Профессиональный стандарт главной медицинской сестры — юридические советы

Профстандарт медсестры

Профессиональный стандарт главной медицинской сестры - юридические советы

Единственно допустимым вариантом удовлетворения потребностей граждан в лечении и медицинском уходе является оказание им услуг квалифицированным персоналом, обладающим соответствующими навыками и имеющим необходимое для этого образование. Установление и соблюдение высоких стандартов профессионализма в медицине и здравоохранении обуславливает положительные сдвиги в вопросах здоровья и долголетия нации.

2015 год стал годом начала разработки и утверждения различных профессиональных стандартов, которые аккумулировали в себе определенные требования к сотрудникам различных сфер. Так, эти федеральные акты описывают условия допуска к той или иной работе, в том числе наличие соответствующего опыта, документального подтверждения процесса обучения и многое другое.

12 января 2016 года принят стандарт 02.003, касающийся младшего медицинского персонала – санитара и младшей медсестры по уходу за пациентами. Он определил, что медицинская сестра – это профессия, которая предполагает высокий уровень владения практическими навыками ухода за больным, а также предусматривает многогранную профильную теоретическую подготовку.

Перечисленные в документе рекомендации должны обязательно соблюдаться организациями, которые нанимают медсестру на работу. Несоответствие уже трудоустроенной сотрудницы тому или иному пункту, в нем приведенному, должно убыть устранено, поскольку станет основанием для ее увольнения.

Документ под названием «Профессиональный стандарт младшего медицинского персонала» содержит следующие стандартизированные разделы:

  1. Общие сведения (наименование основного вида профессиональной деятельности, группы занятий, ОКВЭД);
  2. Описание трудовых функций, которые им подразумеваются (иначе это называется функциональной картой);
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций;
  4. Сведения об организациях, которые принимали участие в создании документа.

Функционал, вменяемый младшей медсестре

Согласно профстандарту младшей медсестры, полное наименование основной трудовой функции, вмененной ей, звучит, как «оказание медицинских услуг по уходу».

В перечень трудовых действий, выполняемых медсестрой, входит:

  • обработка входящих информационных данных, получаемых от пациентов или их близких;
  • помощь больным в перемещении по территории медучреждения;
  • поддержание санитарно-гигиенических норм при осуществлении ухода за тяжелобольными пациентами;
  • оказание помощи тяжелобольным в удовлетворении естественных потребностей;
  • помощь в кормлении пациентов, не способных самостоятельно питаться;
  • прием комплектов простыней, одеял, наволочек, подушек, а также одежды и ботинок для пациента;
  • произведение замены нижнего белья больного, а также его постельных принадлежностей;
  • ассистирование врачам в организации простых исследований наподобие замера температуры тела, измерения артериального давления;
  • осуществление наблюдения за общим состоянием больного;
  • транспортировка биоматериалов в лабораторию;
  • оказание первой помощи в случаях угрозы жизни подопечного.

Для реализации перечисленных трудовых действий стандарты профессиональной деятельности медсестры регламентируют также список необходимых навыков, которыми должен владеть сотрудник:

  • навык приема и передачи информации, связанной с текущим состоянием больного;
  • умение эксплуатировать специальные средства для наиболее эргономичной транспортировки пациента;
  • мониторинг окружающих пациента факторов и своевременное предупреждение их потенциального негативного воздействие на него;
  • навык обращения с медицинским инвентарем;
  • навык взятия температуры тела, определения давления;
  • умение оказать первую помощь;
  • навык сопровождения и помощи больному во время его осмотра лечащим врачом;
  • ассистирование в удовлетворении естественных нужд больным с повреждениями опорно-двигательной системы.

Образование младшей медсестры согласно профстандарту и другие требования к ней

Само собой разумеющимся является требование стандарта к наличию у соискателя на вакансию медицинской сестры специального профессионального образования.

Для того, чтобы сотрудница была допущена к выполнению своих обязанностей, от нее требуется наличие:

  • среднего профобразования, (к примеру, по специальности «Сестринское дело» «Лечебное дело», «Акушерское дело»);
  • либо среднее общее, но дополненное прохождением программ профподготовки.

Еще одним важным условием допуска к выполнению своих функций является прохождение медсестрой обязательных плановых и внеплановых медицинских осмотров в порядке, предусмотренном законами РФ.

Профессиональный стандарт медсестры настоятельно рекомендует не игнорировать данные условия трудоустройства и осуществления работы медсестрой.

Должностная инструкция медсестры согласно профессиональному стандарту

Должностная инструкция является комплексным и многостраничным документом, который составляется в учреждении при участии руководителя, сотрудника из отдела кадров и штатного (либо приглашенного) юриста.

Она формируется согласно нормам текущего трудового законодательства и трудовому договора со штатной единицей для того, чтобы защитить учреждение от судебных тяжб и иных нежелательных последствий разрыва трудовых отношений с подчиненными, равно как и от повышенного внимания представителей Трудовой инспекции.

Медсестра состоит в подчинении у главного врача, заведующего отделением, главной медсестры, а также у врача, с которым она взаимодействует в конкретный момент времени.

Однако, должностную инструкцию для нее составляет исключительно руководитель учреждения.

Работники отдела кадров в данном контексте требуются для консультации по составлению корректного документа, контроля его соответствия всем необходимым стандартам юриспруденции и документоведения.

Не рекомендуется пользоваться любыми уже составленными формами должностных инструкций, взятых из всемирной сети, без адаптации под конкретное медучреждение.

Согласно типичным должностным инструкциям, в качестве основных прав медицинской сестры можно выделить следующее:

  • осуществление манипуляций для лечения пациента, предписанных лечащим врачом;
  • сбор информации, необходимой для корректного выполнения своих должностных обязанностей;
  • внесение конструктивных предложений, касающихся совершенствования рабочего процесса медицинского персонала;
  • предъявление требований касательно оборудования собственного рабочего места необходимыми инвентарем, инструментами и техникой, требуемыми для качественного исполнения положений должностной инструкции;
  • направление на курсы повышения квалификации и допобучение;
  • членство в тех или иных профессиональных объединениях медицинских сестер, если эти организации не запрещены законом.

Введение профессиональных стандартов со стороны законодательных органов Российской Федерации стимулирует медицинские учреждения проводить грамотную кадровую политику, которая подразумевает тщательный отбор кандидатов на вакансию медицинской сестры, а также осуществление мероприятий по дополнительному обучению и повышению квалификации у уже нанятых сотрудников.

Профстандарт главной медсестры и профстандарт старшей медсестры

Не всегда законодатели учитывают особенности тех или иных регулируемых ими сфер деятельности. Главная проблема утвержденного профстандарта заключается в том, что он не учитывает практическое существование несколько видов медицинских сестер.

То есть, с юридической точки зрения, существует только профстандарт для младшего медицинского персонала, но для главной и старшей медсестры подобного документа пока не предусмотрено. Однако, подобные вакансии предусмотрены практически в любом медучреждении.

Исходя из практики, различия в положении обусловлены внутренней иерархией, установленной руководителем организации либо отделом кадров и локальными документами. Так, у сотрудницы, занимающей должность главной медсестры:

  • больше специфических обязанностей;
  • шире право контроля подчиненных;
  • более высокая степень ответственности перед руководством.

Было объявлено, что профессиональные стандарты для этих специалистов все же разрабатываются и в скором времени увидят свет. Хотя еще достоверно неизвестны специфические нюансы, их касающиеся, но законодателями уже заявлены базовые требованиях к сотрудникам, претендующим на данные должности:

  1. Полное высшее или специальное среднее образование по данной специальности;
  2. Наличие опыта работы по специальности от 5 лет при высшем образовании и от 10 – при среднем специальном.

Таким образом, на сегодняшний день регламентировано трудоустройство исключительно младшей медсестры, которая должна ухаживать за больными, иметь вышеприведенное образование и соответствовать иным, приведенным в профстандарте, требованиям.

(35

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/kadry/profstandart-medsestry.html

Профстандарт медицинской сестры

Профстандарт медицинской сестры существует в виде проекта, но уже сейчас его содержание необходимо изучить для подготовки к его внедрению.

Как уже сейчас медучреждение может подготовиться к внедрению профстандарта? Рассмотрим обязанности, умения и навыки специалистов по уходу за пациентами, по лечебному массажу и лечебному питанию.

Как подготовится к работе с профстандартом медицинской сестры

Профстандарт медицинской сестры на данный момент существует в виде проекта, который в скором времени будет утвержден на государственном уровне.

Профстандарт медицинской сестры: проект документа
посмотреть/скачать>>

Напомним, что любой профстандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций, т.е. тех направлений работы, которыми занимается конкретный специалист.

В медучреждениях уже применяется профстандарт младшего медицинского персонала, не менее ожидаемым является и профстандарт сестринское дело.

Как подготовиться к внедрению профстандартов и подготовить к этому медсестер

Чтобы внедрить профстандарт в ЛПУ, следуйте пошаговому алгоритму:
Шаг 1. Издайте приказ о создании комиссии по внедрению профстандартов… 
Шаг 2. Проведите заседание комиссии и составьте план-график внедрения…
Шаг 3. Определите трудовые функции работников и сопоставьте их с профстандартами…

Полный алгоритм действий доступен клиентам и пользователям по демодоступу в Системе Главная медсестра. 

► Подробнее о профстандарте медицинской сестры читайте здесь:

Как медучреждению уже сейчас подготовиться к внедрению данного документа в свою деятельность?

  1. Как только профстандарт медицинской сестры вступит в силу, ответственным лицам необходимо актуализировать содержание должностных инструкций своих сотрудников.
Читайте также:  Работодатель обязан предоставить работнику все заявленные им налоговые вычеты - юридические советы

Ожидается, что будут утверждены такие документы, как профстандарт главная медицинская сестра, профстандарт медицинская сестра процедурной и т.д., которые будут разделами сводного профстандарта по профилю «Сестринское дело».

Это значит, что будут пересмотрены и должностные инструкции соответствующих специалистов.

  1. С сотрудниками медучреждения необходимо будет провести разъяснительную работу. Они должны понимать содержание профстандарта и его основные требования.
  2. После пересмотра должностных инструкций и внедрения требований профстандарта с медсестрами необходимо подписать дополнительные соглашения.
  3. Проведите аналитическую работу – соответствуют ли требования профстандарта квалификации действующих специалистов. Напомним, что для специалистов в области сестринского дела обязательно среднее профессиональное образование и наличие сертификата специалиста.

Если какие-то специалисты не будут соответствовать этим требованиям – необходимо разработать планы повышения их квалификации. Например, профессиональный стандарт медицинская сестра по массажу может требовать получения специалистом сертификата по этому направлению.

  1. Изучив профстандарт медицинской сестры, пересмотрите методы оценки знаний специалистов, которые используются в рамках внутренней аттестации.

Рассмотрим основные направления работы медсестер в зависимости от вида профессиональной деятельности, которой они занимаются в соответствии с проектом профстандарта медицинской сестры.

Для палатных и процедурных медсестер

Профстандарт медицинской сестры палатной включает в себя традиционную работу этого специалиста. Например, одно из направлений работы, прописанных в профстандарте – выполнение назначений клинициста по лекарственной терапии.

Чем еще занимается медицинская сестра в рамках требований профессионального стандарта?

Что должна делать медсестра

Специалист в области сестринского дела выполняет следующие трудовые функции:

  • осуществляет как оказание медицинских услуг, так и взаимодействует со всеми сторонами лечебного процесса – с врачами, пациентами и их родственниками;
  • непосредственно участвует в создании безопасной больничной среды, организует свое рабочее пространство в рамках манипуляционного, процедурного или перевязочного кабинета;
  • получает от пациентов письменные согласия на проведение конкретных процедур, назначенных врачом;
  • по назначению врача применяет медикаменты;
  • вводит инъекции, ставит капельницы, инфузионные среды;
  • ведет учет медикаментов, заполняет необходимую отчетность и иную документацию при приемке и хранении препаратов;
  • в рамках медицинского ухода наблюдает за состоянием пациентов;
  • при наличии осложнений после введения пациенту медикаментов оказывает ему неотложную помощь до прибытия врача.

► Экспертную подборку  о профстандартах читайте здесь:

Что должна уметь медсестра

Профстандарт медсестры включает в себя блок, посвященный основным умениям и навыкам специалиста.

Среди основных умений (профстандарт медицинская сестра процедурной) можно выделить следующие:

  • использование всех процедур и правил профессиональных коммуникаций в направлении лечебной работы с пациентами;
  • умение налаживать контакты с пациентами, в том числе имеющими различные нарушения поведения, сознания, слуха и зрения;
  • умение организовать рабочее пространство, соответствующее всем нормам и правилам, утвержденным в Российской Федерации;
  • умение рассчитать нужную дозу препарата, назначенную врачом;
  • умение проводить катетеризацию и пункцию периферических вен, навыки ухода за сосудистым катетером;
  • правильное введение препаратов пациенту с учетом всех нормативных документов;
  • навыки работы м медицинской документацией, в том числе по хранению и учету медикаментов;
  • умение оказывать неотложную помощь пациентам в отсутствии врача;
  • соблюдение требований инфекционной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Статья журнала «Главная медицинская сестра» — «Шесть популярных вопросов от главных медсестер о новом профстандарте» стала настоящим бестселлером.

Редакция подобрала самые острые вопросы главных медсестер о новом профстандарте «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». На них ответили представители Минздрава и сестринского сообщества.

Статья доступна для чтения подписчикам и клиентам по демодоступу. Прочтите и обсудите с коллегами!

Для диетических медсестер

Профстандарт медицинская сестра диетическая будет входить в сводный профстандарт медсестры. В проекте документа сказано, что основное назначение этого специалиста – планирование лечебного питания.

В соответствии с этим, кратко рассмотрим, чем отличаются основные трудовые действия медсестры.

Что должна делать диетическая медсестра

  • в своей деятельности взаимодействовать со всеми службами медучреждения по вопросам диетического лечебного питания – с бухгалтерией, пищеблоком, врачом-диетологом и т.д.;
  • организовать работу пищеблока;
  • формировать карточки диетических блюд;
  • формировать недельное меню в соответствии с разными видами лечебных диет;
  • представлять проекты лечебного меню в зависимости от вида диет совету медучреждения;
  • анализировать выполнение денежных и натуральных показателей по профилю своей деятельности;
  • вести предусмотренную учетную и отчетную документацию.

Что должна уметь медсестра по диетологии

  1. Формировать диетическое меню пациентов медучреждения.
  2. Соблюдать в своей работе физиологические нормы питания пациентов.
  3. Учитывать виды лечебных диет при формировании недельного меню.
  4. Формировать сезонное недельное меню при участии врача-диетолога.
  5. Составлять разнообразный ассортимент блюд.

  6. Распределять денежные средства и продукты питания на неделю.
  7. Под руководством врача-диетолога подсчитывать пищевую ценность и химический состав блюд.
  8. Проводить сверку выполнения денежных и натуральных норм по лечебному питанию совместно с бухгалтерией в каждом отчетном периоде (неделя, месяц и т.д.).

Для медицинской сестры в социальной сфере

Профстандарт медицинская сестра в социальной сфере – документ, являющийся разделом общего профстандарта медсестер.

Трудовые действия

  • в интересах пациента взаимодействует с комиссиями по МСЭ, учреждениями соцзащиты, с персоналом и всеми службами медучреждения;
  • ведет учет пожилых пациентов, а также пациентов с инвалидностью за прикрепленном участке;
  • формирует базу лиц, нуждающихся в медицинском и социальном уходе;
  • совместно с социальными службами проводит осмотр социально-бытовых условий пациентов;
  • определяет потребность граждан в социальной помощи и предоставлении медико-социальной информации;
  • ведет работу по социально-бытовой адаптации инвалидов и пожилых граждан;
  • помогает пациентам в получении необходимых средств реабилитации;
  • помогает пациентам в реализации их прав на получение социальных льгот и выплат.

Необходимые умения

Профстандарт медицинской сестры содержит ключевые умения медсестры, специализирующейся на социальной помощи пациентам:

  • проводить обследования пациентов на степень утраты их навыков общаться, самостоятельно передвигаться и самостоятельно обслуживать себя в быту;
  • формировать базу данных, собирать необходимые данные;
  • определять основные проблемы пожилых пациентов, а также инвалидов, которые утратили некоторые социальные навыки;
  • работать с семьей пациента, обучать их адаптации к потребностям и возможностям инвалида или пожилого человека;
  • осуществлять всестороннюю помощь пациентам в получении необходимых медизделий, гарантий и льгот;
  • обучать пациентов использованию медизделий, а также технических средств реабилитации.

Для медицинской сестры по массажу (реабилитационная медсестра)

Реабилитационная медсестра (профессиональный стандарт медицинская сестра по массажу) выполняет комплект разнообразных реабилитационных мероприятий с пациентами.

Трудовые действия

  1. В интересах пациента взаимодействует со всеми службами медучреждения, в первую очередь, с отделением реабилитации.
  2. На всех этапах реабилитации выполняет назначения врача.

  3. Проводит специальные мероприятия по лечебной физкультуре, физиотерапии.
  4. Проводит лечебный массаж на разных этапах реабилитации.
  5. При проведении реабилитации использует различные методы психологической разгрузки пациента.

  6. Оценивает эффективность проведенных реабилитационных процедур.

Необходимые умения медицинской сестры

Профстандарт медицинской сестры, которая специализируется на массаже и реабилитации, включает в себя основные ее умения.

Назовем некоторые из них:

  • применение средств фитотерапии и медикаментов в соответствии с назначениями специалистов;
  • проведение физиотерапии в соответствии с реабилитационной программой пациента;
  • проведение занятий по лечебной физкультуре;
  • проведение сеансов лечебного массажа, ручного и аппаратного;
  • проведение специальных занятий по музыкальной терапии, арт-терапии и т.д.;
  • предоставление психологической поддержки пациентов;
  • умение побуждать пациентов к тренировке навыков мелкой моторики, к ручному труду, если это необходимо для их реабилитации.

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293658203-18-m02-07-profstandart-medicinskoj-sestry

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,618

1Мельник Е.Г. 11 МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»1. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Факторы, определяющие эффективность деятельности нефрологического отделения. — М.: Издательство «Медицина», 2014 г. – С.15.2.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации»3. ФГОС по направлению подготовки 060501.

62 «Сестринское дело» квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24»декабря 2010 г.

№ 2057

Одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение качества продукции (услуг), конкурентоспособность и обороноспособность государства является стандартизация, которая призвана обеспечивать:

— развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

— выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;

— устранение технических барьеров в торговле;

— повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;

— защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

Читайте также:  Форма кс-2 - акт о приемке выполненных работ - юридические советы

— предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

— энергетическую эффективность и ресурсосбережение [2].

Национальная система стандартизации включает в себя комплекс различных стандартов, в том числе по охране здоровья. Активный участник обеспечения качества здоровья населения – медицинская сестра.

Сфера деятельности медсестры широка и многогранна.

Она предполагает решение проблем по первичной и вторичной профилактике здоровья человека, соблюдению санитарно-гигиеничеких условий, обеспечению сестринского ухода, социально-психологической помощи.

В КММИВСО для изучения основ стандартизации медицинской помощи в работе медицинской сестры введена дисциплина «Стандартизация в здравоохранении», которая входит в профессиональный цикл Б.3, базовой части Б3.

1, раздела «Общепрофессиональные дисциплины» Б3.1.14 наряду с дисциплинами административно-управленческого направления.

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с Госстандартом 2011 года составляет 4 зачетные единицы, 144 часа [3].

Деятельность современной медицинской сестры предполагает ежедневное использование различных стандартов (норм) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских манипуляций, методика которых представлена в виде алгоритма последовательных действий.

В работе медицинской сестры можно выделить профессиональные и этические стандарты.

Этические стандарты деятельности медсестры – это стандарт поведения среднего медицинского персонала, выстраивание поведения с больным, его близким окружением и со своими коллегам.

Основой этического стандарта является «Этический кодекс медицинской сестры», принципы медицинской этики и деонтологии, философии современного сестринского дела.

Группы профессиональных стандартов:

  1. стандарты манипуляций, или процедур, которые содержат цели процедур, показания и противопоказания к ним, оснащение и условия для выполнения манипуляций, описание процедуры: подготовка, выполнение, завершение;
  2. стандарты плана ухода за пациентом – отражают базовый уровень высококачественного сестринского ухода в конкретной клинической ситуации;
  3. стандарты оказания неотложной помощи на доврачебном, догоспитальном этапе – перечень алгоритмов, применяемых в типичных клинических ситуациях.

В настоящее время используются следующие стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры:

  1. антропометрия;
  2. мониторинг состояния пациента (термометрия, подсчет пульса, дыхания, измерение артериального давления);
  3. профилактика пролежней;
  4. способы и методика введения лекарственных средств;
  5. уход за подключичным катетером;
  6. технология проведения оксигенотерапии;
  7. методика промывания желудка в зависимости от возраста ребенка;
  8. методика постановки лечебной, очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям различных возрастных групп;
  9. катетеризация мочевого пузыря у детей в зависимости от пола;
  10. подготовка и сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Зимницкому, на диастазу, для бактериологического исследования;
  11. взятие кала для капрологического исследования, на скрытую кровь, на бактериологическое исследование, соскоб на энтеробиоз;
  12. подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования.

Профессиональные стандарты разрабатываются с учетом деятельности лечебного учреждения и его возможностей. При разработке стандартов учитываются рекомендации надзорных органов – местных, территориальных, национальных. Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры утверждаются после клинических испытаний и периодически обновляются [1].

Обязательные условия применения стандартов в работе медсестры:

— выбор стандарта определяется клинической ситуацией;

— уровень оказываемой медицинской помощи должен соответствовать возможностям лечебного учреждения и квалификации медперсонала;

— медицинская сестра должна знать и понимать все положения стандарта, уметь реализовывать стандарт на практике и обосновывать все свои действия;

— быть основой для составления индивидуального плана ухода за пациентом;

— стандарт предполагает осуществления ухода в минимально достаточном объеме и в максимально короткие сроки;

— обеспечение своевременного вызова врачей и организацию врачебных консультаций.

Таким образом, четкое следование медицинскими сестрами стандартов медицинской помощи обеспечивает высокую эффективность их деятельности и влияет на качество оказываемых медицинских услуг в лечебном учреждении в целом.

Библиографическая ссылка

Мельник Е.Г. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 723-724;
URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=10659 (дата обращения: 24.08.2018).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10659

Семинар «Качество деятельности и профессиональные стандарты среднего медицинского персонала»

02 ноября 2017 года в г. Чебоксары на базе Ледового дворца спорта «Чебоксары-Арена» состоялся семинар на тему «Качество деятельности и профессиональные стандарты среднего медицинского персонала». Его организатором выступили Союз медицинских профессиональных организаций, медиагруппа «Актион-МЦФЭР» совместно с ООО «Сенсум» и редакцией информационной системы «Главная медицинская сестра».

Целью семинара было повышение квалификации руководителей среднего медицинского персонала медицинских организаций по вопросам качества деятельности, профессиональных стандартов среднего медицинского персонала и внутреннего контроля качества сестринской деятельности.

В работе семинара приняли участие свыше 400 делегатов из медицинских организаций Чувашской Республики. Это главные и старшие медицинские сестры, главные и старшие акушерки, главные и старшие фельдшера, внештатные специалисты по сестринскому делу, члены правления и председатели секций Профессиональной ассоциации средних медицинских работников Чувашской Республики.

Перед собравшимися участниками семинара выступила ученый секретарь Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, вице-президент Союза медицинских профессиональных организаций, кандидат медицинских наук А.В.

Гажева. Выступление состояло из четырех докладов: «Кадровое обеспечение», «Модели деятельности медицинских сестер», «Профессиональные стандарты. Аккредитация медицинских кадров. Непрерывное медицинское образование», «Критерии, индикаторы оценки деятельности.

Эффективный контракт».

В докладе «Кадровое обеспечение» Анастасия Викторовна проинформировала об основных статистических показателях кадровой ситуации в 2016 году. В медицинских организациях Российской Федерации работали 1836406 работников с высшим и средним медицинским образованием,  в Чувашской Республике – 12684. Средний возраст медицинских сестер в Российской Федерации составил 41,3 года.

Обеспеченность средним медицинским персоналом в Российской Федерации составила 88,2 на 10 тысяч населения.

Самая низкая обеспеченность (менее 71 человек среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения) в Московской области, Чеченской Республике, Ленинградской области, Приморском крае, Калининградской области.

Самая высокая обеспеченность (более 120 человек среднего медицинского персонала
на 10 тысяч населения) в Республике Алтай, Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе, Республике Тыва, Ханты-Мансийском автономном округе, Магаданской области.

Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в медицинских организациях, расположенных в сельской местности составило 1:3,7, в медицинских организациях федерального подчинения – 1:1,8, в медицинских организациях подчинения субъекта Российской Федерации – 1:2,4.

Самая низкая укомплектованность средним медицинским персоналом медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях (менее 62%), в Приморском крае, Тульской области, Ярославской области, Санкт-Петербурге, Самарской области, Хабаровском крае, Тверской области.

Самая высокая укомплектованность средним медицинским персоналом медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях (более 89%), в Республике Алтай, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия-Алания, Тюменской области, Республике Тыва, Республике Дагестан.

Самая низкая укомплектованность средним медицинским персоналом медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях (менее 63%), в Приморском крае, Алтайском крае, Тульской области, Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе, Кемеровской области, Псковской области. Самая высокая укомплектованность средним медицинским персоналом медицинских организаций, оказывающих помощь в стационарных условиях (более 89%), в Тюменской области, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан.

Докладчик проинформировала о самых распространенных и самых редких специальностях среднего медицинского персонала.

К самым распространенным специальностям среднего медицинского персонала (более 50000 человек) относятся: «Сестринское дело», Лечебное дело», «Лабораторная диагностика», «Скорая и неотложная помощь», «Акушерское дело».

К самым редким специальностям среднего медицинского персонала (менее 1000 человек) относятся: «Стоматология профилактическая», «Гигиеническое воспитание», «Медицинская оптика», «Медико-социальная помощь», «Энтомология», «Косметология».

В докладе «Модели деятельности медицинских сестер» Анастасия Викторовна  рассказала о принципах построения новых моделей деятельности медицинской сестры. Это передача функций немедицинскому персоналу; изменение содержания деятельности существующих должностей; введение новых должностей; пересмотр объемов нагрузки на одну медицинскую сестру; изменение «единицы планирования».

Докладчик отметила, что научно обоснованный подход в сочетании со стандартизацией деятельности, непрерывным профессиональным образованием медицинских сестер, позволил делегировать решение ряда задач от врача к медицинской сестре, наделив её полномочиями не только как к исполнителю  конкретных назначений, но и наделив её полномочиями по управлению отдельными процессами. Так, наряду с решением всех задач профилактического направления, медицинским сестрам делегированы полномочия по динамическому наблюдению за хроническими пациентами, мониторингу состояния в условиях стационара на дому, реализацию скрининговых мероприятий, обучающих программ.

Докладчик рассказала о положительном опыте реализации проекта «Сестринский пост» в г. Нефтекамск. Сестринский пост расположен в одном из кабинетов поликлиники и размещен в коридоре терапевтического отделения (в непосредственной близости к кабинетам участковых терапевтов).

Сестринский пост оснащен: автоматизированным рабочим местом, принтером, телефоном, печатью сестринского поста, связью с врачом посредством связи скайп.

Читайте также:  Выплата отпускных при увольнении без ошибок - юридические советы

До приема врача медицинская сестра подписывает информированное согласие пациента на медицинское вмешательство; заполняет анкету онкоконтроля; измеряет артериальное давление, температуру, пульс; вклеивает имеющиеся анализы, результаты обследований (при повторном приеме).

После приема врача медицинская сестра выдает направление на госпитализацию, обследования, консультации в медицинской организации; оформляет санаторно-курортные карты, при наличии результатов обследования; записывает к врачу по итогам амбулаторного приема; направляет на лабораторные анализы.

В результате внедрения проекта снизилось количество вызовов скорой медицинской помощи на 8,3%, снизилось количество вызовов неотложной медицинской помощи на 17,5%, увеличилось количество пациентов, состоящих на диспансерном учете на 13,6%, снизилось количество вызовов скорой медицинской помощи.

Использование патронажной службы позволило вести: разъяснительную работу на дому по сохранению пациентами своих прав на льготное лекарственное обеспечение; сверку пациентов, состоящих на диспансерном учете у онколога; сверку пациентов состоящих на учете у инфекциониста.

По итогам социологического исследования по качеству организации сестринской патронажной работы в поликлиниках г. Нефтекамск, проведенной совместно с кафедрой Башкирского государственного университета было проведено анкетирование маломобильных пациентов по вопросам их удовлетворенности работой патронажных групп.

Анализ результатов показал, что 80,0% респондентов показали абсолютную удовлетворенность организацией сестринской патронажной работы.

На вопрос «Влияет ли плановая работа патронажных медицинских сестер на частоту Вашего посещения поликлиники» или «Влияет ли плановая работа патронажных медицинских сестер на частоту вызова Вами скорой медицинской помощи» 52,0% респондентов отметили, что они стали реже посещать поликлинику, а также вызывать скорую медицинскую помощь.

Докладчик рассказала о положительных сторонах и рисках внедрения должности «Медицинская сестра клиническая».

К положительным сторонам относятся: оптимизация кадровых ресурсов; оптимизация финансовых затрат; профессиональная деятельность соответствует полученным знаниям и умениям; повышение профессиональной самостоятельности; повышение ответственности за пациента; оптимизация системы управления сестринским персоналом; взаимозаменяемость.

К рискам относятся: необходимость дополнительного обучения на рабочем месте; дефицит младшего медицинского персонала; недостаточное использование немедицинского персонала; неоднородный состав пациента по тяжести состояния.

В докладе «Профессиональные стандарты. Аккредитация медицинских кадров. Непрерывное медицинское образование» Анастасия Викторовна проинформировала о распоряжении правительства Российской Федерации от 15.04.2013 года №624-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года».

Данный комплекс мер включает: оптимизацию номенклатуры специальностей специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения; совершенствование методики расчета потребности в медицинских кадрах; разработку профессиональных стандартов; мониторинг кадрового состава системы здравоохранения, ведение Федерального реестра.

Докладчик отметила несоответствие номенклатуры специальностей врачей и среднего медицинского персонала (94 врачебных специальностей и 35 специальностей среднего медицинского персонала).

Например, с каким средним медицинским специалистом должен работать врач по специальности «Эндоскопия», с имеющим специальность «Сестринское дело» или «Операционное дело»? Имеется несоответствие перечня должностей в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников и едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Например, в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников есть должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра), а в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих отсутствуют квалификационные требования к этой должности.

Докладчик рассказала, что в настоящее время имеются: номенклатура специальностей; номенклатура должностей; квалификационные требования; повышение квалификации; последипломная специализация; типовые должностные инструкции. В будущем же будут профессиональные стандарты. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.

2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 69): «Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста». Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Докладчик подчеркнула важную роль представителя некоммерческого профессионального сообщества в работе аккредитационной комиссии и проинформировала о Союзе медицинских профессиональных организаций, задачами которого являются: совершенствование практической деятельности специалистов, внедрение новых организационных технологий, инновационных практик, пилотных площадок, школ передового опыта на базе профессиональных организаций и общественных объединений; возрождение и развитие отечественных традиций милосердия; развитие системы непрерывного медицинского образования с  внедрением зачетно-накопительной системы и электронных портфолио; изучение, обобщение и распространение лучшего регионального опыта; реализация научного потенциала, внедрение доказательной сестринской практики; разработка и внедрения системы управления качеством профессиональной деятельности специалистов; содействие внедрению профессиональных и национальных стандартов; разработка и реализация профессиональных образовательных программ на основе сетевой интеграции; создание системы  независимой  оценки качества медицинского образования и квалификаций, в процессе профессиональной и профессионально-общественной аккредитации; организация мероприятий, способствующих повышению престижа профессий, профессиональной компетенции, общей, этической и правовой культуры специалистов; создание единого информационно-методического пространства для обеспечения обмена информацией внутри профессионального сообщества; консультационная поддержка по вопросам аттестации, сертификации и аккредитации специалистов.

В докладе «Критерии, индикаторы оценки деятельности. Эффективный контракт» Анастасия Викторовна отметила, что проблема качества медицинской помощи имеет приоритетное значение в современных условиях развития отечественного здравоохранения.

Существует множество подходов к разработке методов внедрения качества, его экспертизы, формирования стандартов медицинского технологического процесса, оценке затрат на качество и определению его эффективности.

При этом, согласно изученным данным, не разработано единой унифицированной методологии обеспечения качества медицинской помощи, которая в полной мере охватывает все его аспекты и могла бы быть применима во всех областях медицины.

Система качества состоит из трех компонентов: обеспечение качества, управление качеством и контроль качества. С помощью оценки качества становится возможным установить причинно-следственную связь между деятельностью и конечным результатом.

К инструментам оценки относятся: порядки; стандарты; протоколы; профессиональные стандарты; ГОСТы; алгоритмы; клинико-организационный руководства; технологии выполнения процедур; планы проверок; экспертные карты; СОПы; критерии/индикаторы (эффективный контракт).

Докладчик рассказала, что индикаторы деятельности – это показатели, позволяющие оценить, насколько результативно и эффективно медицинские работники, медицинские организации, страховые компании предоставляют или обеспечивают медицинскую помощь.

Различают следующие виды индикаторов: индикаторы федерального уровня – оценивают ситуацию по качеству медицинской помощи в целом; индикаторы регионального уровня – дают срез ситуации по территориям с выявлением их особенностей и прицельных проблем; индикаторы медицинских организаций – разрабатываются из имеющейся модели управления качеством медицинской помощи на основе особенностей оказания медицинской помощи и оценивают качество на уровне организации; индикатор оценки деятельности специалиста на должности.

Причины необходимость перехода к эффективному контракту: неэффективная система оплаты труда в здравоохранении; дисбалланс в обеспечении врачебным и сестринским персоналом между городом и селом, отдельными субъектами Российской Федерации, стационарной и амбулаторной помощью, дефицит врачей отдельных специальностей; снижение квалификации медицинских работников; недостаточное качество оказываемой медицинской помощи; недостатки в нормировании труда медицинских работников; одновременное улучшение материально-технического оснащения отрасли оборудованием; необходимость оказания медицинской помощи в соответствии с порядками на основе стандартов.

Докладчик рассказала, что под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные на: наличии у медицинской организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Докладчик подчеркнула, что актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания услуг, организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.

В завершении семинара был организован открытый микрофон, где участники активно высказывали свое мнение о проведенном семинаре и делились предложениями по дальнейшей работе.

Источник: http://xn--l1aecg.xn--p1ai/seminar-kachestvo-deyatelnosti-i-professionalnye-standarty-srednego-meditsinskogo-personala

Ссылка на основную публикацию