора).

Она заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

По результатам мониторинга должностное лицо налогового органа должно оформить аналитическую (информационную) записку. На основании этой записки руководитель (его заместитель) налогового органа вправе принять одно из следующих решений:

– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности плательщика;

– направить в адрес плательщика рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

– применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении плательщика и (или) его должностных лиц в случае невыполнения им рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Справочно: порядок проведения мониторинга определен Положением, утвержденным Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Из НК исключена норма, согласно которой на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки налоговый орган мог приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассового оборудования (подп. 1.131 п. 1 ст. 81 НК). Данное изменение осуществлено с целью приведения норм НК в соответствие с нормами Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В целях содействия исполнению плательщиками налогового обязательства с 2013 г. налоговый орган обязан представлять по заявлению плательщика информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций для уплаты налогов, сборов, пеней, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст. 82 НК).

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/pri-utere-nalogovoi-deklaratsii-platelsh

О налогах и о жизни

14 июля 2011 года ВАС РФ по первой инстанции  рассмотрел спор о признании частично недействующим п.

141 Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н.

Фабула: Налогоплательщик обратился в налоговый орган с требованием о проставлении на копии отправленной им по почте налоговой декларации отметки о принятии. Налоговый орган, ссылаясь на п. 141 Регламента налогоплательщику отказал.



По мнению налогоплательщика: отказ налогового органа поставить на копии отправленной по почте налоговой декларации отметку о принятии нарушает п. 4 ст. 80 НК РФ и ст. 141 Регламента, которые обеспечивают одинаковый объем прав налогоплательщикам, представляющим налоговые декларации на бумажном носителе разными способами.

По мнению налогового органа: обязанность проставления отметки возникает только в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации на бумажном носителе лично или через представителя. При направлении налоговой декларации почтовым отправлением указанная обязанность Кодексом и Регламентом на налоговые органы не возлагается.



ВАС РФ указал,рассматривая дело по I инстанции, что согласно п. 141 Регламента, при приеме налоговых деклараций, представленных на бумажных носителях налогоплательщиком лично или через представителя, на титульном листе налоговой декларации должностное лицо налогового органа проставляет отметку о принятии и дату приема с оттиском штампа «Принято». По просьбе налогоплательщика или его представителя на копии налоговой декларации проставляется отметка о принятии налоговой декларации и дата ее приема.

При этом необходимо учитывать, что в п. 4 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан проставить по его просьбе на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату получения налоговой декларации при ее представлении на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме этой декларации в электронном виде — при ее получении по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, суд указал, что толкование налоговыми органами п. 141 Регламента не соответствует цели, указанной в п. 1 Регламента и противоречит ст. 80 НК РФ. Поскольку оно приводит к неравному подходу по отношению к налогоплательщикам, направляющим налоговые декларации в налоговые органы почтовым отправлением, по сравнению с налогоплательщиками, представляющими эти декларации лично или через представителя.Пункт 141 Регламента признан судом недействующим в той мере, в которой эта норма (по смыслу, придаваемому налоговым органом) препятствует проставлению на копии декларации отметки о её принятии и дате получения.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2011 г. N ВАС-5591/11

Источник: http://www.nalog-briz.ru/2011/11/14072011-559111.html

Отметь декларацию в ИФНС! На всякий случай…

Когда налогоплательщик подает декларацию, путем отправки ее через почту, днем подачи декларации является день, в который декларация была отправлена на почте, при этом опись вложения подтверждает, что налогоплательщиком действительно была отправлена налоговая декларация.  Таким образом, налогоплательщику отправившему декларацию по почте нет необходимости приезжать в налоговую и ставить отметку о принятии декларации.

Однако некий предприниматель Зосименко, решил «на всякий случай» съездить в налоговую и поставить  отметку о принятии. В налоговой инспекции ему естественно отказали, но Зосименко на этом не успокоился и подал в суд.

Данный спор был рассмотрен Высшим Арбитражным Судом в Решение ВАС от 14 июля 2011 г. № ВАС-5591/11

Не зависимо от формы предоставления налоговой декларации, налоговые органы обязаны поставить на копии декларации отметку о ее принятии. К такому выводу пришел ВАС РФ, рассмотрев соответствующее заявление индивидуального предпринимателя Зосименко Александра Александровича.

Суть дела:

ИП Зосименко А.А. отправил налоговую декларацию почтовым отправлением с описью вложения, после чего пришел в налоговую инспекцию и попросил должностное лицо проставить отметку о принятии декларации на его копии, предъявив документы подтверждающие отправку декларации по почте.

Должностным лицом было отказано предпринимателю в проставлении данной отметки. После этого Зосименко А.А.

обратился в суд  с заявлением о признании недействующим пункта 141 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчётов) и разъяснению порядка их заполнения, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н (далее — Регламент), как несоответствующего пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и статье 19 Конституции Российской Федерации в том смысле, какой этому пункту придаётся налоговыми органами, а именно, что должностное лицо налогового органа, ответственное за исполнение государственной функции, не обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставлять отметку о принятии налоговой декларации (расчёта) и дату приёма на представленной им копии налоговой декларации, если оригинал налоговой декларации был направлен налогоплательщиком в налоговый орган почтовым отправлением с описью вложения.

Читайте также:  Правила составления проводок в бухгалтерском учете - юридические советы

Позиция ВАС РФ:

Суд встал на сторону предпринимателя сделав следующие выводы из действующего налогового законодательства:

Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан проставить по его просьбе на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату получения налоговой декларации при её представлении на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приёме этой декларации в электронном виде — при её получении по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, Кодекс обязывает налоговый орган проставить на копии налоговой декларации отметку о получении налоговой декларации вне зависимости от способа доставки такой декларации — либо лично или через представителя, либо почтовым отправлением.

Как отражено в пункте 1 Регламента, он разработан в целях повышения качества исполнения ФНС России возложенной на неё государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков и определяет сроки и последовательность действий административных процедур этого государственного органа, её территориальных органов и должностных лиц.

В пункте 141 Регламента установлено, что при приёме налоговых деклараций, представленных на бумажных носителях налогоплательщиком лично или через представителя, на титульном листе налоговой декларации должностное лицо налогового органа проставляет отметку о принятии и дату приёма с оттиском штампа «Принято». По просьбе налогоплательщика или его представителя на копии налоговой декларации проставляется отметка о принятии налоговой декларации и дата её приёма.

Согласно пункту 146 Регламента при представлении налоговых деклараций почтовым отправлением должностное лицо налогового органа, ответственное за делопроизводство, проставляет на титульном листе налоговой декларации дату её направления и дату её поступления по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, а также свою подпись и не позднее рабочего дня, следующего за днём приёма, передаёт эту декларацию в соответствующее структурное подразделение инспекции в программном продукте по ведению делопроизводства

Само по себе отсутствие в пункте 146 Регламента специального указания на возможность проставления налоговым органом упомянутого штампа на копии налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишён права получить такую отметку.

Поэтому отказ налогового органа от проставления указанного штампа противоречит пункту 4 статьи 80 Кодекса и не соответствует заявленной в пункте 1 Регламента цели его принятия, обусловленной созданием налогоплательщику комфортных условий, а также необходимостью фиксации исполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса.

Источник: https://blogfiscal.info/?p=6075

Должны ли ставить отметку о принятии отчета в налоговой?

Геннадий Мыслитель (7770) 4 года назадНалоговая в данном случае руководствуется Административным регламентом. В этой административной процедуре ничего не сказано о проставлении отметки о приеме налоговой декларации после ее получения по почте. Однако они забывают, что ВАС РФ признал п.

141 Административного регламента не соответствующим НК РФ и не действующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение — по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, — препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения. Напомните Вашим налоговикам о Решении ВАС РФ от 14.07.

2011 N ВАС-5591/11, если будут и далее упорствовать то жалобу сначала начальнику ФНС, и потом в вышестоящую. Но думаю звонка начальнику отдела и переговоров по телефону будет достаточно.. . BeSteya Мыслитель (6710) 4 года назадДолжны, подарите им налоговый кодекс и зачитайте п. 4 статьи 80: 4.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) , представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату) , и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Марго Гений (66350) 4 года назад

Есть только одно объяснение — до налоговиков не дошла ваша отчетность или они ее не ввели в электронную базу.
А для тендеров достаточно приложить к копиям отчетности квитанцию и опись документов (с отметкой почтового отделения) .

Ведь на основании НК РФ отчетность можно сдавать 3-мя способами — лично, почтой и по электронным каналам связи. Мы отправляем по электронке и я к тендерной документации прикладываю распечатку квитанции оператора (Такском) о доставке отчетности в ИФНС.

Очень редко хожу в налоговую, иногда ставлю штампики на баланс «Получено по электронным каналам связи», но обычно прикладываю распечатки квитанций — и никаких проблем.

404 Гений (73974) 4 года назад

в вашем случае не должны ставить отметку в виде синей печати. Если вы отправляли отчет в 2010 году по почте, то вашей отметкой будет опись и чек с почты. А налоговая не должна ставить вам повторную отметку на одном и том же отчете, если вы его отправляли по почте.

OK! Мастер (1094) 4 года назад

почтовая опись вложения это и есть отметка о сдаче отчетности. а если нужна отметка налоговой, то сдавайте лично инспектору отчетность.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/94701794

Копия декларации в ИФНС

Налоговиков обяжут проставлять на копии налоговой декларации штампа о принятии налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением.

Данный вывод сделал ВАС РФ 14.07.2011 по делу № ВАС-5591/11.

Суд установил: индивидуальный предприниматель Зосименко

Александр Александрович (далее – предприниматель) обратился в Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании

недействующим пункта 141 Административного регламента Федеральной

налоговой службы по исполнению государственной функции

по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме)

налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах

и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке

исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях

налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,

полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также

представлению форм налоговых деклараций (расчѐтов) и разъяснению

порядка их заполнения, утверждѐнного приказом Министерства финансов

Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н (далее – Регламент),

как несоответствующего пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса

Российской Федерации (далее – Кодекс) и статье 19 Конституции

Российской Федерации в том смысле, какой этому пункту придаѐтся

3

налоговыми органами, а именно, что должностное лицо налогового органа,

ответственное за исполнение государственной функции, не обязано

по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставлять отметку

о принятии налоговой декларации (расчѐта) и дату приѐма

на представленной им копии налоговой декларации, если оригинал

налоговой декларации был направлен налогоплательщико м в налоговый

орган почтовым отправлением с описью вложения.

В обоснование заявленного требования предприниматель указал,

что налоговая инспекция по месту постановки его на налоговый учѐт

как налогоплательщика отказала в проставлении на копии налоговой

декларации отметки о получении налоговой декларации. Управление

Федеральной налоговой службы по городу Москве и Федеральная

налоговая служба, сославшись на пункт 4 статьи 80 Кодекса и пункты 141,

146 Регламента, признали такой отказ правомерным.

По мнению налоговых органов, обязанность проставления данной

отметки возникает только в случае представления налогоплательщиком

налоговой декларации на бумажном носителе лично или через

представителя. При направлении налоговой декларации почтовым

отправлением указанная обязанность Кодексом и Регламентом

на налоговые органы не возлагается.

Предприниматель утверждает, что налоговыми органами нарушены

пункт 4 статьи 80 Кодекса и статья 141 Регламента, обеспечивающие

одинаковый объѐм прав налогоплательщикам, представляющим налоговые

декларации на бумажном носителе разными способами.

Само по себе отсутствие в пункте 146 Регламента специального

указания на возможность проставления налоговым органом упомянутого

штампа на копии налоговой декларации, оригинал которой направлен

почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишѐн права

получить такую отметку. Поэтому отказ налогового органа

от проставления указанного штампа противоречит пункту 4 статьи 80

Кодекса и не соответствует заявленной в пункте 1 Регламента цели его

Читайте также:  Преднамеренное банкротство - признаки и последствия - юридические советы

принятия, обусловленной созданием налогоплательщику комфортных

условий, а также необходимостью фиксации исполнения

налогоплательщиком обязанности, предусмотренной подпунктом 4

пункта 1 статьи 23 Кодекса.

Учитывая изложенное, суд считает, что толкование налоговыми

органами указанных положений Регламента, как не допускающих

проставление на копии налоговой декларации штампа о принятии

налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым

отправлением, не соответствует их системному толкованию

во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 80 Кодекса и пунктом 1 Регламента.

Данное толкование привело бы – в нарушение принципа равного

положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом –

к неравному подходу по отношению к налогоплательщикам,

направляющим налоговые декларации в налоговые органы почтовым

6

отправлением, по сравнению с налогоплательщиками, представляющими

эти декларации лично или через представителя.

Таким образом, пункт 141 Регламента в той мере, в которой

содержащееся в нѐм положение – по смыслу, придаваемому ему

налоговыми органами, – препятствует проставлению на копии налоговой

декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате еѐ

получения, не соответствует пункту 4 статьи 80 Кодекса.

Источник: http://lawedication.com/blog/2011/08/01/kopiya-deklaracii-v-ifns/

Отказ в приеме налоговой декларации из-за неверно указанного ОКАТО

В этом году получила уведомление о том, что по мнению налоговой я совершила налоговое правонарушение, и в отношении меня возможны санкции в виде штрафа.

Причина сложившейся ситуации — это отказ налоговой в приеме налоговой декларации, отправленной мною по почте, из-за неверно указанного кода ОКАТО. Ниже хронология событий и выдержки из НК, относящиеся к этому случаю.

Декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, я отправила в установленные сроки. Где-то в июне мне позвонили из налоговой, сказали, что в декларации неверно указан код ОКАТО и что ее нужно сдать заново с правильным кодом, а также, что мне выслали соответствующее письмо на этот счет. Ниже выдержка из письма.

С ОКАТО возникла следующая проблема. Я автоматически вбила в декларацию код ОКАТО из уведомления с кодами, полученными в Росстате.

Но, как выяснилось, в этом уведомлении указан ОКАТО территориального образования, в котором я зарегистрирована. А в декларации необходимо указывать код ОКАТО налогового органа, то есть более общий.

В итоге исправленную декларацию я отправила уже с нарушением срока ее представления.

А уже в этом году получила письмо с Актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. Мне сообщали, что меня хотят привлечь к ответственности согласно п.1 ст.119 НК РФ «Несвоевременное представление налоговой декларации» в виде штрафа.

Мне также сообщили, что такого-то числа состоится рассмотрение материалов мероприятия налогового контроля и предлагалось туда прибыть в случае несогласия с приведенными в письме фактами. Посетить это мероприятие в силу обстоятельств у меня не получилось, поэтому претензии налоговой отправлю в письменном виде.

А претензии следующие.

Согласно Административному регламенту ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н:

Я не нашла в этом исчерпывающем списке оснований для отказа в приеме налоговой декларации из-за неверно указанного кода ОКАТО.

Кроме того, при приеме декларации на бумажном носителе, представленных непосредственно налогоплательщиком, инспектор не обязан проверять код ОКАТО.

То есть, если бы я сдала эту декларацию лично, то мне бы поставили штамп и все — декларация считается принятой. Это пункт 194 указанного выше Административного регламента ФНС:

Выдержки из этих регламентов будут вынесены отдельными записями (прим. админа)

Кроме того согласно пункту 4 статьи 80 НК

Если называть вещи своими именами, то акт со штрафом это моя вина. Надо было сразу вникать детали и отвечать на письмо налоговой с отказом в приеме декларации, а не дотягивать до этой ситуации. Но ничто не мешает мне сейчас заняться этим вопросом в виде официальной переписки с налоговым органом. Посмотрим, что из этого выйдет.

Источник: http://madbuh.ru/2014/06/otkaz-v-priyeme-deklaratsii-nevernoe-okato/

Что делать, если инспекция требует документы — статья

Когда компания получает требование о представлении документов, финансовая служба обычно бросается его исполнять. В результате тратит массу времени на поиск и копирование бумаг, а в налоговый орган их приходится везти грузовиками. Но чиновники, запрашивая документы и штрафуя за их непредставление, часто ошибаются. Выясним, какие ошибки приводят к отмене штрафов.

Выясняем общие правила

Возможность требовать документы у компаний инспекторам дают ст. 93 и 93.1 Налогового кодекса. Сразу скажем, что в данной статье мы не будем исследовать вопросы, связанные с представлением пояснений по декларации по п. 3 ст. 88 НК РФ.  

Итак, ст. 93 НК РФ чиновники пользуются, если запрашивают документы непосредственно у проверяемого налогоплательщика, с. 93.1 — если нужно узнать информацию о фирме у ее контрагентов. Обычно требование направляют, когда проводят налоговые проверки. Но п. 2 ст. 93.1 НК РФ позволяет инспекторам истребовать документы по конкретной сделке вне проверки.

Во всех случаях требование оформляют по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Когда инспекция запрашивает документы в порядке ст. 93.1 НК РФ у организации, состоящей на учете в другом налоговом органе, она формирует поручение коллегам, а те уже направляют требование непосредственно фирме.  

Налоговый кодекс устанавливает три способа вручения требования:

  • лично налогоплательщику или его представителю под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • через интернет: по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Для последних двух способов предусмотрены особые сроки его получения:

  • Если требование направили почтой — то оно считается врученным на 6 день с даты отправки.
  • Если по ТКС, то плательщик обязан направить квитанцию о приеме документа, и днем вручения считается дата, указанная в этой квитанции.
  • Требования, размещенные в личном кабинете налогоплательщика, считаются полученными на следующий день после размещения. Дата получения требования имеет значения для определения крайнего срока представления документов.

Если вовремя не представить документы, то за каждую бумагу оштрафуют на 200 руб. (ст. 126 НК РФ). Часто инспекторы запрашивают значительный объем документации, подготовить которую за отведенный срок компания не успевает. Ведь сдают только копии, оригиналы чиновники требовать не вправе.

В этом случае следует направить налоговикам  уведомление с просьбой продлить срок на подготовку документов. Также в нем нужно указать причины, по которым фирма не может сдать бумаги вовремя. Обратите внимание, продление срока — это право инспекции, но не ее обязанность.

Поэтому отказы в таком продлении вполне возможны.

Налогоплательщики нередко оспаривают штрафы за непредставление документов, так как инспекция склонна требовать больший объем документации, чем имеет право. При этом она как правило забывает, что обязана доказать наличие у плательщика обязанности представить соответствующие документы и сведения.

Мало того, чиновники  должны обосновать привлечения к налоговой ответственности и штраф не только по праву, но и по размеру. Если инспекция не доказала, что запрошенные документы есть у плательщика — штраф незаконен (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2016 № Ф02-5413/2016).

Определяем, законно ли требование налоговой инспекции

Разберемся, какие документы фирма обязана представить, а какие — нет. Итак. Инспекция может истребовать документы, необходимые для проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ). Это очень расплывчатая формулировка. Попробуем ее конкретизировать.

Первое: у проверки есть конкретный предмет, значит, истребуемые документы не должны выходить за его рамки. Например, если исследуют НДС, то запрашивать вправе счета-фактуры, но не зарплатные ведомости.

Второе: инспекторы всегда проверяют конкретный период деятельности. Значит, документы должны относиться к этому времени. При выездной проверке они не должны выходить за период ревизии, указанный в решении о ее назначении, а при камеральной — относится к тому же периоду, за который представлена декларация.

Третье: запрашиваемые бумаги, должны быть предусмотрены налоговым и бухгалтерским законодательством. Так, например, инспекторы могут попросить техническую документацию и прочее.

Но составление таких документов не предусмотрено налоговым или бухгалтерским законом, а значит требовать их представить, и тем более штрафовать за несдачу чиновники не вправе (постановление ФАС Центрального округа от 30.07.2013 № А64-5847/2012).

Что касается требования о предоставлении сведений и информации по конкретной сделке, то практика противоречива.

Так известны случаи, когда суды признавали законным истребование документов у контрагента по сделкам с проверяемым плательщиком, которое было обоснованно так: сведения необходимы налоговому органу для подтверждения финансово-хозяйственных взаимоотношений Общества с ООО и исключения риска получения последним необоснованной налоговой выгоды по совершенным сделкам (постановление АС Волго-Вятского округа от 08.08.2016 № Ф01-3050/2016).

Собираемся оспорить требование инспекции

Многие плательщики, оспаривая требования, указывают, что они незаконны, так как не содержат реквизитов документов.

Этот довод суды не воспринимают, так как реквизиты и иные индивидуализирующие признаки документов налоговики не могут указать в силу объективных причин. Они им не известны.

Ведь это внутренние документы общества, сведениями о которых инспекция не располагает (Определение ВАС РФ от 10.04.2014 № ВАС-3509/14).

Если компания не представила документы, надо пояснить причины. Например, фирма вообще могла не составлять конкретную документацию, так как она не предусмотрена ее учетной политикой.

Так в деле рассмотренном ФАС Центрального округа суд признал незаконным штраф за непредставление регистраторов аналитического учета.

Он указал, что компания именно эти документы не составляла в силу положений учетной политики, но сдала иные, содержащие необходимую информацию для проведения налогового контроля (постановление от 30.07.2013 № А64-5847/2012).

Еще один любимый документ инспекторов — оборотно-сальдовые ведомости. В этом случае суды единодушны. Штрафовать за их непредставление неправомерно. Они относятся  к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов» (Определение ВАС РФ от 27.04.2015 № 304-КГ15-2879).

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1505

Ссылка на основную публикацию