Мигранты пытаются оспорить приказ минобрнауки, запрещающий прием в школу детей, не имеющих регистрации в россии — юридические советы

Власти опровергли запрет на прием в школу детей без регистрации :: Политика :: РБК

Верховный суд рассматривает жалобу мигрантов, оспаривающих приказ Минобрнауки, из-за которого их детей не принимают в школы без регистрации. В ведомстве уверяют: в документе нет запретов, его просто ошибочно трактуют

Ученики одной из московских школ (Фото: «РИА Новости»)

Верховный суд в понедельник приступил к рассмотрению жалобы правозащитников и семей мигрантов, чьих детей школы отказываются принимать без документов о регистрации.

С заявлениями в ВС обратилась гражданка Сирии Кавтхар Нассер и уроженец Узбекистана Курбанов Нурбек, а также общественная организация «Гражданское содействие», специализирующаяся на помощи беженцам и переселенцам.

В судебном порядке заявители просят признать незаконными положения «Порядка приема граждан на обучение» в общеобразовательные школы, который был утвержден приказом Минобрнауки №32 от 22 января 2014 года. Истцы​ настаивают, что именно на основании этого документа школы отказываются принимать детей мигрантов, у которых отсутствует временная регистрация.

Нассер рассказывала на заседании суда, что российские власти предоставили ей временное убежище. Она живет в съемной квартире вместе с тремя детьми. Старшие имеют российское гражданство, которое есть у отца. Но ее младшую дочь, не имеющую гражданства, московские школы отказываются принимать на обучение в первый класс, мотивируя свое решение тем, что у нее нет временной регистрации.

Как следует из жалобы второго заявителя, Курбанова, он с детьми и женой живет в Твери, а двое его детей ходили в 8-й и 10-й классы местной школы №34 в Твери. Но когда у семьи закончился вид на жительство в феврале 2015 года, директор школы отчислил его детей. Позднее суд признал это решение руководства школы незаконным и восстановил учеников, но отец все равно обратился в ВС.

«Ребенок, находясь на территории России, не только может, но и должен учиться, — пояснила свою позицию РБК председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, которая представляет интересы обеих семей. — И в компетенцию Минобрнауки не входит вопрос легальности нахождения их родителей в стране».

По мнению Ганнушкиной, оспариваемый приказ позволяет директорам школ отказывать семьям мигрантов в приеме их детей, если у них отсутствует временная регистрация, и никак не регламентирует ситуации, когда переселенцы находятся на территории России законно.

В пункте 9 этого​ приказа содержится перечень документов, которые родители должны представить в образовательное учреждение, в том числе «свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории».

Представители Минобрнауки​​ на заседании суда возражали против удовлетворения требований и настаивали, что приказ не противоречит вышестоящим законам и не нарушает права мигрантов.

Как пояснил РБК сотрудник пресс-службы ведомства, в действительности свидетельство о регистрации нужно только для подтверждения, что ребенок живет вблизи школы, но его отсутствие не должно быть причиной для отказа.

«Доступ к общему образованию предоставляется всем детям без исключения.

В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест», — пояснил собеседник агентства и отметил, что это прямо закреплено в законе «Об образовании». Поэтому никаких оснований для отказа в приеме в оспариваемом акте не содержится, указал сотрудник пресс-службы.

«И если в конкретной школе отсутствуют места, то региональный или муниципальный образовательный орган обязан рассмотреть заявление родителей и предоставить место в другой школе», — считает сотрудник ведомства.

Судебный процесс по делу продолжится 27 августа, ожидается, что суд тогда же примет решение.

В первый класс без прописки // правозащитники оспорили приказ, препятствующий зачислению в школы детей мигрантов

Комитет «Гражданское содействие» оспорил в Верховном суде (ВС) РФ приказ Министерства образования и науки от 22 января 2014 года № 32 о приеме граждан в образовательные учреждения, передает «Коммерсант».

По мнению комитета, из-за этого документа у детей беженцев и трудовых мигрантов возникают проблемы при зачислении в школы — им отказывают при отсутствии регистрации.

В Минобрнауки настаивают, что препятствий для зачисления в школу приказ не создает, а проблемы возникают из-за неправильной трактовки документа в регионах.

Согласно приказу Минобрнауки при подаче заявления на прием ребенка в школу родители должны также представить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или пребывания.

Это дает повод отказывать в приеме в общеобразовательную организацию, хотя Конституция гарантирует общедоступность основного общего образования.

С момента начала действия приказа в комитет поступило уже около 50 обращений из разных регионов России с жалобами на эту ситуацию, рассказала председатель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина. Минобрнауки необоснованно берет на себя функции Федеральной миграционной службы, считает она.

Сложности с зачислением в школы появляются у трех групп беженцев, сообщили изданию в «Гражданском содействии». Во-первых, это те, кто находятся в России легально, но пока не оформили себе регистрацию (например, приезжие из Сирии, Украины, Афганистана).

Другая часть беженцев получила разрешение на временное пребывание или вид на жительство, но еще не оформила правовой статус для своих детей.

Наконец, третья группа — это трудовые мигранты, у которых есть соответствующие патенты, но регистрацию для детей они сделать не могут.

В Минобрнауки утверждают, что свидетельство о регистрации служит только подтверждением факта проживания ребенка недалеко от конкретной школы. Отсутствие документа не может быть причиной для отказа при зачислении в школу, уверены в ведомстве. Министерство считает, что оспариваемый приказ неправильно трактуют в регионах.

В связи с этим Светлана Ганнушкина надеется, что еще до рассмотрения дела в ВС министерство подготовит разъяснения, которые объяснят, как зачислять в школу детей, не имеющих регистрации.

Ее коллега Анастасия Денисова рассказывает, что в Москве для зачисления ребенка в первый класс через портал госуслуг (это единственный способ попасть в школу) требуется предоставить информацию о его регистрации.

Судебная коллегия ВС по административным делам рассмотрит дело (№ АКПИ15-694) 27 августа. В суде комитет представляет интересы двух заявителей. Одна — мать девочки из Сирии, которую не зачисляют в первый класс в Москве. Другой — гражданин Узбекистана, двух детей которого отчислили из школы из-за истечения срока действия на временное проживание.

Вс рф признал законным отказ принимать в школы детей без регистрации

Контекст

Суд проверит приказ, запрещающий принимать в школы РФ детей без регистрацииВС 27 августа рассмотрит жалобу на запрет на прием в школу детей мигрантов

МОСКВА, 27 авг — РАПСИ.

Верховный суд РФ признал законным приказ Минобрнауки, по которому в российских школах с 2014 года требуют при приеме детей документы об их регистрации по месту жительства, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Таким образом, суд отклонил жалобу гражданки Сирии Нассер Кавтхар, у которой дочь не взяли в школу из-за отсутствия регистрации, и гражданина Узбекистана Нурбека Курбанова, детей которого отчислили из тверской школы в разгар учебного года, когда у них закончилось разрешение на проживание.

Суд согласился с представителем Минобрнауки Ольгой Федоровой, которая указала, что оспариваемый пункт №9 приказал No32 Минобрнауки действительно требует от детей регистрации, но уже второй его абзац указывает, что в случает отсутствия необходимых документов достаточно свидетельства о рождении.

«Если ребенок проживает на данной территории и это подтверждено документом, а самый простой способ — регистрация по месту жительства или по месту проживания, то он попадает в первый поток на зачисление, а если нет подтверждения, то для этих случаев предусмотрен второй абзац приказа. В нем говорится, что родитель или законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка», — отметила представитель министерства.

Прокурор также отметила, что оспариваемый приказ не запрещает принимать в школу детей без регистрации.

«Отсутствие регистрации и документов о праве нахождения на территории России не может быть основанием для отказа в зачислении в школу, отказать в приеме в школу можно, только если там нет свободных мест», — заявила прокурор. По ее словам, предоставление в школу документов о регистрации носит лишь уведомительный характер.

Представитель истцов, руководитель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина отметила, что тем не менее на основании этого приказа детям отказывают в приеме в школу, при этом проблемы возникают не только у мигрантов, но и у россиян. «Приказ Минобрнауки по меньшей мере неясен, раз трактуется учителями подобным образом», — сказала она.

«Неясность и противоречивость формулировки приводит к массовым нарушениям со стороны должностных лиц», — отметил представитель ответчика, предложив конкретизировать оспариваемые пункты. Представитель истцов также добавила, что записать детей в школу можно только по электронной очереди через портал Госуслуг, для регистрации на которых также нужна прописка по месту жительства.

Между тем Курбанов на заседании отказался от своего иска, так как уже обратился в районный суд Твери и тот отменил приказ об отчислении его детей из школы. Суд решил, что директор школы не должен был брать на себя функции Федеральной миграционной службы.

Запрет на прием в школы детей-мигрантов оспорен в Верховном суде

Верховный суд начал рассмотрение жалобы на запрет принимать в школы детей-мигрантов, не имеющих регистрации

Д. Абрамов / Ведомости

Верховный суд провел в понедельник предварительные слушания по жалобе комитета «Гражданское содействие» на приказ Минобрнауки, из-за которого, по словам заявителей, с 2014 г.

в школы перестали принимать детей иностранцев и жителей других регионов России, не имеющих регистрации. Согласно приказу, родители должны представить в школу свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или пребывания.

Заявители считают, что эта норма противоречит Конституции и ряду федеральных законов.

Сирийская беженка Нассер Кавтхар обратилась в московскую школу по месту проживания для зачисления дочери в первый класс, но получила отказ из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

У гражданина Узбекистана Нурбека Курбанова, имеющего свидетельство о виде на жительство, двое детей были исключены из школы в Твери, так как у них окончился срок разрешения на временное проживание.

Читайте также:  Как узнать историю авто по вин коду машины? - юридические советы

По словам руководителя «Гражданского содействия» Светланы Ганнушкиной, в Твери им удалось выиграть суд, который обязал принять детей со следующего учебного года. Ганнушкина отмечает, что только в ее комитете с начала действия приказа было около 50 подобных обращений.

Рассмотрение жалобы по существу должно пройти 27 августа, но Ганнушкина полагает, что к этому времени Минобрнауки подготовит поправки к приказу, поскольку на предварительном заседании чиновники ссылались на поправки, принятые к предыдущему приказу. Министерство утверждает, что в регионах неверно толкуют приказ, говорит правозащитница: «Но приказ понимают так, как он был написан, к тому же нелепо ссылаться на поправки к приказу, который уже не действует: их никто исполнять не обязан».

Минобрнауки в ответ на запрос «Ведомостей» заявило, что свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, а его отсутствие не может быть причиной для отказа в приеме – отказать могут, только если нет свободных мест. Если же места в конкретной школе отсутствуют, то органы образования должны предоставить место ребенку в другой школе.

Член Совета по правам человека Евгений Бобров говорит, что в совет постоянно обращаются с подобной проблемой, хотя закон о праве граждан на свободу передвижения запрещает увязывать реализацию прав с наличием регистрации: «Конституционный суд неоднократно это разъяснял.

Регистрация – это административные отношения, а права, реализуемые по месту жительства, должны реализовываться по месту постоянного или преимущественного проживания».

Ни один закон не увязывает права мигрантов с наличием регистрации, подчеркивает Бобров: «Если иностранцы законно пребывают в России, постоянно или временно, то их правовое положение определяется этим статусом вне зависимости от регистрации.

Если они что-то нарушают, то будут отвечать за нарушение, но оно не будет основанием незаконности их нахождения и отказа в реализации прав».-

В школу можно брать детей и без регистрации, решил верховный суд россии

Суд не отменил приказ Минобрнауки о необходимости регистрации у детей при приеме в российские школы. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Верховный суд России в четверг признал законным приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Документ оспаривала благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Также истцами выступали гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Семилетнюю дочь Нассер не взяли в первый класс в Москве из-за того, что хозяин съемной квартиры отказался прописывать мать девочки с ребенком. Она переехала в Пушкино, но и там история повторилась.

Сама женщина в прошлом году получила в России временное убежище в связи с тем, что у нее на Родине идет гражданская война. В четверг она лично приехала в суд.

Гражданин Узбекистана, отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери доверил представлять его интересы юристам «Гражданского содействия». Мужчина столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей — 8-классника Нусратуллоха и 10-классника Умара — отчислили из школы после того, как выяснилось, что у детей окончился срок действия разрешения на временное проживание.

Приказ раздора

В обоих случаях директора школы оправдывали отказы пунктом 9 приказа № 32 Министерства образования и науки от 22 января прошлого года.

В нем прописан порядок для приема в общеобразовательные учреждения начального и среднего общего образования.

В документе говорится о необходимости регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, а также о том, что родители-иностранцы должны предъявить документ, подтверждающий право на пребывание в России.

По словам представителей комитета «Гражданского содействия», с начала учебного года к ним обратились порядка 40 семей мигрантов, у которых возникли проблемы с зачислением детей в школу. Аналогичные жалобы стали поступать к ним уже и от граждан России.

Представлявший интересы организации в суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что приказ Минобрнауки противоречит статье 43 Конституции РФ, Международной конвенции «О правах ребенка» и федеральному закону РФ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Таким образом, по мнению истцов, обжалованный приказ противоречит основному закону страны, а также международным правовым актам.

Кушпель сообщил, что представители «Гражданского содействия» не раз пытались устроить многих детей иностранных граждан в российские школы, но успехом их попытки не увенчались, «везде идет ссылка на данный пункт приказа».

Глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина назвала «опасным для общества» принятие документа, который противоречит Конституции. Она отметила: если дети остаются предоставлены сами себе, их аккумулирует криминальная среда.

Ганнушкина считает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети иностранцев учились в российских школах. «Они становятся носителями нашей культуры и языка. В противном случае мы теряем это влияние.

Язык и культура — это большее влияние на мировое сообщество, чем политика сегодняшнего дня, которую проводит государство», — сказала правозащитница. Она сообщила, что недавно была на конференции в Туркмении, которая шла по-английски. «Дети ничего не понимают по-русски.

Мы не должны терять этот способ влияния и распространения нашей культуры», — убеждена Ганнушкина.

«Если министерство считает, что дети находятся нелегально на территории РФ — ну что ж, обратитесь в ФМС. Но это не может быть функцией Минобразования — следить за регистрацией детей», — уверена правозащитница.

По ее мнению, оспариваемый пункт приказа Минобразования должен быть, если не отменен, то изменен, или же к нему должны появиться разъяснения. «Проблемы надо решать, а не бороться с ними репрессивными методами», — отметила правозащитница.

Сложности поступления в школу

Сотрудница «Гражданского содействия» Анастасия Денисова рассказала суду, что лично общалась с директорами и юрисконсультами школ, которые отказываются брать детей без регистрации. «Они говорили мне, что не знают, как трактовать приказ, и сами крайне недовольны, что выполняют несвойственные им функции.

Они хотят заниматься учебным процессом, подготовкой 1 сентября, а не выполнять функции ФМС. Люди говорят, что хотят взять детей в школу, но не могут», — отметила Денисова. По ее словам, само слово «регистрация» трактуется директорами школ по-разному.

Некоторые из них просят предъявить у родителей годовую регистрацию на ребенка.

Также Денисова поведала о проблемах при подаче заявления о приеме в школу. По ее словам, в настоящее время оно заполняется в электронной форме на портале госуслуг. В заявлении указана графа «регистрация».

Без нее электронная система заявление просто не пропускает, а директора школ не принимают заявление лично от родителей. «Они говорят, идите в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки).

Там объясняют: «Мы — техническая служба, мы только можем помочь вам заполнить заявление, если вы не владеете Интернетом. Мы за вас не можем написать регистрацию», — описывала сложности поступления в школу Денисова.

Представители истцов просили признать оспариваемый пункт приказа Минобрнауки частично недействующим и отменить пункт №9. В свою очередь, представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что приказ министерства правомерен и ясен.

По ее мнению, неправильная трактовка приказа не является основанием для признания его незаконным. Она заявила, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации».

«Отказать в приеме ребенка в школу могут только по одной причине — из-за отсутствия в ней свободных мест», — сказала она.

Федорова отметила, что при издании приказа в министерстве учитывали: устраивать детей в школу пойдут граждане, как с регистрацией, так и без нее. «Поэтому было сформулировано два принципа.

Если ребенок проживает на данной территории, и это подтверждено документом, то самый простой способ — это предъявление регистрации по месту жительства или по месту проживания. В этом случае ребенок попадает в первый поток на зачисление», — сказала она.

В случае же если у ребенка отсутствует регистрация, то родитель или его законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, сообщила Федорова. «Сложно представить родителей или законных представителей ребенка без этого документа», — сказала она.

«Дополнительный» документ

В то же время представитель гражданки Сирии, член «Гражданского содействия» Анастасия Денисова обратила внимание суда на то, что свидетельство о рождении упоминается в приказе министерства лишь как дополнительный документ к свидетельству о регистрации. В ответ Федорова пояснила, что этот документ прилагается дополнительно к заявлению в школу, а вовсе не к свидетельству о регистрации. По ее мнению, это вполне ясно, и «большинство образовательных организаций понимают этот блок приказа правильно».

Федорова отметила, нормы для поступления детей в школу были приняты с учетом миграционной политики. Она заявила, что директора школ «регулярно предоставляют ответы на запросы ФМС», и, если оспариваемый пункт приказа отменить, то учителей начнут привлекать к административной ответственности по статье 18.11 КоАП (Нарушение иммиграционных правил).

Эти слова вызвали недоумение у Светланы Ганнушкиной. Председатель «Гражданского содействия» заметила, что по данной статье лицо можно привлечь к ответу только за непредоставление или несвоевременное представление в орган исполнительной власти информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства.

Читайте также:  Какая статья предусмотрена за покушение на убийство? - юридические советы

По ее словам, если в школу придет запрос из ФМС, педагоги и учителя должны ответить, сколько у них учатся детей без регистрации и написать: «Помогите их зарегистрировать». «Кого и за что тут могут осудить? Я не понимаю», — заметила она.

Привлеченный к спору представитель Министерства юстиции выступил на стороне Минобрнауки, как и Генеральная прокуратура. В итоге, выслушав доводы сторон, судья Юрий Иваненко иск отклонил.

Была оглашена лишь вводная часть судебного акта, поэтому неясно, какой именно из аргументов ответчика суд положил в основу своего решения.

Но судя по всему, судья согласился с доводами представителя Минобрнауки о том, что в школы можно брать детей и без регистрации, достаточно лишь заявления и свидетельства о рождении.

Кто в доме хозяин

Светлана Ганнушкина сказала Business FM, что разочарована принятым решением. Она намерена обжаловать его в апелляции. «Все, что проистекает из приказа Минобрнауки, приводит к тому, что детей без регистрации просто не берут в школы.

Ну, напишите так, чтобы людям было понятно, измените формулировку». По словам правозащитницы, она надеялась, что министерство представит в суд соответствующие письменные пояснения. «Этого было бы достаточно, чтобы отозвать нашу жалобу.

Но они просто решили показать, кто в доме хозяин», — заметила председатель «Гражданского содействия».

Стоит отметить, что Нурбек Курбанов в четверг отозвал свой иск. Это было связано с тем, что в июне этого года Заволжский суд Твери уже защитил его права и отменил приказ руководства школы № 34 об отчислении его сыновей из школы. Тогда суд пришел к выводу, что администрации учреждения не следовало брать на себя функции ФМС.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Учебная тревога. Почему детей мигрантов не пускают в российские школы

Многие московские школы дискриминируют детей иностранных граждан, запрашивая у них документы, которые для устройства в общеобразовательные учреждения не требуются. Школы пытаются выполнять функции полиции, проверяя миграционный статус родителей таких детей. Однако, отказываясь принимать детей мигрантов, администрации школ нарушают право детей на доступ к образованию.

Айнагуль родом из Бишкека, в России работает с 2006 года. Она замужем, и у нее двое детей. Вместе с мужем они уже заработали на дом, однако вернуться на родину не могут – хорошую работу в Киргизии найти очень сложно. Поэтому супруги решили пока по-прежнему жить в России и в июле 2017 года привезли сюда двоих детей – 8 и 9 лет.

Как и у большинства мигрантов, регистрация Айнагуль и ее мужа сделана не по месту проживания, а в одной из контор, оказывающих подобные услуги. С июля 2017 года родители пытаются устроить детей в школу – и везде получают отказ. Причины в разных школах приводят разные.

В одних говорят, что регистрация сделана не по месту проживания. В других указывают на то, что регистрация оформлена не на весь год. Но, во-первых, регистрация регулярно продлевается.

Во-вторых, никакие особенности регистрации не могут быть основанием для того, чтобы не брать ребенка в школу.

Так или иначе, но дети Айнагуль пока не могут получать образование в России.

Знай язык и имей регистрацию

Надо заметить, что право на образование всех людей, проживающих в России, закреплено законодательно. Статья 43 конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование».

То же самое утверждает статья 5 закона об образовании: «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование».

Более того, в статье 78 этого же закона особо оговаривается: «Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Однако в реальности право иностранных граждан на образование регулярно нарушается.

Проблема, касающаяся недопуска детей в школы, становится все более острой, а количество обращений в Комитет «Гражданское содействие» по этому вопросу все время возрастает.

Чаще всего детей не берут учиться из-за того, что у семьи нет правильно оформленной регистрации или документов, подтверждающих право людей на пребывание в РФ. Какие именно это должны быть документы, решает почему-то школа.

График роста числа обращений о недопуске детей в школы

О том, как обычно зачисляют ребенка в школу, «Фергане» рассказал основатель образовательного клуба «Билим» Максатбек Абдуназар уулу. В «Билиме» не только готовят детей мигрантов к школе, но и помогают устроить их в образовательные учреждения.

– При приеме в первый класс действует определенный порядок: приоритет отдается детям, проживающим на закрепленной за школой территории, – говорит Максатбек. – Однако порядок этот действует с зимы до конца июня.

С 1 июля и до 5 сентября устроиться в первый класс имеют право все дети, вне зависимости от места проживания. Что же касается всех остальных классов, кроме первого – тут действует открытый прием в течение всего года.

Однако, – уточняет Максатбек, – чтобы подать заявление в школу, нужно зайти на портал услуг города Москвы mos.ru и указать там некоторые свои данные. В частности – место регистрации: без этого заявление не будет принято. Это правило действует на mos.ru круглый год и для поступающих во все классы.

Если в школе есть свободные места, то в течение пяти дней после подачи заявления родителей ребенка приглашают на ознакомительное мероприятие. С собой необходимо иметь пакет документов: паспорт, свидетельство о рождении, регистрацию, а для иностранных граждан – также документ, подтверждающий право на пребывание в России.

Если у родителя нет одного из этих документов, в школу его детей, скорее всего, не примут.

– Если с документами все в порядке, ребенка в школе могут протестировать, – продолжает Максатбек. – Тестирование проводится не для того, чтобы отсеивать детей, а чтобы понять реальный уровень их знаний и, по возможности, облегчить им учебу. Во-первых, образовательные программы в России и странах Центральной разные.

Во-вторых, ребенок может плохо знать русский язык и ему будет трудно понимать учителя. В этом случае ребенка могут отправить не к сверстникам, а в младшие классы. Для детей это почти всегда травма, поэтому лучше пройти собеседование и тестирование как можно раньше.

Если у ребенка не хватает каких-то знаний и навыков, можно будет подготовиться к школе заранее.

Исходя из своего опыта, Максатбек Абдуназар уулу утверждает, что главные условия для принятия ребенка в школу – хорошее знание русского языка и наличие регистрации.

– Я встречался со многими директорами школ. По моему ощущению, они не против детей-мигрантов. Однако им нужна регистрация на случай, если кто-то надумает проверить учебное заведение и учеников в нем, – говорит Максатбек.

Школа контролирует мигрантов

Если же регистрации нет или она не совпадает с реальным местом проживания, ребенка часто просто лишают права ходить в школу.

Аналитик Комитета «Гражданское содействие» Константин Троицкий рассказал «Фергане», что в 2017 году в Комитет обратились граждане одиннадцати стран, дети которых столкнулись с нарушением их права на образование.

Самая распространенная причина отказа в зачислении – отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.

– Многие директора почему-то считают, что, записывая ребенка в школу, иностранные граждане должны доказывать законность своего пребывания на территории России, – говорит Троицкий. – Однако право ребенка на образование – это всеобщее право. И такая позиция директоров школ противоречит реализации этого права.

С 2014 года с претензиями о нарушении права на образование в Комитет обратились родители 196 детей. Наибольшее количество обращений пришлось на 2017 год – 42 семьи, имеющих 61 ребенка школьного возраста.

Надо сказать, что из этих детей пятеро уже учились в школе. Однако у них вдруг начали требовать свидетельство о регистрации – в противном случае угрожали отчислить из школы.

Родители же остальных 56 детей столкнулись с банальными отказами: их просто не хотели зачислять.

Необходимость доказывать «право на пребывание» автоматически лишает доступа к образованию детей тех трудовых мигрантов, у которых по каким-то причинам нет необходимых документов. Кроме того, из системы образования выпадают дети беженцев, которым было отказано в получении легального статуса, а также те, кто не смог обратиться за предоставлением убежища.

Чиновники управлений образования и директора школ почему-то берут на себя функции миграционного контроля, но при этом не знают правил документооборота.

Так, они не берут в расчет ни свидетельство о подаче обжалования об отказе в предоставлении или продлении временного убежища, ни справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища.

А ведь это документы, доказывающие легитимность пребывания человека в РФ.

Ответ на обращение на портале мэрии Москвы со списком необходимых документов

В музей и театр можно, в школу – нет

Недавно в Комитет обратился гражданин Узбекистана Баходыр (имя изменено – прим. «Ферганы»). Он подал заявление на получение статуса беженца в России. Пока заявление находится на рассмотрение, мужчина попытался устроить своего 16-летнего сына в московскую школу.

Вместе с Баходыром на прием к администрации школы сходила юрист-волонтер Комитета. Однако даже это не помогло: несмотря на наличие мест, школа отказывается принимать ребенка, который не только превосходно владеет русским языком, но и является призером олимпиад.

Читайте также:  Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности - юридические советы

Причина отказа – якобы неопределенный статус Баходыра в России. Более того, с Баходыра потребовали разрешение на временное проживаниев РФ. Однако никаких законных оснований для такого запроса нет.

Нигде не сказано, что в школу может быть принят только тот ребенок, чьи родители уже получили разрешение на временное проживание. Таким образом, требование предоставить РВП нарушает права ребенка и иностранного гражданина.

Вот показательный отрывок из диалога юриста и представителей школы. (Стиль разговора сохранен – прим «Ферганы»).

Школа: У нас есть свободные места, но я все равно сделаю отказ, потому что нет пакета документов, который обеспечивает доступ к услуге образования. Не хватает документа, который подтверждает законное пребывание на территории РФ.

Юрист: Такой документ есть.

Школа: Это документ, что заявитель сдал документы на рассмотрение статуса беженца, а нужен именно документ беженца.

Юрист: Однако существует закон о доступе к образованию.

Школа: Он распространяется на граждан РФ.

Юрист: Он распространяется на всех граждан!

Школа: У него есть справка, что он подал документы на подтверждение статуса беженца. Это законное пребывание в Москве: он может посещать музеи, театры и ходить по городу, но он не может получать услуги в сфере образования, так как на это расходуются бюджетные средства.

Юрист: В законе написано: «в России гарантируется право каждого человека на образование».

Школа: От нас требуют полного предоставления документов. Если нет регистрации, что мы должны делать? Мы же попадаем в ситуацию, когда нас будут проверять и наказывать.

Юрист: Какое в итоге будет основание отказа?

Школа: Не предоставлены сведения, нужные для зачисления ребенка в школу. Нет документа о предоставлении временного убежища.

Однако это не конец истории – юристы собираются подавать жалобу в прокуратуру и, возможно, в суд. Ситуацию комментирует пресс-секретарь Комитета «Гражданское содействие» Дарья Манина.

– Обстоятельства отказов иной раз бывают очень странные. Вот вам пример. Во время онлайн-регистрации ребенка в детский сад родитель указал неверный адрес. Ему тут же пришел автоматический ответ, что адрес постановки на миграционный учет не подтвержден.

При устройстве же ребенка в школу администрация часто просит доказать, что мигрант живет по указанному при заполнении электронной анкеты адресу. Если выясняется, что регистрация на самом деле оформлена по другому адресу, ребенка могут не принять в школу.

О чем это говорит? Вероятнее всего, о том, что образовательные учреждения используют принадлежащие МВД РФ базы постановки на миграционный учет.

Конечно, школа школе рознь. Некоторые школы готовы отстаивать право ребенка на образование. Но, к сожалению, пока это редкость.

– В 2014 году сотрудники ФМС нашли в одной из школ Ростовской области ребенка, у родителей которого не было документов, – продолжает тему Константин Троицкий. – Семью выдворили, а школу оштрафовали на том основании, что ребенок не имел права там учиться.

Однако администрация школы подала в суд и в 2016 году выиграла его. Выиграть ей помогло обращение к международным конвенциям и российским законам, гарантирующим право любого ребенка на образование.

Отдельно было отмечено, что в обязанности школы не входит проверка документов ребенка и родителей, доказывающих их право пребывания на территории России.

Пособия по русскому языку для детей мигрантов. Фото с сайта Volsu.ru

Обязательно или дополнительно?

Как рассказали юристы, при отказе принимать детей школы часто апеллируют к Приказу № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Пункт 9 этого приказа гласит: «Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации».

Однако с этим приказом возникает две проблемы. Первая заключается в том, что школы распространяют этот приказ на всех детей, хотя он относится только к тем, кто поступает в первый класс.

Вторая проблема состоит в том, что слово «дополнительно» школы трактуют как «обязательно».

Именно эту формулировку Комитет в 2015 году обжаловал в Верховном суде, который подтвердил, что документы предоставляются «по желанию».

Верховный Суд РФ постановил, что «отсутствие регистрации у родителей и/или ребенка, предъявление которых носит дополнительных характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, в том числе подаваемому в форме электронного документа, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест».

Школа обычно выбирается родителями по месту проживания или пребывания. Однако в приоритетном порядке в школу рядом с домом записываются те, у кого есть регистрация.

Таким образом, классы в школе могут быть полностью укомплектованы и свободных мест в ней не окажется. Это законная причина для отказа.

Однако в этом случае человек имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию – Управление по делам образования Москвы. Оно должно предоставить информацию о наличии свободных мест в ближайших школах.

– Проблема еще в том, что школы иногда требуют регистрацию на год или даже по форме 3.8, – рассказывает Троицкий. – Правда, форма 3.8 выдается только гражданам России. Однако это мало кого останавливает. Среди прочего, была у нас история с гражданами Украины.

Сами они жили и работали в Новой Москве, их дочь взяли в столичную школу и тогда никаких проблем не возникло. Однако через два года пришло время отдавать в первый класс и сына. И вот тут школа отказалась принимать мальчика – из-за того, что регистрация родителей оформлена была на срок в три месяца, а не на год. Но, во-первых, регистрация постоянно продлевалась.

Во-вторых, раньше у этих же родителей с точно такой же регистрацией спокойно взяли в школу девочку. При содействии юристов нашего Комитета отец написал жалобу в Департамент образования Москвы, прокуратуру и Следственный комитет. Прокуратура встала на сторону ребенка. Тогда школа заявила, что у них нет свободных мест.

Мы подали в суд, проиграли в первой инстанции, подали во вторую – словом, готовились к затяжной борьбе. Но тут вдруг в школе свободное место все-таки нашлось…

То ли сверху сигналят, то ли сами не хотят

По мнению сотрудников Комитета, основная проблема состоит не в формулировке законов, регламентирующих сферу образования, а в том, как эти законы трактуются.

– Возможно, в каких-то случаях сигналы не пускать детей мигрантов подаются школам сверху, – говорит Дарья Манина. – В других ситуациях на решение вопроса влияет личное отношение сотрудников школ к мигрантам.

Министерство и департаменты образования должны бы разъяснять школам, что иностранцы имеют право учиться в РФ независимо от того, есть ли у них регистрация или документ, подтверждающий право на пребывание в России.

Вместо этого они либо сами препятствуют поступлению детей мигрантов в школы, либо закрывают глаза на то, что школы неверно трактуют Приказ №32.

Константин Троицкий замечает, что им приходилось неоднократно общаться с представителями Департамента образования.

– У них, – говорит Троицкий, – есть целый комплекс неправовой аргументации, который находится вне представлений человека о праве на образование. Они говорят, что бюджетные деньги выделяются только на тех, кто проживает в Москве.

Или, например, утверждают, что только регистрация дает возможность отыскать ребенка в случае необходимости. При этом они не принимают в расчет, что регистрация может заканчиваться.

И это не говоря уже о том, что миграционный контроль вообще не входит в сферу деятельности школ.

Тем не менее, если иностранный гражданин хочет устроить ребенка в школу, юристы советуют брать с собой сопровождающего, который хорошо говорит по-русски и имеет представление о процедуре зачисления в российские школы.

– Этот вопрос сложно решить людям, которые плохо ориентируются в законодательстве, – говорит Константин Троицкий. – Кроме того, мигрант мигранту рознь. Отношение к мигрантам из Центральной Азии более предвзятое, чем, например, к гражданам Украины. Хотя, к сожалению, и те, и другие сталкиваются с нарушением их прав.

Поэтому лучше всего им ходить на собеседования в сопровождении юристов. («Фергана» писала, что в Комитете и Волонтерском центре Сахаровского центра работают волонтеры, которые готовы бесплатно оказывать помощь мигрантам.

) Надо знать, что закон – на их стороне и не бояться бороться за право своих детей получать образование.

Когда школы начинают проверять миграционный статус родителей, они берут на себя функции полиции и тем самым нарушают закон. Отказ принимать детей в школы по надуманным поводам также является нарушением – как российских законов, так и международных конвенций.

К сожалению, мигранты редко знают свои права и еще реже могут их отстаивать, опасаясь, что за активную жизненную позицию их подвергнут давлению или даже депортируют.

Однако совместная деятельность самих мигрантов и правозащитных организаций вроде Комитета «Гражданское содействие» может серьезно улучшить ситуацию в целом ряде вопросов – особенно таких важных, как отстаивание права на образование.

Екатерина Иващенко, Международное информационное агентство «Фергана»

Ссылка на основную публикацию