Кабмин добавил кнута и пряника в положения о проверках в проекте нового закона о госнадзоре — юридические советы

Минэкономразвития России доработан проект нового закона о государственном и муниципальном контроле в РФ

Проект Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»

Целью разработки проекта является повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при одновременном снижении избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.

Проектом определяются в том числе:

основные понятия, принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, органов местного самоуправления в области муниципального контроля;

порядок представления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

порядок организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

порядок оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также организации национальной системы управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (для всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля устанавливается от трех и до шести категорий рисков);

формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля — проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);

перечень мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе осмотр и досмотр, видеонаблюдение, опрос, сбор и использование информации (отчетности), получение объяснений, инвентаризация, экспертиза;

порядок обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В приложениях к проекту приводятся перечни видов федерального, регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора).

Предлагается признать утратившими силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и целый ряд других законодательных актов.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 02.08.2016

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/47109.html/

На смену действующему закону о проверках юрлиц и ИП придет новый закон

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового федерального закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.

В целом, система контроля и надзора сохранит большинство ныне действующих положений, однако планируются и радикальные новшества:

  • проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении обычных граждан – физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;
  • категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Во всяком случае, периодичность плановых проверок – согласно проекту – зависит только от категории риска (класса опасности);
  • законопроектом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие. В некоторых из них обязательно участвуют понятые. После каждого такого действия чиновники составляют протокол, который прилагается к акту проверки;
  • при этом досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары и иные объекты, а также разборку и демонтаж или иное нарушение целостности обследуемых объектов;
  • во время проверки, рейда или контрольной закупки чиновники вправе потребовать объяснений – от граждан, а также должностных лиц и иных работников проверяемых организаций. Особенно тревожно, что отказ от дачи объяснений допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством. Другими словами, отказаться можно только со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ (отказ свидетельствовать против себя и своих близких) и, вероятно, по основаниям, указанным в процессуальных кодексах. В противном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;
  • во время выездной проверки чиновники смогут проводить выемки и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, рекомендуя при этом «избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов»;
  • законопроект разрешает чиновникам изымать у проверяемых и оригиналы документов – если одних копий недостаточно и при этом есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;
  • в тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Перечнях обязательных требований (такие перечни ведутся каждым ведомством и публикуются на официальном сайте).

Кроме того, законопроект прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Часть новелл будут, очевидно, позитивно восприняты бизнес-сообществом:

  • будут запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), если таковые прямо не указаны либо в Приложении № 1 к Закону либо в самом тексте закона – в качестве специальных исключений. Любопытно, кстати, что из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки: они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень «обычных» видов надзора;
  • все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований – согласно проекту – должны толковаться в пользу поднадзорных лиц;
  • если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (например, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований;
  • в нормативных правовых актах будет разрешено устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: например, подачу жалобы автором только лично, или через МФЦ, или при условии нотариального установления личности жалобщика;
  • непосредственно в проекте закона появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий. Такая жалоба рассматривается в течение месяца;
  • добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий – это отсутствие оснований ее проведения (сейчас это является нарушением только для внеплановой выездной и плановой проверки); включение в предмет надзора требований, которые не являются обязательными; неиспользование проверочных листов).

Источник: ИА «ГАРАНТ», 15/12/2017

Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:- Оперативные юридические консультации – от 1 000 руб.— Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм- Договоры для турфирм: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка;- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний;- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов;- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взысканияПорядок работы и стоимость услуг вы можете обсудить с юристами  ЮА «Персона Грата» по телефону +7 (495) 921-3047 или отправить запрос по адресу travelexpert@list.ru

Назад к списку

Источник: http://persona-grata.ru/news/805

Кнут без пряника

Закон, который должен быть принят уже в сентябре, обяжет медиков заботиться о пациентах совершенно бесплатно… Амбициозную задачу создать «централизованную систему государственного контроля за качеством работы медицинских организаций» президент Владимир Путин поставил перед чиновниками еще в декабре 2014 года.

Почти через полтора года кабинет министров внес в Госдуму законопроект «совершенствующий административную ответственность в сфере здравоохранения», предусматривающий новые виды административной ответственности и ужесточающий уже имеющиеся наказания за всевозможные нарушения. Депутаты IV созыва, уходя на каникулы, приняли его в «первом чтении».

В погоне за справедливостью

Так, согласно документу, за нарушение порядка оказания медицинской помощи должностным лицам будет грозить предупреждение или штраф до 20 тыс. рублей в том случае, если этот проступок не причинил вред жизни и здоровью пациентов, и штраф до 30 тыс. рублей, если причинил или создал предпосылки для этого.

Что важно: правонарушением предложено считать не только действие, но и бездействие врачей. Максимальные штрафы за те же проступки для индивидуальных предпринимателей составят соответственно 30 тыс. и 40 тыс. рублей, а для медучреждений — 300 тыс. и 400 тыс. рублей.

Кроме того, больницу или поликлинику, где жизнь пациента подвергли опасности, могут обязать приостановить работу на срок до 90 суток.

Штраф до 30 тыс. рублей будет грозить нарушителям, которые отказались лечить пациентов бесплатно, несмотря на то что требуемые виды медпомощи были гарантированы медстраховкой.

Аналогичный штраф предлагается ввести для должностных лиц, решивших взять плату за лечение, которое должно быть бесплатным.

Сами медучреждения, участвующие в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, в таких случаях будут оштрафованы на 30–40 тыс. рублей.

Без лишних церемоний кабинет министров намерен разобраться с нарушителями, уличенными в грубом игнорировании требований лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность. Штраф за это составит до 50 тыс. рублей. Компаниям и организациям за тот же самый проступок будет грозить штраф в 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Не забыли разработчики закона и об аптеках, их поставщиках и сотрудниках, рискнувших завысить цены на лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Штраф за завышение розничных надбавок к отпускным ценам на препараты ЖНВЛП составит 150 тыс.

Читайте также:  Срочный и бессрочный трудовой договор - отличия - юридические советы

рублей для должностных лиц и 500 тыс. рублей для аптек. Помимо этого аптекам будет грозить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За завышение оптовых надбавок к отпускным ценам на лекарства из перечня ЖНВЛП наказание будет еще более жестким: 150–200 тыс. рублей для должностных лиц и до 1 млн рублей для аптек. Компаниям и в этом случае также будет грозить закрытие на 90 суток.

Предпринимателей, работающих без образования юрлица, и за эти нарушения будут наказывать точно так же, как юридические лица.

«Этот законопроект подразумевает появление своеобразного «кнута» для нерадивых администраторов, и в случае необходимости он сработает, — считает Валерий Рязанский, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике.

— Если положения законопроекта начнут действовать, они десять раз подумают, стоит ли пытаться взять с пациента, скажем, 5 тысяч за ту помощь, что ему полагается бесплатно, если позже за это можно получить штраф 30 тысяч рублей».

Наказание слишком сурово?

По мнению первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна, новый закон позволит повысить качество оказания медицинской помощи в Российской Федерации путем повышения эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности.

В то же время, по его словам, главный акцент в документе сделан именно на должностных и юридических лицах. «В отношении наших коллег — медицинских работников — предусмотрены минимальные штрафы, — подчеркнул первый замминистра. — И это только в двух случаях.

Во-первых, если пациенту при обращении в медицинскую организацию будет отказано в выписке рецепта на лекарственный препарат, который ему полагается».

Второй случай, за который могут наказать врачей, ведущих прием, это отказ принять больного бесплатно и попытка отправить его на платные медицинские услуги, тогда как оказание этой помощи предусмотрено территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи нашим гражданам. «Таким образом мы защищаем права нашего населения», — подчеркнул Игорь Каграманян.

В то же время Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, пообещал, что предлагаемые санкции будут дополнительно выверены ко второму чтению.

«Форма установления ответственности должна быть точно выверена и не должна носить, скажем так, излишний, избыточный характер и ставить врача в положение, когда он не может принять то или иное решение, — уверен депутат.

— Под гнетом санкций в ряде случаев может быть не принято крайне важное для обеспечения жизни человека решение! С Минздравом мы такую тонкую грань уже находили в еще более деликатной сфере — в сфере предотвращения незаконных абортов и деятельности в этой области».

Сергей Иванов, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, сообщил, что недавно он смотрел распечатки зарплат врачей в сельской местности.

«Там человек получает 12–13 тысяч, и еще его обязывают написать заявление, что он отказывается от дополнительных вознаграждений. И вы хотите, чтобы вот с этих денег брали штрафы? — возмутился депутат.

— А какие источники финансирования у врачей, которые должны будут платить штрафы, которые этим законопроектом устанавливаются?»

Качество прежде всего

Ряд экспертов указывают и на очевидные недоработки законопроекта. «В целом отношение к документу у меня позитивное, но следует признать: целый ряд проблем в этом документе также не решены или решены некорректно», — отметил Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов.

В частности, по словам эксперта, поручение президента, данное еще в 2014 году, так и не выполнено: законопроект не предполагает контроль качества медицинской помощи.

«В перечисленных в документе нарушениях ничего не говорится, к примеру, о стандартах медицинской помощи и об ответственности за их нарушения», — пояснил Александр Саверский.

Недоработкой, по мнению Александра Саверского, является и тот факт, что административная ответственность в документе вводится только для должностных и юридических лиц, а о врачах, работающих непосредственно с пациентами, практически не упоминается.

«Между тем для них также можно было бы предусмотреть ответственность — от мелких директив за незначительные злоупотребления вплоть до лишения права заниматься медицинской деятельностью за более серьезные нарушения», — считает Александр Саверский.

Тревожит эксперта и тот факт, что обсуждаемый законопроект повлечет определенное пересечение полномочий Росздравнадзора и страховых компаний, в результате чего появится риск, что нарушители будут оштрафованы дважды.

В связи с этим, по словам Александра Саверского, было бы логично, если бы право налагать на медиков штрафы осталось бы только у Росздравнадзора.

«Страховые компании могут накладывать штрафы для собственной выгоды, а это чревато всевозможными злоупотреблениями», — считает эксперт.

Каким документ станет ко второму чтению после внесения правок и кого все-таки депутаты предпочтут наказывать «побольнее» — должностных лиц или самих врачей — узнаем уже в сентябре.

Источник: https://iz.ru/news/622279

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности

7 ноября 2017 15:00

Законопроект направлен на комплексное системное реформирование сферы государственного и муниципального контроля путём повышения его результативности и эффективности, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.

Законопроектом предусмотрены развитие уже существующего института риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, создание законодательных основ системы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля, определение перечня контрольных мероприятий, в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, развёрнутая система гарантий прав граждан и организаций при проведении контрольно-надзорной деятельности, установление закрытого перечня видов федерального, регионального и муниципального контроля.

Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы (утверждён распоряжением Правительства от 1 апреля 2016 года №559-р).

Законопроект является важнейшим элементом проводимой в настоящее время масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, реализуемой в формате приоритетной программы (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

Проект федерального закона призван закрепить новые принципы и подходы, реализуемые в рамках комплексного системного реформирования сферы государственного и муниципального контроля путем повышения его результативности и эффективности, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.

Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля в России, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы государственного и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при его проведении.

Предусматривается развитие уже существующего института риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, создание законодательных основ системы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля, определение перечня контрольных мероприятий, в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, развёрнутая система гарантий прав граждан и организаций при проведении контрольно-надзорной деятельности, установление закрытого перечня видов федерального, регионального и муниципального контроля.

В законопроекте определяются основные понятия государственного и муниципального контроля, устанавливаются перечень видов государственного и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов государственного и муниципального контроля.

Устанавливаются также принципы государственного и муниципального контроля. К ним, в частности, относятся принципы законности, результативности, стратегической направленности, эффективности, объективности, независимости, компетентности, информационной открытости и ответственности органов государственного и муниципального контроля.

Предусмотрено обязательное принятие положений о каждом виде государственного и муниципального контроля. Также для каждого вида государственного и муниципального контроля должен утверждаться административный регламент, определяющий административные процедуры и перечень обязательных требований, соблюдение которых относится к предмету соответствующего вида контроля.

Законопроектом предлагается установить отдельное регулирование для каждой из форм контрольных мероприятий (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор)).

Предусмотренная законопроектом система форм и мероприятий государственного и муниципального контроля позволит ввести единые подходы к их использованию для всех видов государственного и муниципального контроля.

В соответствии с законопроектом органам государственного и муниципального контроля будет предоставлена возможность организации совместных (межведомственных) контрольных мероприятий в отношении граждан и организаций.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

Источник: http://government.ru/activities/selection/302/30027/

С 1 января вступили в силу новые правила проверок предпринимателей

Автор: Константин Симоненко

Проверки в Украине будут проводить по-новому, сообщает UBR.

По новым нормам закона «Об основных началах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности» (изменены законом №1726 от 3 ноября 2016 года), до конца 2017 года Госрегуляторная служба должна создать и запустить автоматизированную систему госнадзора. В ней все контролирующие ведомства будут обязаны обнародовать свои планы проверок, их результаты и т.п. 

Читайте также:  Вс рф предложил расширить перечень дел с обязательной мотивировочной частью - юридические советы

В частности, госорганы обязаны указать цели проведения проверки, ее предмет и проверяемый субъект. За неподачу такой информации предусмотрена административная ответственность.

В результате общество, бизнес и надзорные органы смогут увидеть всю картину проверок в государстве. Например, каждое предприятие сможет посмотреть: когда, какие органы и что собираются проверять, а также всю историю уже проведенных рейдов и принятых мер.

«Сейчас разрабатывается техзадание, поэтому у бизнеса есть возможность подать свои предложения», — сказала Ксения Ляпина.

Но ждать окончания работы над системой чиновники не будут. Проверять по-новому начнут уже в этом году.

Кому закон писан

В частности, сфера действия закона о принципах госконтроля расширилась на фискальную службу (кроме вопросов таможенного контроля на границе), подразделения госархстройконтроля, а также органы надзора за соблюдением трудового законодательства.

Кстати, Госслужба Украины по вопросам труда, по словам главы Госрегуляторной службы, стала единственной организацией, которая отказалась согласовывать свои действия с ГРС. О чем будет составлен соответствующий протокол.

«Важно, что ГРС теперь имеет право по жалобам бизнеса проверять законность действий налоговиков. Подчеркиваю, именно соблюдения процедур контроля, а не компетентности проверяющих в налоговых вопросах. Например, правильно ли была определена группа риска плательщика», — объяснила Ляпина. 

Как отмечают юристы ЮФ «Астерс», с 1 января 2017-го все контролеры обязаны утверждать свои планы не поквартально, а сразу на год без права на внесение изменений.В будущем, если автоматизированная система покажет, что один и тот же субъект внесен в планы проверок как минимум двух разных контролирующих органов, это будет поводом для проведения комплексной проверки такого субъекта.

Внеплановые проверки отныне требуют обязательного согласования с органами ГРС и получения разрешения на проведение. Если орган, который их проводит, подпадает под так называемый мораторий на проверки.

Мораторий, которого нет

Еще один закон «О временных особенностях осуществления мер госконтроля в сфере хозяйственной деятельности» (№1728 от 03.11.

2016 года), который еще называют «законом о моратории на проверки», требует получения согласия ГРС на проведение внеплановых проверок теми органами, которые подпадают под действие этого моратория.

Прежде всего, речь идет о внеплановых проверках на основе жалоб потребителей, чьи права были нарушены. 

Проект порядка получения согласия ГРС на внеплановую проверку уже разработан и, по словам Ксении Ляпиной, может быть утвержден Минэкономики до конца недели. 

Мораторий на проверки не снизил эффективность госконтроля, которая была невысокой изначально. Председатель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина рассказала, что по новому закону у контролеров должен быть четкий перечень того, что именно они проверяют, утвержденные критерии оценки рисков и форма акта проверки.

«По нашим оценкам, примерно 80% контроля выведено за пределы моратория. В том числе контроль трудовых отношений, по которому будут проведены отдельные консультации с общественностью, чтобы определить границы и способ проведения таких проверок», — рассказала Ксения Ляпина.

Напомним, с 1 января 2017 года были значительно увеличены штрафы для бизнеса за нарушения трудового законодательства. Максимальная сумма штрафа может составить 320 тыс. грн.

Это, по словам представителя «Союза защиты предпринимателей» Александра Красовского, равнозначно закрытию мелкого и даже среднего бизнеса. 

При этом из-за малочисленности штата Госслужбы по вопросам труда, полномочия ее сотрудников разрешено делегировать работникам местных органов власти.

«Если работник исполкома получит полномочия проверяющего, то он сможет проводить проверку в пределах и способом, установленных ст. 12 закона о труде», — поясняет Ксения Ляпина.

В ГРС обещают вскоре опубликовать список контролеров, подпадающих под мораторий и тех, кто имеет право на любые проверки. Поскольку часто даже сами чиновники не понимают, могут ли они выходить на инспекции.

«Например, два вида контроля Госпродпотребслужбы не подпадают под мораторий (безопасность продукции и соблюдение прав потребителей), но есть виды проверок, разрешение на которые этот орган или его территориальные подразделения должны получать», — рассказал директор департамента правовой работы и госнадзора Госрегуляторной службы Александр Барбелюк.

Как будут проверять

Отныне закон устанавливает единую периодичность проведения плановых проверок, в зависимости от степени риска ведения хоздеятельности. Например, высокорисковые предприятия один и тот же контролер может проверять раз в два года. Субъекты со средней степенью риска — раз в три года, а всех остальных — не чаще одного раза в пятилетку.

Важно, что, если для каких-то видов предприятий не утверждены критерии разделения по степеням риска, периодичность проведения проверок и перечень вопросов, подлежащих контролю, они считаются по умолчанию низкорисковыми.

«Максимальный срок проведения инспекции сокращен с 15 до 10 рабочих дней, а суммарная длительность всех плановых проверок разными контролирующими органами (комплексная проверка) не может превышать 30 рабочих дней», — сообщили UBR.ua в ЮФ «Астерс».

Важной новацией эксперты считают презумпцию правомерности деятельности субъекта хозяйствования. Проще говоря, все противоречия в законах и подзаконных актах должны трактоваться в пользу проверяемого.

https://www.youtube.com/watch?v=KUJnOnSQtD0

Бизнесу закон дал больше прав для отказа в допуске проверяющих. Например, теперь предприниматель может не пустить контролеров на проверку, если они повторно пришли с внеплановым визитом по одному и тому же факту нарушения.

Кроме того, предприниматели теперь имеют право требовать прекращения начатой проверки в таких случаях: 

  • превышение максимального срока проверки;
  • использование проверяющими неунифицированных форм актов проверки;
  • если проверяющие пытаются выйти за рамки изучения тех вопросов, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки.

Как накажут

Но расширение прав тянет за собой расширение ответственности. Как отмечают юристы, за первое выявленное нарушение бизнесмен будет наказан минимальным штрафом. Если в течение 15 дней предприятие не заплатит и не обжалует его наложение, сумма взимается в судебном порядке.   

По словам представителей бизнеса, еще остается целый ряд неурегулированных вопросов. Например, руководитель Всеукраинской ассоциации пекарей Владимир Череда обращает внимание на полную неопределенность в сфере проверки качества скоропортящихся продуктов.

«Что мы проверяем по закону о безопасности пищевых продуктов: условия производства и продукт, которые существовали две недели назад и теперь их нет в природе?», — отметил Череда.

В свою очередь руководитель подразделения по связям с органами государственной власти «Монделис Украина» Андрей Чирва требует четко разделить функции АМКУ и Госпродпотребслужбы, которые зачастую проверяют одно и то же: качество и безопасность продуктов.

Наконец, председатель Житомирского областного отделения ВОО малого и среднего бизнеса «Фортеця» Игорь Мяснов рассказал о наличии «профессиональных жалобщиков», которых нанимают конкуренты, чтобы проверяющие не давали работать конкретному предприятию. Списки таких жалобщиков он предлагается обнародовать и не принимать у них кляузы, если они поступают чаще, например, трех раз в месяц.

Информация по теме:

Прийнято зміни щодо перевірок бізнесу

На проверки каких органов мораторий не будет распространяться

Розроблено проект порядку інспекційних перевірок із питань праці

О новых «трудовых проверках»

Согласовать проверку предприятия по жалобе физлица поможет Совет при ГРС

Должны ли органы госнадзора (контроля) при комплексной проверке появляться в один и тот же день

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1025771.html

Прокурор разъясняет: контрольная закупка — новый вид контроля

С 1 января 2017 года контролирующие органы будут применять новый вид внеплановой проверки — контрольная закупка.

Государственный контроль (надзор) — это одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции. В то же время госконтроль не должен быть избыточным, ведь в противном случае бизнес или «свернется», или будет вынужден направлять деньги не в дело, а… на адвокатов. В результате пострадает и бюджет.

С той целью, чтобы оградить предпринимателей от излишнего внимания со стороны контролирующих органов, был принят Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ в названный закон № 294-ФЗ внесены изменения, которыми введен новый вид контроля — контрольная закупка.

Суть такого мероприятия состоит в приобретении того или иного товара для того, чтобы его проверить на соответствие установленным стандартам, включая не только технологию процесса его изготовления, но и элементарно проверить срок годности на момент реализации.

Однако это далеко не все, что может требовать «контрольного» вмешательства.

Ведь к определенным товарам, работам, услугам законодательством установлены специальные требования: нельзя продавать табак и алкоголь несовершеннолетним, лечить людей, не имея на то лицензии, и т.д.

Читайте также:  Оплата учебного отпуска засчитывается в налоговые расходы - юридические советы

Соответственно, и проверки такие должны проводиться не только ради удовлетворения любопытства, но и для предупреждения и устранения.

Новая статья — 16.1 «Контрольная закупка» определяет, что контрольная закупка — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом госконтроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юрлицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Основания для проведения контрольной закупки

Проводить контрольную закупку разрешается только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов госконтроля (надзора).

Основания для проведения контрольной закупки те же, что и для проведения внеплановых выездных проверок. К ним отнесены:

— истечение срока исполнения юрлицом или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения — обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— поступление в орган госконтроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юрлица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение такой проверки предусмотрено правилами получения соответствующего статуса, разрешения и т.д.;

— мотивированное представление должностного лица органа контроля.
Таковое выносится по итогам анализа результатов «заочных» мероприятий по контролю, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, компаний, информации от органов госвласти и из СМИ о следующих фактах:

  1. о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  2. об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    о нарушении прав потребителей (при условии, что потребитель предварительно сам пытался урегулировать проблему, но ему в этом было отказано либо его требование не было удовлетворено);
  3. выявление соответствия или отклонения параметров деятельности юрлица или ИП от индикаторов риска;
  4. приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля (надзора). Он должен быть издан в соответствии с поручениями Президента или Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

Кроме того, контрольная закупка может быть проведена по заданию руководителя (его зама) в зависимости от отнесения деятельности юрлица (ИП) и используемых им объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Процедурные моменты

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юрлиц и ИП, что вполне логично. При этом если она проводится по названным «внеплановым» основаниям, то она должна быть согласована с прокуратурой.

В любом случае «подставной» покупатель должен будет представить свое служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа госконтроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей. Как альтернатива предусматривается ведение видеозаписи мероприятия. При необходимости во время проведения контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

По итогам контрольной закупки составляется акт, он подписывается должностным лицом госоргана, проводившего проверку, и свидетелями. Если в ходе ревизии будут обнаружены те или иные нарушения, акт дается на подпись и компании (ИП) — нарушителю.

Если представители компании отказываются поставить на нем свою подпись, то соответствующая отметка ставится непосредственно в акте.

В любом случае экземпляр акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, вручается юрлицу (ИП) незамедлительно после его составления.

Информацию о контрольной закупке и результатах ее проведения должностные лица обязаны внести в единый реестр проверок.

Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края

советник юстиции                                                                                                                                                  Н.П. Ковардакова

Источник: http://www.kamprok.ru/prokuror-razyasnyaet-s-1-yanvarya-2017-goda-kontroliruyushhie-organy-budut-primenyat-novyj-vid-vneplanovoj-proverki-kontrolnaya-zakupka/

На смену Закону N 294-ФЗ о проверках придет новый закон

Проект федерального закона N 332053-7

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового федерального закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.

В целом, система контроля и надзора сохранит большинство ныне действующих положений, однако планируются и радикальные новшества:

— проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении обычных граждан — физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;

— категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Во всяком случае, периодичность плановых проверок — согласно проекту — зависит только от категории риска (класса опасности);

— законопроектом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие. В некоторых из них обязательно участвуют понятые. После каждого такого действия чиновники составляют протокол, который прилагается к акту проверки;

— при этом досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары и иные объекты, а также разборку и демонтаж или иное нарушение целостности обследуемых объектов;

— во время проверки, рейда или контрольной закупки чиновники вправе потребовать объяснений — от граждан, а также должностных лиц и иных работников проверяемых организаций. Особенно тревожно, что отказ от дачи объяснений допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Другими словами, отказаться можно только со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ (отказ свидетельствовать против себя и своих близких) и, вероятно, по основаниям, указанным в процессуальных кодексах.

В противном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;

— во время выездной проверки чиновники смогут проводить выемки и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, рекомендуя при этом «избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов»;

— законопроект разрешает чиновникам изымать у проверяемых и оригиналы документов — если одних копий недостаточно и при этом есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;

— в тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Перечнях обязательных требований (такие перечни ведутся каждым ведомством и публикуются на официальном сайте).

Кроме того, законопроект прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Часть новелл будут, очевидно, позитивно восприняты бизнес-сообществом:

— будут запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), если таковые прямо не указаны либо в Приложении N 1 к Закону, либо в самом тексте закона — в качестве специальных исключений. Любопытно, кстати, что из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки: они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень «обычных» видов надзора;

— все неустранимые противоречия и неясности обязательных требований — согласно проекту — должны толковаться в пользу поднадзорных лиц;

— если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (например, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований;

— в нормативных правовых актах будет разрешено устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: например, подачу жалобы автором только лично, или через МФЦ, или при условии нотариального установления личности жалобщика;

— непосредственно в проекте закона появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий. Такая жалоба рассматривается в течение месяца;

— добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий — это отсутствие оснований ее проведения (сейчас это является нарушением только для внеплановой выездной и плановой проверки); включение в предмет надзора требований, которые не являются обязательными; неиспользование проверочных листов).

Источник —>ГАРАНТ

Источник: https://ot39.ru/news/292-na-smenu-zakonu-n-294-fz-o-proverkakh-pridet-novyj-zakon.html

Ссылка на основную публикацию